4 мин.

Реформы отечественного футбола. Ретроспектива-2

 

После перерыва, связанного с Великой Отечественной войной, футбольные чемпионаты в СССР возобновились. Продолжается и наш экскурс по реформам советского футбола, тем более что уже довоенная его история показала: любят наши чиновники футбол и игры вокруг него.

1945

Первый послевоенный чемпионат стартовал спустя всего лишь 4 дня официального Дня Победы. Кстати, старт чемпионата был в чем-то и символичен. Ведь именно 13 мая были окончательно прекращены военные действия в Праге, а вечером того же дня в Тбилиси местные и ленинградские динамовцы дали старт уже новым – футбольным баталиям, которые не стихают и по сей день.

Победный 45-й обошелся вообще без реформ – 12 команд в двухкруговом турнире выявили чемпиона, а занявший последнее место московский «Локомотив» уступил место в элите куйбышевским «Крыльям Советов». Видимо, слишком уж приятен был опьяняющий воздух победы всей страны, и футбол был одним из главных его составляющих. Но реформы, точнее попытки реформ, были уже не за горами.

1946-1951

И главным признаком следующих чемпионатов было - "замолвить словечко" за неудачников. Во втором послевоенном чемпионате борьбу за выживание проиграли киевские динамовцы. В последнем матче дома в игре с питерским «Зенитом» им была нужна только победа, но ленинградцы приехали на Украину с серьезными намерениями и к 70-й минуте даже вели 3:0. Хозяева отыграться сумели, но этого было недостаточно. Впрочем, смутные надежды, по крайней мере у журналистов, оставались. И в некоторых изданиях, а именно в газетах "Правда Украины", "Молодь Украiни", "Комсомолке" и "Советском спорте" ограничились лишь констатацией факта: "На последнем месте оказалась киевская команда "Динамо". И не слова о выбывании. Как оказалось, это было либо пророчество, либо осторожность. За 10 дней до начала чемпионата-1947 был объявлен состав первой группы в количестве 13 команд – прошлогодней дюжины плюс новобранцы снизу в лице ВВС.

Новобранцы правда ничем в элите не отличились и выше последнего места взлететь так и не смогли. Но у ВВС был свой, отнюдь не небесный, покровитель – сын «отца народов» Сталин Василий Иосифович (на фото он как раз болеет на трибуне за футболистов ВВС). При такой поддержке оставить военно-воздушно-футбольный проект на плаву было делом пары официальных писем и одного постановления. Поэтому в чемпионате-1948 участвовали все те же плюс московский «Локомотив». Правда до этого была несвершившаяся реформа, с помощью которой надеялись сделать чемпионат действительно всесоюзным.

2 мая 1948 года на старт самого загадочного несвершившегося чемпионата СССР вышли аж 30 команд – по паре от 15 союзных республик из 16 имевшихся в наличии (Карело-Финскую не допустили по причине слабого развития в ней спорта номер один). Удивительно, но все команды играли друг с другом по неизвестной широкому кругу болельщиков системе: ни Положения, ни календаря, а «Советский спорт» за полторы недели игр так и не известил своих читателей, что, мол, чемпионат вовсю уже идет. А 15 мая лавочку практически выставочных игр прикрыли, и начался обычный двухкруговой турнир 14 команд (те же и «Локомотив»).

Количество команд все-таки увеличили в 1949 году. Кстати, не по спортивному, а по союзному принципу прибавив к 13 сильнейшим (московских крылышек, занявших последнее место в 1948 году все-таки изгнали как чуждый непровинциальный и немногонациональный элемент) представителей Баку, Еревана и Риги. Еще двумя новичками первой группы стали победители прошлогоднего чемпионата во второй группе харьковские железнодорожники и… «Шатер» из Сталино (теперь - Донецк) (на фото стадион "Шахтер", открытый правда позднее - в августе 1950-го). Кто и как пролоббировал интересы горняков, не подходивших под высший класс ни по какому принципу, неизвестно. Может название города понравилось кому?...

1950 год ознаменовался переименованием первой группы в Класс «А» и очередным «плюс один» к составу участников. Тбилисский «Спартак» завоевал право перехода в класс «А» в спортивной борьбе, выиграв дополнительный мини-турнир еще у двух претендентов, набравших в финальном турнире одинаковое количество очков: подмосковного завода им. Калинина и одесского «Пищевика».

И все-таки 19 команд в Классе «А» выглядели, видимо, более массовкой нежели конкуренцией, и посему по Положению, принятому весной 1950-го, 6 неудачников должны были перейти ниже, а на замену им приходили лишь две команды. Тут то и посыпались прошения на имя секретаря ЦК КПСС товарища Суслова. Обращались к нему с просьбой о помощи не только секретари комитетов партий национальных республик (Белоруссии, Азербайджана, Армении), но и министерство путей сообщения, пытавшееся сохранить место в классе "А" оказавшимся на запасном пути "Локомотивам", московскому и харьковскому, а также лучшие коммунисты города-героя Сталинграда. Странное дело, но вверх взял закон, точнее Положение о Чемпионате СССР.

И в 1951 году 15 команд сыграли двухкруговой турнир, определили тройку призеров и тройку неудачников, которую заменила тройка лауреатов Класса «Б». Что поделаешь, любили у нас тогда всякие разные "тройки". Наступал год официального дебюта сборной СССР на международной арене – год Олимпиады в Хельсинки, и год беспрецедентной силовой реформы после возвращения советской сборной с первых для нее Игр.

Продолжение следует.