10 мин.

Превращение. Как размен Бензема на Беллингема заключил «Реал» в эволюционный кокон

Метаморфозы «Мадрида».

За тонной аналитических текстов, схем, продвинутых метрик и таблиц xG мы обращаем слишком мало внимание на фундаментальные изменения команд и то, как происходит слом самой среды, в которой существуют игроки. Мы концентрируемся на схемах и тактических задачах, упуская более важные аспекты, формирующие природу команды.

Родриго получил много критики в испанской прессе за его низкие показатели в начале сезона: он забил всего 1 гол в чемпионате до ноября. Винисиус Жуниор тоже начал сезон далеко не в том бешеном темпе, к которому мы привыкли, и вскоре получил травму. После восстановления, он успел набрать хорошую форму, проявить себя в нескольких матчах и потом вновь слег в лазарет. Помимо травмы, многие считают причиной не очень убедительного старта сезона его новую, более центральную позицию. Аналогичные тезисы мы не раз читали про Родриго.

Помимо бразильцев, сезон сходу стал трудным для Луки Модрича: до начала эпидемии травм, хорват был предпоследним (меньше играл только Себальос, который был травмирован) самым используемым полузащитником команды и публично выражал недовольство новой ролью.

Смотря на все это, отстраненный от дел «Мадрида» зритель не поверил бы, что в прошлом сезоне они постоянно входили в число лучших игроков «Реала» и были чрезвычайно важны в лучших моментах команды за последний год.

Что же произошло с тех пор?

Для того, чтобы понять, чем для команды отличаются сезоны 2022/23 и 2023/24, сначала нужно понять, как повлияли на «Реал» два главных события прошедшего года: уход Карима Бензема и приход Джуда Беллингема.

«Реал» сезона 2022/23 играл по модулю 4-3-3. Со временем, система претерпела некоторые изменения (Вальверде начинал как вингер, но вернулся в полузащиту, Тчуамени то появлялся, то исчезал из состава, Камавинга стал левым защитником, Родриго – основным и так далее), но основная схема всегда была 4-3-3.

Если перейти от цифр к тому, что происходило на поле (что гораздо важнее), то это была команда, похожая на любую другую команду Анчелотти: мобильная атака, в которой основное внимание уделялось максимальному раскрытию индивидуальных талантов игроков, не жертвуя при этом чувством коллективизма.

Основой этой команды, как я уже сказал, была мобильная атака, в значительной степени основанная на короткой, техничной игре с мячом внизу, «от ноги к ноге», где игроки создавали пространство из исходя из своих движений, а не из своих позиций.

«Реал Мадрид» 2022/23 стал синонимом постоянных перегрузов одной зоны огромным количеством футболистов: оружия, часто используемого командой Анчелотти для облегчения коротких касаний. Игроки всегда находились очень близко друг к другу, пасовали и тут же перемещались. «Касайся мяча и сразу начинай движение» – основа игры «Мадрида» Анчелотти.

Это была команда, изобилующая паузами, не боящаяся замедлить скорость движений, чтобы лучше интерпретировать ситуацию. Игроки постоянно находились в движении, сближаясь друг с другом, создавая очень короткие линии паса.

Главной опорой этого стиля был Карим Бензема. Известную способность француза быть одновременно плеймейкером и «девяткой», артикулирующим, креативным, блестящим, непредсказуемым и улучшающим игроков вокруг себя нельзя недооценивать, если мы хотим понять изменения в «Реале».

Его способность «склеивать» команду, играть коротко, двигаться, опускаться с позиции «9» и организовывать атаку как «10», раздавать креативные и точные передачи партнерам и при этом быть бомбардиром – почти беспрецедентна в истории футбола.

Имея в своем составе звезду такого калибра, Анчелотти, конечно же, выстроил команду вокруг характеристик Бензема: короткая, техничная игра, свобода передвижения и комбинаций через быстрые касания.

Как оказалось, идеальная игра Бензема была также идеальной игрой для большинства игроков «Мадрида». Модрич, Вальверде, Тчуамени, Камавинга, Вини и особенно Родриго не только вписываются в эту игру, но и яростно преумножают ее плюсы.

Все упомянутые игроки (особенно Родриго) являются мобильными атакующими игроками под стать стилю Анчелотти, потому что он предоставляет им огромную свободу позиционирования и взаимодействия. Они могут свободно перемещаться по полю, создавать треугольники и играть короткими передачами до тех пор, пока не достигнут чужих ворот. Все они игроки одной футбольной стихии.

Все они очень техничные игроки, привыкшие к короткому, мобильному стилю игры, с рывками, треугольниками, диагоналями и множеством возможностей для взаимодействия. Команда для Бензема – это команда для всех.

Бензема улучшил всех вокруг себя, потому что он... звезда, да, но главным образом потому, что его характеристика как футболиста идеально сочеталась с характеристиками остальных игроков команды. Они были созданы друг для друга.

Но Бензема страдал от мышечных проблем на протяжении всего прошлого сезона, и, хотя команда в конце концов нашла несколько альтернатив, проблемы рано или поздно настигли бы команду. И это случилось.

Даже когда «Реал» играл хорошо (как в случае с ничьей 1:1 с «Манчестер Сити»), он упускал множество моментов просто потому, что Бензема, страдая физически, уже не мог продолжать игру как раньше. Многие моменты, которые раньше могли возникать из его движения и понимания игры, даже не «рождались».

Сезон закончился. Бензема ушел, а Беллингем стал главным летним приобретением «Мадрида». Имея слишком много полузащитников и недостаточно нападающих, Анчелотти отказался от схемы 4-3-3 и начал строить команду по схеме 4-4-2 с ромбом в полузащите.

