14 мин.

Доля собственности Леброна впишется за «сложные» расовые отношения в Бостоне, и позволит ему «высказываться» по стратеги

Три четверти миллиарда долларов только что перешли из рук в руки. Леброн Джеймс официально стал совладельцем «Бостон Ред Сокс».

Два глобальных бренда, Red Sox и LeBron, официально объединились в рамках партнерства, которое складывалось на протяжении десятилетия.

Это не просто американская спортивная история — она имеет огромное значение в Соединенном Королевстве. В среду RedBird Capital Partners инвестировала $750 млн. в Fenway Sports Group, контрольную компанию не только «Сокс», но и другой знаковой франшизы, ФК «Ливерпуль». Одновременно с этой сделкой Леброн и его давний друг и деловой партнер Мэверик Картер обменяли свои 2% акций английского футбольного клуба для того, чтобы присоединиться к группе владельцев Fenway.

Через три часа после того, как сделка была завершена, председатель обеих легендарных организаций Том Вернер поговорил с Атлетиком, чтобы обсудить то, что значит быть в компании с 36-летним Леброном и 39-летним Картером. В какой-то момент Вернера спросили, в частности, как «Ливерпуль» уже выиграл от того, что его связали с такой легендой НБА, как Леброн? Вернер ответил незамедлительно:

«Мы хотим чувствовать, что «Ред Сокс» — это инклюзивное место, где все чувствуют себя желанными гостями. И хотя сегодня это может показаться очевидным, когда дело касалось расовых отношений у «Ред Сокс» была очень сложная история. Мы очень усердно работаем над созданием более разнообразной и обширной на всех уровнях организации. И я очень рад, что Леброн и Мэверик являются владельцами «Бостон Ред Сокс», потому что считаю, что это помогает лучше представлять бейсбол нашим болельщикам».

Показательное заявление одного из мажоритарных владельцев жемчужины бостонской короны, которое действительно усеяно пестрым прошлым расистских эпитетов, извергнутых в адрес игроков на Фенуэй Парк. «Ред Сокс» в течение многих десятилетий принадлежал Тому Йоки, чей расизм привел к тому, что команда стала последней во всем бейсболе, в которой заиграл цветной игрок — через 12 лет после того, как Джеки Робинсон преодолел цветовой барьер в «Бруклин Доджерс». Леброн Джеймс и Мэверик Картер, два афроамериканских предпринимателя из Акрона, штат Огайо, помогут привнести в «Сокс» такую инклюзивную атмосферу, которой ей не хватало в прошлом.

Что это значит для «Ливерпуля»? Это шаг, который может изменить ландшафт спорта в США и, безусловно, окажет влияние на «Ливерпуль». Вернер явно считает, что Леброн и Картер могли бы вывести за рамки всю спортивную группу Fenway, включая действующих чемпионов Премьер-лиги.

Для них ничего не будет запретным.

«На самом деле я буду удивлен, если они не будут участвовать в принятии (управленческих решениях любой из команд), я бы приветствовал их мысли», - сказал Вернер. «Я думаю, что отношения, которые конечный потребитель имеет со спортивной командой, являются эмоциональными. Я считаю Мэверика одним из своих самых близких друзей, и я провел с ним несколько часов, обсуждая стратегию, тренерскую работу, уроки, которые я получил от (главного тренера «Ливерпуля») Юргена Клоппа, и уроки, которые он получил как проницательный баскетбольный наблюдатель.

«У нас очень тесные отношения сотрудничества, поэтому я бы сказал, что их мудрость и опыт будут очень полезны для нас в будущем».

Это труд со многими подвижными частями. Две команды в совершенно разных видах спорта, в разных странах на разных континентах, с двумя массивными глобальными фанатскими базами, которые, возможно, не очень пересекаются. Возможно, некоторые фанаты «Ред Сокс» носят майки Салаха «Ливерпуля», если только они не носят футболки «Манчестер Сити» или «Челси»; поклонникам «Ливерпуля» нет дела о травме руки главного питчера «Бостона» Криса Сэйла.

В центре — суперзвезда баскетбола, которая играет за «Лос-Анджелес Лейкерс», главного соперника «Бостон Селтикс», не имея никакой реальной привязанности ни к бейсболу, ни к футболу. Но бренд Леброна глобален; он владеет медиа-компанией, он кинозвезда и главный рекламщик Nike. И он хочет когда-нибудь стать владельцем команды НБА. Пребывание внутри двух профессиональных команд — не забывайте, что Мэверик управляет всеми аспектами бизнеса Леброна — подготовит их к этому.

«Я думаю, что быть владельцами команд, а теперь и несколькими владельцами команд, им действительно интересно», - сказал Пол Вахтер, финансовый консультант Леброна и Картера, а также Вернера, который играет центральную роль во всех их деловых сделках. «Леброн очень громко заявлял, что когда он закончит карьеру игрока он хочет купить баскетбольную команду, как мне кажется, что получение информации о владении командой и правилах лиги, я думаю, связано с обучением. Я думаю также, что они очень хорошо понимают, что для них как афроамериканцев это историческое событие и (в случае Леброна) активных спортсменов, это являются новаторством».

