5 мин.

Телом шотландец, ирландец душой

В фокус внимания блога Scottish Premier League 4ever попал потенциальный новичок московского «Спартака» Айден Макгиди. Особенности происхождения вингера «Селтика», его манера игры, излюбленные приемы и трансферные ориентиры – в подробном портрете шотландского ирландца.

Двадцатичетырехлетний игрок «Селтика» Айден Макгиди совершенно неожиданно для себя оказался в эпицентре внимания российской футбольной общественности. Московский «Спартак», давно не баловавший своих поклонников активной трансферной политикой, обратил взор на ирландского самородка. Кто же он, уроженец Шотландии, отдавший предпочтение флагу Республики перед стягом Святого Андрея?

Широко известно, что в Шотландии, как ни в одном другом регионе Британии, много потомков выходцев с Зеленого острова. И футболисты среди них тоже произрастают. Наиболее известен в России Оуэн Колумбо Койл, творец чуда «Бернли», а сейчас погоняющий «рысаков» из Болтона. Но для Айдена Макгиди ориентиром и проводником был совсем не Койл, а малоизвестный за пределами Шотландии Томми Бернс. Оба – уроженцы Глазго ирландского происхождения, оба связали свою жизнь с «Селтиком», пройдя путь от юношеских команд до взрослой, состоявшейся жизни. Когда Томми Бернс, идол ирландской и католической общины Глазго (а теперь и всей Шотландии), скончался от рака кожи 15 мая 2008 года в возрасте всего 52 лет, его похороны превратились в общенародную траурную процессию, в которой были люди всех возрастов и исповеданий, а гроб несли в том числе не скрывавшие слез Уолтер Смит и Алли Маккойст.

Об Айдене Макгиди, человеке, ассоциирующем себя прежде всего с Ирландией, с ее свободолюбивым духом и памятью предков, нельзя говорить отрываясь от его корней. Можно и нужно говорить о технико-тактических показателях игрока, его игровой позиции, ведущей ноге и так далее, но именно в этом случае надо понимать, что черты национального характера определяют игру Макгиди не менее, а возможно и более, чем физические возможности.

Официальная, «застолбленная» позиция Айдена – вингер, крайний полузащитник с явно выраженной атакующей направленностью. При этом он столь заострен на атаку, что довольно часто выдвигается вперед сразу, когда «кельты» предпочитают сыграть 4-3-3. Кстати, как правило чистого нападающего Макгиди играет при встречах с более слабыми командами, что вполне объяснимо и понятно – против «Рейнджерс» или «Хиберниана» желание сыграть стопроцентно атакующе отпадает у кого угодно. Макгиди по идее может сыграть на обоих флангах, а «Спартак», сейчас довольно часто вынужденно играет по схеме 4-2-2-2. Согласимся, что Яковлев, Баженов и Саенко в данный момент вряд ли те игроки, конкуренции со стороны которых может опасаться ирландец.

Каждый фланговый игрок, претендующий на место в составе неплохого клуба, должен обладать скоростью. Каждый фланговый игрок, желающий быть заметным, должен обладать своей «фишкой», своим стилем, не позволяющим смешаться с другими многочисленными бровочниками. Так, например, у Владимира Быстрова это прыгучесть. Качество Айдена Макгиди, выделяющее его из числа других, наверное стоит назвать таранностью. Когда он бежит на защитника, то, несмотря на довольно среднюю комплекцию, скорее напоминает регбиста, чем футболиста. Создается ощущение, что он готов оппонента не обвести, а попросту затоптать, оставив от защитника на траве лишь помятую форму.

Дебютировав за основную команду «Селтика» в апреле 2004-го против «Хартса», Макгиди всего через 17 минут после появления на поле забил свой первый мяч в ШПЛ и увел свою команду от поражения. Болельщики Хупс готовы были носить юниора на руках, и даже старый ворчун с БиБиСи Чик Янг пробормотал что-то вроде: «да, у этого парня есть будущее». Заявив о себе в 18 лет, Макгиди официально был признан звездой по итогам сезона 2006-2007, собрав одновременно трофеи игрока года Шотландии по итогам голосования игроков (что котируется выше чем офицальная версия ШПЛ) и лучшего молодого игрока ШПЛ, повторив путь своего товарища и одноклубника Шона Мэлоуни, собравшего обе награды в 2006 году.

Роднит их с Мэлоуни и еще одно качество – довольно сильная травматичность. Макгиди никогда не выбывал на целый сезон, но любой опытный скаут знает про его хроническую травму запястья, преследующую игрока с 19 лет. Слава Богу, это не ноги, но ведь тоже достаточно неприятно. Не сумевший закрепиться в составе Вилланов Мэлоуни был вынужден несолоно хлебавши вернуться в Шотландию, и, посмотрев на это, Макгиди для себя решил подобной участи избежать.

Ирландец считается очень неплохим пенальтистом, по крайней мере штаб и игроки ему доверяют эту обязанность. Он небезупречен с 11-метровой отметки, но, как говорят в детстких спортшколах, даже промахивается уверенно – то есть дрожи в коленках за ним замечено никогда не было. В самом деле, раз его предки пережили варварское нашествие Кромвеля, чудовищный голодомор XIX столетия и три сотни лет британской оккупации, то бояться ошибиться в игровом эпизоде – это попросту себя не уважать.

Но вот если говорить про сопровождающие Макгиди упреки, то наиболее часто падают на него подозрения в симуляции. Толком уже никто и не помнит почему именно, всякое по молодости лет случалось, но имидж сформировался стойко. Даже в прошедшем сезоне его умудрились удалить вроде бы в игре против «Хиберниана» на Истер Роуд, предъявив вторую желтую за симуляцию. Хотя, посмотрев в рамках Лиги чемпионов на бразильско-хорватского ныряльщика Эдуардо из «Арсенала», Эйден скорее всего пожалел, что не может приносить пенальти своему клубу так же эффективно.

С трансферной точки зрения на Макгиди спрос есть и был. Им интересовался «Мидлсбро», когда еще был в силе, а уже пару лет каждое трансферное окно называются клубы уровня «Тоттенхэма»-«Астон Виллы», последним наиболее активным фигурантом числится «Эвертон». Почему Макгиди не испытывает желания ехать в Англию, повод для гаданий. Видится, что тут все-таки комплекс причин: реальная возможность не закрепиться в составе (см. Мэлоуни), финансовые условия довольно скромны (по крайней мере по сравнению с захотевшим наконец потратиться «Спартаком»), возможно тут присутствует и впитанная с детства нелюбовь к ребятам из бывшей метрополии.

Прогнозировать, как сложится у Макгиди в России, невозможно. Но можно быть уверенным, что он будет отдавать всего себя без остатка игре. А болельщикам «Спартака» стоит пожелать, чтобы Макгиди в соответствии со своим игровым номером – 46 – принес клубу в два раза больше пользы чем бывший 23 номер и поскорее своей игрой заставил забыть о Быстрове.