7 мин.

Малкома лечили и лечат правильно

Небольшая вводная от автора. Я писал целую серию текстов о травме Малкома, до и после объявления диагноза, а также после операции. Здесь я решил собрать их воедино, дабы создать целостную картину и прекратить массовую истерию вокруг травмы бразильца.

Получение травмы.

Юсупов провёл "великолепный" матч, выдав тотал травмированных соперников больше 2 (позже "подковал" Дриусси), но определяющим для травмы Малкома стал, на мой взгляд, этот эпизод.

Каков механизм и почему всю серьёзность не оценили сразу?

В отличие от травм связочного аппарата, в случае мышечно-сухожильных повреждений не обязательно должно быть совершено анатомически неестественное движение. Чаще мышцы повреждаются на фоне резких рывков, ударов или их перегрузки.

В ситуации с Малкомом очень похоже, что в эпизоде выше он хотел выбросить левую ногу вперед, дабы сохранить опору, но её задержал Юсупов, из-за чего мышца не выдержала нагрузки в уязвимом месте: мышечно-сухожильном переходе и "пошла по шву".

Коротко об анатомии

На картинке прямая мышца бедра. Она входит в состав четырёхглавой мышцы, но из всех остальных головок она оказывает наиболее важное влияние если мы говорим об игре в футбол.

Прямая мышца действует на два сустава: сгибает ногу в тазобедренном и разгибает голень в коленном. Ничего не напоминает?

Конечно же, это движение шага, а в более резком и амплитудном варианте - удара. Поэтому прямая мышца бедра одна из важнейших в формировании правильной биомеханики удара по воротам. Да и в принципе любого сильного удара по мячу. Неудивительно, что с такими "банками" у Карлоса столь мощный удар.

Вернёмся к травме, резкий рывок, удар по напряжённой мышце, всё это может провоцировать её повреждение, и наиболее уязвимым местом в такой ситуации является мышечно-сухожильный переход. Почему?

В организме любое место на стыке тканей всегда уязвимо, а известно: "где тонко - там и рвётся" рассмотрим под микроскопом.

Мышца - это веретено из множества тонких пучков, на концах этого веретена находятся сухожилия, при помощи которых она и крепится к кости. Мышечная ткань способна к сокращению, но менее прочна, сухожилие - наоборот, крайне прочное, но неспособно к сокращению. Но, так как это веретено, все эти структуры имеют довольно плавную границу и вплетены друг в друга, будто вы сплели пальцы в замок (я стараюсь максимально абстрагироваться от отсылок к Оксимирону).

Из-за того, что сухожилие очень прочное, возникают либо отрывы мышцы от кости, либо разрывы в месте мышечно-сухожильного перехода, когда не вся мышца целиком, вместе с сухожилием отрывается от кости, лишь мышечные волокна будто бы отрываются от сухожилия. Представьте, что канат прикреплён к доске при помощи закреплённой на ней железной петли, его начинает тянуть грузовик. Скорее порвётся канат или крепление оторвётся от доски, чем разорвётся кованая петля. Хотя и такое может быть, но куда реже.

Диагностика.

"Золотым стандартом" является МРТ. Я вас пожалею и не буду пытать снимками их трактовкой, информации и так много. В целом, клиническая картина довольно типична: боль, усиливающаяся при нагрузке, определённом движении, в котором задействована мышца, но оценить степень повреждения возможно лишь на МРТ, где мы увидим размеры зоны воспаления вокруг поврежденной мышцы. В случае полных разрывов клиника тоже не вызывает сомнений - сильнейшая боль, огромная гематома, и невозможность выполнения тех движений, за которые отвечает мышца. Вот например, думаю, многие этот снимок видели: разрыв большой грудной мышцы. Нередкое явление в силовых видах спорта, это однозначно операция.

И тут мы наконец-то добрались до самого главного.

Почему прооперировали не сразу?!

Ответ будет очень прост и он очевиден любому медику: в случае небольших повреждений, частичных разрывов - первое решение это всегда консервативное лечение. Медицина - это не автомастерская,операция - это тоже травма, в понимании врачей, поэтому всегда, когда можно обойтись без неё или отложить - лечат консервативно.

Пациенту на срок от 2 до 8 недель минимализируют нагрузку, обезболивают, проводят курс обезболивающей и противовоспалительной терапии и, конечно, постепенно возвращают нагрузку специальными упражнениями.

Эти, казалось бы, неспецифические упражнения направленные на группы мышц, а в сумме со сроками восстановления и формулировкой "проблемы с бедром" и привели меня к примерной локализации повреждения, когда я раскрыл диагноз Малкома. Потому что, на мой взгляд, по этим признакам выявить приблизительный диагноз специалисту было довольно легко. Легче, чем мне после такого найти работу в футбольной команде.

Что же пошло не так?

С небольшими разрывами всегда всё очевидно, буквально пара недель разгрузки сухожилия и лфк - боли как не бывало, с полным разрывом тоже - сразу операция. Однако с повреждениями средней степени дело обстоит сложнее, сроки консервативного лечения затягиваются примерно до 6-8 недель, но даже после этого боль может остаться, так как при подобной травме высок риск возникновения тендинопатии, грубо говоря, хронического воспаления сухожилия. Коварство данного процесса в том, что симптомы быстро регрессируют на фоне отдыха и так же быстро возвращаются при нагрузке, а посему оценить качество восстановления очень сложно.

Перед паузой на сборные возникла забавная ситуация. По средним срокам бразилец должен был быть уже в общей группе, но "Зенит" с ней тянул примерно... с того момента, как Малкома вызвали в олимпийскую сборную. И тут у меня снова "сошёлся пазл" - сроки восстановления можно и продлить, сказав, что ещё не полностью восстановился, дабы не отправлять его в сборную на какие-то товарняки сразу после травмы. Но тут я промахнулся, "Зенит" не лукавил и в этот момент принимал решение об операции.

Когда стало понятно, что на 100% консервативное лечение не поможет восстановиться, решение стало очевидным. Сами подумайте, постоянный дискомфорт и боль при нагрузках в области бедра на рабочей сорокамиллионной ноге, а заодно "хороший источник рецидивов" так себе перспектива для столь важного трансфера. (Если игрока и дальше не оперировать).

Когда Медведев говорил о "редкой травме" и "возможном завершении карьеры", он, видимо, не так понял врачей: травма редкая лишь тем, что чаще встречается повреждение дистального сухожилия, то есть нижнего, в области колена, а про "всю карьеру", что ж, любая плохо залеченная травма может её испортить, а Малком в самом начале своего пути, он молод и амбициозен, "Зенит" явно нацелен перепродать его, с учётом тех денег и надежд, которые возложены на бразильца, отказ от операции действительно мог привести к постоянному дискомфорту, травмам и соответствующему падению уровня игры, чем не завершение карьеры "молодой звезды" и начало пути на понижение "типичного провалившегося таланта".

Да, выходит долго, но пока "Зенит" худо-бедно справляется и без него. Весной он уже вернётся и главная задача "Зенита" сейчас, сделать так, чтобы бразилец проявил себя в том турнире, ради которого брался - в ЛЧ. А не Кубке России. Лига Европы тоже сносный вариант с учётом общего уровня выступления наших команд, но амбиции "Зенита" с начала сезона куда выше, в том числе из-за этой покупки. Питерцы долго и упорно говорили о том, что Лига Европы - не их уровень. Пора это доказать.

Мой телеграм

Мой твиттер