2 мин.

Китайская революция

В 1970-е годы случилась революция в футболе. Конвертация популярности вида спорта в деньги. Назовите это маркетингом. Спорт для бедных начал перемалывать ТВ-права и спонсорские контракты в огромные трансферы и зарплаты.

Один из тогдашних троцких-лениных – Блаттер - сейчас (строго по канонам любой революции) пошел к стенке. Ради торжества борьбы с коррупцией? Скорее, как жертва смены исторических вех. Лояльного пьяницу-маршала можно было терпеть в 1936, даже в 1937, но в 1938 пришлось уже расстреливать. Дедушку-взяточника можно было терпеть 1980-е, 90-е, даже в 00-е, но в 2010-е бизнес уже не хочет развешивать на стадиках свои рекламки и просто ждать, как быстро прое5ут их рекламные бюджеты.

Снова случилась революция. Клубы все еще можно покупать ради паблисити, потому, что  бабосы ляжку жгут, что у всех друзей уже есть, чтобы отжать местный порт. Ну и появление млекопитающих еще не означало, что все динозавры мгновенно сдохнут. Но символический Зимний уже штурмуют храбрые краснофлотцы и уже символически гоняют героинь батальона смерти.

Просто гонять на турниры в Азию – также перспективно, как мировые турне На-На: стадионы полны восторженной публики, кассы тоже, но через пять-шесть лет и те, и другие перестанут.

Так почему же контракт с китайцами – смена вех?

Благородная публика уже не хочет ежегодного восторга разглядеть На-На, стоя на грязной скамейке в километре от кумиров. Публика хочет вовлеченности. И большой местный бизнес – тоже. Джек Ма обзавелся половиной Гуанджоу Евергранде вовсе не из-за чесотки самолюбия. China Media Capital тоже вложил в ТВ-права Chinese football league заметные $1,3 млрд. не ради забавы. Большой азиатский бизнес открыл для себя возможности футбола, как части медиа-бизнеса. Не уникальной части. Нет никакой разницы переживать на Люка Скайуокреа или Куна Агуэро.

Основатель China Media Capital – Ли, что понятно – вместе с президентом КНР был не так давно в Англии, решал вопросы не только по City Football Group, но по и поводу открытия развлекательного парка Lego в Шанхае. Точно также – в том же составе – в США решали вопрос с Warner Brothers по кинопроизводству и прокату.

Кстати, £265 млн. – это выше цены Ман Сити, которую заплатил  благородный шейх в 2008. Но если тогда это кому-то могло показаться причудой, то сейчас покупка этих 13% - просто инвестиции в глобальный медиа-бизнес.