9 мин.

Разгневанный Клопп, «тупой» вопрос и когда менеджеры теряют самообладание

По мнению Юргена Клоппа, вопрос, заданный скандинавским телевидением сразу после поражения «Ливерпуля» в Кубке Англии от «Манчестер Юнайтед» со счетом 3:4, был «глупым» и послужил оправданием для прекращения его интервью.

Репортер: «Обычно интенсивность — это главное в вашей игре, так почему же в дополнительное время стало так сложно ее проявить?»

Клопп: «Немного глупый вопрос, мне кажется. Если вы никогда не видели нашу игру, вы можете спросить, как у них может быть так много ресурсов? Мы сыграли — не знаю, сколько игр за последнее время. Я не знаю, сколько именно игр провел «Юнайтед». Это спорт. Я очень разочарован этим вопросом, но вы подумали, что, очевидно, это хорошо?»

Репортер: «Значит, слишком много матчей?»

Клопп: «Да ладно. Вы явно не в лучшей форме, и у меня на вас нет никаких нервов. И вопрос... что с вами не так? Чего вы хотите?»

Однако для человека, который так расстроил Клоппа, воскресная размолвка принесла лишь чувство неловкости от того, что он невольно стал частью истории.

«Я должен рассердиться, потому что вещи, которые он сказал, были неприятными, — говорит Нильс Кристиан Фредериксен из V Sports о вспышке гнева, которая, по его словам, «напугала» тех, кто стоял рядом. — Он был совершенно не в духе, потому что вопросы не были такими уж спорными».

Конец интервью Юргена Клоппа датскому телевидению. 🥴

«Сначала все было нормально, потому что он сказал, что это был глупый вопрос. Три месяца назад я слышал то же самое от Пепа Гвардиолы (менеджера «Манчестер Сити»), но это было в забавной форме. Мне показалось, что Клопп говорит в том же духе, поэтому я спросил у него».

«Но потом он начал заводиться, проявилась атмосфера, и интервью стало идти явно не туда».

Ваше мнение об инциденте с Клоппом, вероятно, зависит от того, что вы думаете о менеджере «Ливерпуля» или что вы думаете о журналистах — эй, пожалуйста, будьте немного добры к нам в комментариях — но почему происходят подобные вспышки? На протяжении многих лет в них не было недостатка — от сэра Алекса Фергюсона до Гвардиолы и нескольких инцидентов с самим Клоппом.

Может быть, менеджеры — плохо умеющие проигрывать люди, которые не умеют себя вести? Это излишне провокационная постановка вопроса — или в этом есть какая-то игра?

Для тех, кто сталкивался с суматошным послематчевым графиком — все менеджеры Премьер-лиги должны выступить в туннеле перед британским правообладателем матча, радио и максимум тремя международными вещателями, а затем сесть за стол перед прессой — выходка Клоппа не стала сюрпризом.

«В Премьер-лиге в день матча это (количество интервью) просто невероятно, — говорит Пол Хеккингботтом, который до декабря возглавлял команду высшего дивизиона «Шеффилд Юнайтед». — Некоторые из них могут немного отличаться, например, норвежское телевидение хочет говорить о скандинавских историях или игроках, но часто это одни и те же вопрос».

«Когда я даю интервью СМИ, я всегда думаю о том, что говорю со своими игроками и болельщиками. Ты говоришь не только с интервьюером».

«Проблема в том, что ты не знаешь, как эта история будет потом представлена. Кроме того, есть элемент кликбейта — социальные медиа часто делают это с вопросами, которые вам задают. Они просто возьмут одну строчку и сделают ее как можно более драматичной».

«Однажды в «Шеффилд Юнайтед» я обернулся к задавшему вопрос и сказал что-то вроде: «Вы смеетесь что-ли? Это глупый вопрос». Это произошло во время интервью. Пресс-атташе клуба сказал мне после этого: «Ты немного перебарнслил (на йоркширском сленге — конфронтация), приятель». Но такое случается».

«Стоит ли критиковать Клоппа за то, что он ушел? Нет, с чего бы это? Нужно ли разрывать менеджера на части из-за того, что он огрызнулся на прессу? Нет».