Эта новая система несла в себе некоторые тактические последствия, например, требовала от фланговых защитников играть в более атакующей роли и требовала от Вини и Родриго проводить больше времени ближе к центру, а не к флангам. Но это изменения, касающиеся тактики, в то время как главное изменение коснулось совершенно другого аспекта. Гораздо более фундаментального.

Все дело в том, что Беллингем – игрок другой футбольной стихии.

Можно вспомнить «Баварию» Гвардиолы в 2015/16, в которой Видаль и Мюллер были центральными полузащитниками. Сегодня нет ничего необычного в том, чтобы представить себе команду Гвардиолы с Видалем и Мюллером в центре, но в то время, когда команда Хави и Иньесты была еще свежа в памяти, это было в новинку. Столкнувшись с вертикальностью немецкого футбола, Пеп понял, что ему нужно «ускорить» игру.

Поэтому он изменил построение команды и стал больше атаковать с помощью вингеров, используя преимущества ширины поля и передавая мяч полузащитникам для завершения атак. Его полузащитники были нацелены на атаку штрафной площади на постоянной основе. Марти Перарнау Грау в своих книгах объяснял, что Пеп в Германии стал больше ценить навесы в штрафную и стандарты.

В современном футболе, где все радикально вертикально, очень часто можно увидеть, как команды, практикующие позиционную игру, повторяют это: используют вингера и ширину поля для «ускорения» игры и передачи мяча полузащитникам, атакующих штрафную, для завершения атак. Полузащитник, который завершает, а не выстраивает.

Беллингем родился именно в этой культуре, в позиционном и вертикальном футболе, который стремится перенести ось «строительства игры» на фланги, используя и иногда злоупотребляя навесами и ожидая, что полузащитники будут хорошими финишерами, и не обязательно хорошими строителями.

Вы должны понимать, что данный текст априори не нацелен на оценку в категориях хорошо/плохо, он призван подчеркнуть разницу фундаментальных элементов игры в футбол, разницу футбольных стихий. Дело не в том, что Беллингем не умеет выстраивать игру: на самом деле, его телосложение и футбольный интеллект могут быть очень полезны во многих аспектах игры. В конце концов, ему всего 20 лет и внедрить его в систему игры с короткими касаниями и продвижением мяча через движение возможно.

Но Анчелотти не стал этого делать, потому что, как я уже говорил, игра «Реала» строилась вокруг Бензема, игрока поколения и невероятного организатора. Потеря звезды калибра Карима – это несоизмеримый удар по любой системе игры в мире.

Поэтому Анчелотти решил строить команду для Беллингема и вокруг него. Если вы убираете Бензема из команды и заставляете ее играть вокруг Беллингема – это означает, что команда, которая всегда играла с короткими касаниями и близкими друг к другу игроками, теперь будет играть, чтобы усилить игру Джуда.

В игре «Мадрида» это выразилось логичным образом: стало больше навесов и длинных передач, а также забросов за спину, чтобы воспользоваться сверхчеловеческой способностью Беллингема использовать свое телосложение для создания превосходства в любой зоне. «Реал» стал нацелен на огромное количество передач на ход вингерам и латералям, с последующим возвращением мяча в центр, без затяжных комбинаций. Меньше мяча в ногах и больше мяча в пространстве.

Посмотрите игру «Реала» в этом сезоне и обратите внимание, сколько раз Беллингем делает точный заброс на флангового защитника, который на скорости атакует по краю и тут же врывается в штрафную, чтобы подготовиться к последующему прострелу/навесу в штрафную.

Это чужеродная стихия для этого состава «Мадрида», привыкшего играть в абсолютно другой стилистике. Джуду нужны навесы и длинные передачи, чтобы он мог максимизировать свой потенциал, ему нужно больше вертикальности.

И это трудно для Вини, Камавинги, Модрича, Родриго и других. Им нужен мяч внизу и в ногах, а не в пространстве, а также очень короткая игра с помощью быстрых касаний. Замедление игры в нужные моменты с помощью контроля через передвижения на ограниченном пространстве. Именно поэтому иногда у вас могло возникнуть ощущение, что многих игроков просто «нет в игре». Они выступают в совершенно новой парадигме. Их сильные стороны раскрываются максимально в другой системе футбола.

Анчелотти решил подчинить команду Беллингему, а не наоборот. Это во многом говорит о том, насколько высоко тренер оценивает возможности самого Джуда. Но это еще и говорит о том, что Карло не увидел возможности интегрировать англичанина в футбол стиля «касайся мяча и начинай движение». Во всяком случае, быстро.

И именно этот фактор заключил «Мадрид» в «эволюционный кокон». На протяжении первой части сезона мы много раз видели попытки Беллингема и остальных соответствовать друг другу, перенять футбольные стихии друг друга, адаптироваться к ним. Где-то этот симбиоз выглядел очень натурально, но были и моменты, когда это мешало.

Рано или поздно, одна из двух футбольных стихий возьмет верх. Одна поглотит вторую. Но у нас нет ответа на вопрос, что лучше для этого «Мадрида» – поглощение Беллингема и его интеграция в новый для себя стиль или поглощение Беллингемом всех остальных? Пока мы знаем только то, что этот процесс уже запущен, а кокон уже сформировался, заключив в себя «Мадрид», который появится на свет после окончательного завершения процесса подчинения одной из двух вышеописанных стихий.

Теперь нам осталось лишь дождаться и посмотреть, какой «Мадрид» выйдет из этого кокона. Но будьте настороже – эволюция не всегда дает приятный глазу результат. Иногда она порождает чудовищ.

Телеграм-канал автора: La Saeta Rubia