9 мин.

Почему FSG стремится к созданию мульти-клубной модели?

Во вторник, после того как Майкл Эдвардс был назначен главным исполнительным директором футбольной компании Fenway Sports Group (FSG), прозвучало признание того, что «Ливерпулю» необходимо меняться.

Новую эру без Юргена Клоппа теперь будет создавать Эдвардс, бывший спортивный директор «Ливерпуля», и в его планы входит инвестирование в клуб-партнер.

Модель владения несколькими клубами приходит на «Энфилд», и Эдвардс считает, что у «Ливерпуля» нет другого выбора, кроме как расширяться, если они хотят «оставаться конкурентоспособными» в Премьер-лиге и за ее пределами.

Это явный сдвиг в стратегии «Ливерпуля», клуба, который до сих пор действовал в одиночку, в отличие от многих своих крупных конкурентов. Ниже мы анализируем ключевые вопросы, которые она перед собой ставит.

Что именно предлагает FSG?

Эффектно вписаться в толпу Премьер-лиги. Более половины из 20 английских клубов высшей лиги сейчас поддерживают отношения как минимум с одним европейским клубом, и за последние 12 месяцев эта тенденция получила дальнейшее развитие.

«Ливерпулю» приходится идти в ногу с соседями, о чем Майк Гордон рассказал в своем вчерашнем письме сотрудникам.

«За последние несколько лет глобальный футбол сильно изменился, став все более изощренным и создав огромное количество проблем», — написал Гордон.

«Чтобы оставаться конкурентоспособными, мы должны использовать все доступные нам возможности для получения преимуществ. Для этого Майкл (Эдвардс) будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты и уже определил приобретение еще одного клуба как один из каналов, который поможет укрепить нашу общую деятельность и стимулировать наши конкурентные амбиции».

Ранее «Ливерпуль» сопротивлялся тенденции, заданной владельцами «Манчестер Сити», которые собрали 13 клубов по всему миру под вывеской City Football Group (CFG), включая «Жирону» в Испании, «Палермо» в Италии и «Нью-Йорк Сити» в США, но сейчас признается, что преимущества модели с несколькими клубами нельзя игнорировать.

«Это ни в коем случае не отменяет сосредоточенности, внимания, заботы и, что самое главное, инвестиций в «Ливерпуль», — добавил Гордон. — На самом деле, мы рассматриваем это как путь, который поможет укрепить наш клуб в будущем».

Испанский клуб «Жирона» входит в состав City Football Group (Дэвид Рамос/Getty Images)

Связано ли все это с повторным наймом Эдвардса — или FSG все равно планировала это сделать?

Уже давно говорилось о том, что FSG готова купить еще один футбольный клуб, чтобы управлять им параллельно с «Ливерпулем». Его связывали с четырьмя бразильскими клубами — «Крузейро», «Ботафого», «Атлетико Паранаэнсе» и «Интернасьонал», — но Билли Хоган, генеральный директор «Ливерпуля», заявил прошлым летом, что это перестало быть приоритетом.

«Для некоторых клубов (владение несколькими клубами) имеет смысл, — сказал Хоган на конференции SportsPro Media APAC в Сингапуре. — Но с нашей точки зрения, в данный момент мы сосредоточены на том, что делает «Ливерпуль»».

Дверь никогда не была закрыта, но возвращение Эдвардса представляет собой подходящий момент для «Ливерпуля», чтобы продолжить реализацию стратегии, которая, несомненно, отвечает амбициям нового человека в FSG. Возможность расширить конюшню FSG помогла Эдвардсу сдержать первоначальные сомнения по поводу возвращения в «Ливерпуль».

«Для меня было очень важно, чтобы если я и вернулся, то с новыми силами и энергией, — сказал Эдвардс во вчерашнем заявлении FSG. — На практике это означает появление новых задач и возможностей».

«Поэтому одним из важнейших факторов, повлиявших на мое решение, стало стремление приобрести и контролировать еще один клуб, развивая эту сферу своей организации. Я считаю, что для сохранения конкурентоспособности необходимы инвестиции и расширение нынешнего футбольного портфеля».

На какие клубы и где они могут быть нацелены?

У клубов, на которые ориентируются те, кто в Премьер-лиге стремится к расширению, есть своя специфика: они достаточно велики, чтобы конкурировать в высшем дивизионе внутреннего первенства, но при этом не обходятся в копеечку.

«Ливерпуль» вряд ли нарушит эту тенденцию и будет искать клуб, готовый принять их долгосрочное видение.

FSG уже оценила южноамериканский рынок, в частности Бразилию, но для первого шага предпочтение, скорее всего, будет отдано европейскому клубу.

Голосование Соединенного Королевства за выход из Евросоюза в 2016 году привело к осложнениям в подборе футболистов: из-за Brexit зарубежным игрокам будет сложнее получить разрешение на работу в английских клубах.

Владение европейским клубом позволяет обойти эти правила, предоставляя игроку возможность повысить свои квалификационные критерии в другой лиге. Он также может дать временный дом перспективным юношам до 18 лет с континента, которые больше не имеют права подписывать контракты с английскими клубами. То, что за последние пять лет мы начали налаживать партнерские отношения с европейскими клубами, не случайно.