Дэйв Джонс, бывший менеджер «Кардифф Сити» и «Саутгемптона», с этим согласен.

«Вы видели Клоппа на выходных, а после матчей эмоции зашкаливают, — говорит он. — Иногда тебе задают глупые вопросы. «Как вы себя чувствуете?» — такой вот у меня спрашивали. Вас только что разгромили со счетом 0:6, как, по-вашему, я себя чувствую? Прекрасно, конечно!»

У Джонса были неприязненные отношения с некоторыми СМИ (Майкл Риган/Getty Images)

«Во многих случаях ты руководствуешься тем, что можешь говорить только определенные вещи. В «Кардиффе» у нас было очень тяжелое финансовое положение. Но на самом деле ты не можешь говорить об этом (публично). Это никому не поможет».

«Чем больше ты обучен работе со СМИ, тем легче тебе это дается. Но бывают моменты, когда тебя достают. Моя жена потом говорила мне: «Тебе не следовало этого говорить»».

Ассоциация менеджеров лиг (LMA) и Ассоциация профессиональных футболистов (PFA) действительно уделяют большое внимание обучению своих членов работе со СМИ. Иногда, однако, столкновение личностей менеджера и репортера приводит к тому, что конфликт становится неизбежным.

За шесть лет работы менеджером «Кардиффа», в течение которых он выходил в финал Кубка Англии и плей-офф чемпионата, у Джонса возник ряд разногласий со Стивом Такером, который писал о клубе для газет Western Mail и South Wales Echo. Это привело к нескольким запретам для Такера, который скончался в 2019 году в возрасте 52 лет.

«Он, естественно, решил, что раз мы с ним сцепились, то он мне не нравится», — вспоминает Джонс, который спустя четыре года после ухода из «Кардиффа» написал Такеру письмо, чтобы сообщить, что недавняя ретроспективная статья о его работе в клубе была «справедливой оценкой».

«Но мы с ним ссорились только тогда, когда я не соглашался с тем, что он писал — на что я имел право. Однажды я сказал ему: «Есть два способа покинуть этот кабинет: один — через дверь, другой — через окно. И я знаю, какой из них мне больше нравится». Он выбрал дверь, что стало большим разочарованием!»

«Мы все уладили, но между нами никогда не было настоящих отношений. Правда, он так и не узнал ни меня, ни моего чувства юмора. Если честно, я тоже так и не узнал его».

Футбол изобилует менеджерами, которые могут быть весьма колючими в общении с прессой.

Бывший менеджер сборной Шотландии и «Селтика» Гордон Стракан часто использовал в интервью смесь сарказма и юмора, порой из чувства самосохранения и желания защитить своих игроков.

«Как менеджер, ты также должен быть уверен, что нарратив — это твой нарратив, — говорит Стракан, который в прошлом сравнивал свои отношения с прессой с «боем без правил». — Потому что твои игроки это смотрят. Если бы кто-то сказал мне, что мои игроки не стараются, я бы ответил: «Откуда вы знаете, что они не стараются?»».

Стракан говорит, что в интервью речь шла о контроле (Джефф Джей Митчелл/Getty Images)

«Иногда ты можешь выставить себя в глупом свете. Но главное, чтобы ты не выглядел глупо перед игроками. Вторым важным фактором во всем этом является то, что когда ты находишься там, как Клопп в воскресенье, ты чувствуешь, что ты один против 30».

«На тебя нападает целая толпа. Они охотятся стаей. Однажды я сказал кому-то: «Я здесь как раненый зверь, забившийся в угол, и люди тычут в меня палкой»».

«В такой ситуации, как вы думаете, что мне делать? Конечно, вы получите реакцию».

Судейство этой словесной перепалки неизменно ложится на плечи футбольных пресс-атташе, особенно в высших дивизионах, где свет прожекторов светит ярче.

Это нелегкая задача, особенно если учесть, что приходится обслуживать столько интересов, включая интересы менеджера, совета директоров и телевизионных боссов, чьи работодатели вливают в игру сотни миллионов фунтов. В результате одной из их ключевых послематчевых обязанностей становится инструктаж менеджера, в ходе которого он получает информацию о том, чего ожидать в плане вопросов, и, если нужно, предлагает несколько вариантов ответов.

Однако не все идет по плану, что объясняет, почему на пресс-конференциях они остаются настороже, особенно после поражения. Это включает в себя обучение распознаванию признаков того, что менеджер вот-вот взорвется: один опытный бывший сотрудник СМИ Премьер-лиги знал, что нужно ожидать фейерверка в тот момент, когда нога одного конкретного менеджера начинает дергаться под столом.

«Обычно это означало, что ему не терпится встать и врезать кому-нибудь, — говорит сотрудник клуба, который говорил на условиях анонимности, чтобы защитить свою работу. — Как только я видел, что нога дергается, я понимал, что игра окончена».

«Но менеджеры — взрослые люди, и если они хотят что-то сказать, то, сколько бы ты их ни инструктировал и ни успокаивал, они это скажут».

Адриан Бевингтон понимает это лучше многих. Он 18 лет проработал в Футбольной ассоциации, последние пять лет до 2015 года занимал должность управляющего директора клубного футбола Англии. Он работал вместе с семью менеджерами сборной Англии.

«На этом этапе ты ничего не контролируешь, — говорит Бевингтон, ныне управляющий директор PROProfil, агентства по представлению интересов игроков и тренеров, о моменте, когда начинают работать камеры. — Ты сидишь там и сразу понимаешь, как может сложиться ситуация, когда будет сделан большой заголовок. К сожалению, было много случаев, когда я сокрушался по этому поводу».

У Клоппа есть опыт общения с интервьюерами (Оуэн Хамфрис - Pool/Getty Images)

Чтобы эмоции не брали верх над менеджером, Бевингтон использовал один простой, но эффективный прием перед началом послематчевого раунда телеинтервью.

«Я выводил менеджера или тренера на улицу, подальше от раздевалки и, что важно, (подальше) от его тренерского штаба, — добавляет он. — Потому что тренеры и игроки, очевидно, тоже очень эмоциональны и не всегда объективны, как могли бы быть».

«Иногда можно сказать что-то, что может вызвать худшую реакцию. Менеджеры в это время уязвимы».

В чем Бевингтон действительно сочувствует современным менеджерам, так это в повышенных требованиях СМИ, особенно сразу после финального свистка, когда поражение может поднять напряжение.

«Любой менеджер поймет, что это не то же самое, что спуститься в шахту (работая шахтером), — говорит он. — Но это все равно требует усилий и может быть изнурительным, когда один и тот же вопрос задают 12 раз подряд».

«Когда у вас негативный результат, особенно в очень напряженной игре, это может еще больше усилиться».

Это, несомненно, относится и к Клоппу на «Олд Траффорд» в воскресенье, где зона, отведенная для телеинтервью, считается тесной по меркам Премьер-лиги, поскольку состоит из четырех крошечных комнат без дверей. Постоянные посетители говорят, что это может нагнетать обстановку.

«Я полностью понимаю его разочарование, — говорит журналист Фредериксен о Клоппе, с которым он уже неоднократно беседовал, в том числе когда немец был менеджером «Майнца» с 2001 по 2008 год. — Это лучший тренер в мире, наряду с Пепом Гвардиолой, я очень уважаю его. Правда».

«Я знаю, что ты никогда не достигнешь этого уровня, если не будешь самым худшим проигрывающим матчи в мире, и я думаю, что именно об этом эта история. Они дважды вели в счете в матче с «Манчестер Юнайтед», были фаворитами перед игрой и сенсационно проиграли ее».

«Он так плохо умеет проигрывать матчи, что у него все чесалось. Если пойти дальше, то сейчас он покидает «Ливерпуль» (летом), я думаю, его мечтой было закончить всё на «Уэмбли» (финал Кубка Англии мог стать последней игрой «Ливерпуля» в сезоне), и этого не случится, так что я понимаю его разочарование».

«Я не держу на него зла, но он действительно был не в духе».

Авторы: Ричард Сатклифф и Дэн Шелдон (источник)

Фото обложки: Visionhaus/Getty Images

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.

Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!