Каковы возможные преимущества для «Ливерпуля»?

Это не тот термин, который любят употреблять руководители — не тогда, когда он так унизителен для тех, кто стоит ниже в пирамиде из нескольких клубов — но возможность использовать других в качестве «кормовых клубов» становится все более привлекательной для тех, кто работает в Премьер-лиге.

Помимо того, что это может дать преимущество в привлечении молодежи, оно также дает возможность развивать собственные таланты «Ливерпуля». Отдавая подростка в клуб-партнер, вы получаете больше возможностей для контроля над его развитием, ведь модель с несколькими клубами, как правило, требует, чтобы все команды играли в одном стиле.

Владелец «Челси» Тодд Боэли хорошо подытожил мотивы. «Наша цель — сделать так, чтобы мы могли показать нашим молодым суперзвездам путь к выходу на поле «Челси» и при этом дать им реальное игровое время», — сказал он в прошлом году.

У владельца «Челси» Тодда Боэли есть своя модель с несколькими клубами (Крис Бранскилл/Fantasista/Getty Images)

Молодые игроки могут быть отданы в аренду, зная, что они получат возможность и минуты на соревновательном уровне, что не всегда можно считать само собой разумеющимся. Возможно, это не приведет к тому, что игрок начнет карьеру в самом большом клубе, но, скорее всего, позволит ему накопить большую остаточную стоимость. В наше время ужесточения правил прибыли и устойчивого развития (PSR) именно эти достижения могут изменить ситуацию.

Также есть возможность обмениваться скаутским анализом и данными в рамках модели с несколькими клубами, забрасывая сеть все шире и шире, как это сделала группа «Ред Булл», в которую входят «Лейпциг» и «Зальцбург». Все это возвращает нас к озвученным Гордоном амбициям по усилению «Ливерпуля».

А какие есть недостатки?

Не всегда все бывает сладко и легко, как выяснил «Челси», завладев в этом сезоне французским клубом «Страсбур». Они находятся под угрозой вылета из Лиги 1, а их болельщики все больше беспокоятся об их роли в общей картине.

В Лионе также прошли акции протеста против Eagle Football Group Джона Текстора, а также в Лорьяне, где владельцу «Борнмута» Биллу Фоули принадлежит доля в Black Knight Football Entertainment. У компании 777 Partners, которая в настоящее время пытается завершить затянувшееся поглощение ливерпульского «Эвертона», были проблемы с клубами, входящими в ее состав.

Другие также сталкивались с проблемами, когда два клуба из одной группы попадали вместе в еврокубки .

Болельщики «Страсбура» протестуют против владельцев BlueCo (Себастьен Бозон/AFP via Getty Images)

УЕФА запрещает клубам-партнерам встречаться друг с другом, и это постановление создало проблемы перед этим сезоном, когда «Брайтон энд Хоув Альбион» и бельгийский клуб «Роял Юнион Сен-Жиллуаз» вышли в Лигу Европы. В итоге «Брайтон» получил право на участие в турнире после того, как УЕФА убедился, что владелец Тони Блум не имеет решающего влияния в «Юнионе».

У «Астон Виллы» была та же проблема, и в этом сезоне ее португальский партнер, «Витория», вышел вместе с ними в Лигу Европы. Владельцы «Виллы», Нассеф Савирис и Уэс Эденс, в итоге были вынуждены уменьшить свою долю в «Витории», чтобы соответствовать требованиям.

«Ливерпуль» также столкнулся с проблемами, с которыми столкнулись «Милан» и «Тулуза». Компания RedBird Capital Partners, владеющая 11% акций FSG, контролирует оба европейских клуба, но смогла убедить УЕФА в том, что оба клуба должны иметь возможность конкурировать. В условия УЕФА по всем этим делам выходило то, что ни один клуб-партнер не мог продавать игроков друг другу до окончания летнего окна.

Будет ли это та же модель, которую используют «Сити» и «Челси», и будут ли добавлены другие клубы?

Предпосылки остаются прежними: наладить выгодные партнерские отношения и воспользоваться конкурентными преимуществами, которые они дают. Однако повторение модели «Манчестер Сити» потребует огромных ресурсов и времени.

«Сити» работает уже более десяти лет, пустив корни в Северной Америке, Южной Америке, Австралии, Азии и Европе. Их влияние распространяется далеко и широко под собранием CFC.

Подходу «Сити» подражают, но никто не проявил желания повторить его широту, и от FSG, организации, осознающей свои финансовые ограничения, не ждут подобных попыток.

Прошлым летом «Челси» начал свою миссию по созданию нескольких клубов, купив «Страсбур». Ожидается, что к консорциуму BlueCo, владеющему «Челси», присоединятся еще несколько клубов.

«Ливерпуль» пока не сообщает, насколько амбициозными будут их планы по созданию модели с несколькими клубами, но Эдвардс вернулся к убеждению, что расширение клуба необходимо.

Автор: Филип Бакингем (источник)

Фотография обложки слева направо: Руководители FSG Билли Хоган, Джон У. Генри и Том Вернер (Эндрю Пауэлл/Liverpool FC via Getty Images)

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.

Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!