«Когда делаешь подобные вещи, открываются новые дороги, о которых ты даже не догадывался».

***

Как Вернер познакомился с Леброном и Картером 10 лет назад?

Вернер: Пол Вахтер помог мне в этом. Это он нас познакомил.

В 1993 году 64-летний Вахтер из компании Main Street Advisors в пригороде Лос-Анджелеса познакомился с Вернером, телевизионным магнатом и владельцем бейсбольного «Сан Диего Падрес». Вахтер — финансовый советник звезд. Среди его клиентов — Арнольд Шварценеггер и Боно.

Вахтер помог Вернеру продать контрольный пакет акций «Падрес», а затем помог ему вместе с Джоном Генри и Ларри Лучинно приобрести «Ред Сокс» в 2001 году и «Ливерпуль» в 2010-м.

Ко времени покупки «Ливерпуля» Вахтер также начал консультировать Леброна и Картера. Они вдвоем, вместе с еще двумя близкими друзьями Леброна, Ричем Полом и Рэнди Мимсом, основали собственную маркетинговую фирму LRMR, и Вахтер договорился с Fenway о покупке фирмы. В рамках этой сделки еще в 2011 году Леброн и Картер получили небольшую долю в «Ливерпуле».

«LRMR была ценной компанией, у нее был денежный поток», - сказал Вахтер. «Мы заключили сделку, мы должны были придумать цену, и во время этого процесса сама идея того, что Леброн и Мэв являются частью чего-то вроде «Ливерпуля», была столь необычной, и было то, что мы все трое всегда разделяли — мы просто любим делать то, что не делает никто другой».

Отношения между Вернером, Леброном и Картером только укрепились. Вместе они финансировали и продюсировали хитовое телешоу «Раскаяние выжившего». Вернер инвестировал в две медиа-компании, которые основали Леброн и Картер, и теперь входит в совет директоров SpringHill Company, головной организации, в которой находятся все три бизнеса Леброна и Картера.

«Я думаю, что Леброн — очень умный инвестор, и я думаю, что, получив возможность приобрести акции предприятия, а не просто быть кем-то, кто является пресс-секретарем или получает высокую зарплату за то, что является спонсором, он увидел в этом долгосрочное стратегическое партнерство, которое у него будет, и что он может повысить ценность футбольного клуба», - сказал Вернер. «И на самом деле он это сделал, так что я думаю, что это просто пример его деловой хватки».

Первоначальная доля Леброна и Картера в «Ливерпуле» стоила $6,5 млн., а после того, как «Ливерпуль» выиграл титулы Лиги чемпионов УЕФА и Премьер-лиги в 2019 и 2020 годах, их доля выросла до $43 млн. Это доля, которую они продали обратно Fenway Sports, чтобы стать частью более широкой группы владельцев, контролируя обе франшизы, в дополнение к гоночной команде Fenway, спортивной телевизионной сети и компании по недвижимости.

***

Итак, что же значило для клуба присутствие Леброна и Картера в «Ливерпуле» за последние 10 лет и что это может принести в будущем?

Вернер: Мэверик и Леброн предлагают разумную перспективу, которая просто экстраординарна. Эти двое через свою медиа-компанию SpringHill также имеют отношения, которые могут оказаться полезными для FSG, от GM и Nike до Amazon и Disney. Эти два партнера — действительно яркие люди, которые, очевидно, глубоко разбираются в спорте и средствах массовой информации... Мэверик — выпускник Nike. У нас есть идеи, которые еще не вышли на рынок для того, чтобы Леброн участвовал в продуктах, которые делает Nike для «Ливерпуля»… Я скажу вам, что количество раз, когда (Картер и я) анализировали знания и стратегию Юргена Клоппа, составляет долгие часы… Мэверик был со мной на финале Лиги чемпионов УЕФА в Киеве… Я знаю, что у Мэверика очень хорошие отношения с Вирджилом ван Дейком. Я не удивлюсь, если между ними множество текстовых сообщений, о которых я даже не знаю.

Руководство «Ливерпуля» давно стремится укрепить свои связи с Леброном, зная, что его огромная глобальная привлекательность может помочь охватить новую аудиторию, особенно на Дальнем Востоке.

Когда в октябре 2019 года «Ливерпуль» выиграл судебную тяжбу с New Balance за право заключить новый контракт с Nike (для американских болельщиков это означает техническое спонсорство — комплекты формы), имя Леброна было упомянуто в постановлении. Леброн, Картер и Вахтер сыграли значительную роль в заключении сделки.

Претензии New Balance о том, что она повторила предложение своего конкурента, были отвергнуты на том основании, что компания не могла предложить «трех нефутбольных мировых суперзвезд и влиятельных людей калибра» Леброна, легенды тенниса Серены Уильямс и музыканта Дрейка.

Глобальная пандемия до сих пор не позволяла «Ливерпулю» по-настоящему извлечь выгоду из пятилетней сделки Nike. Они согласились на более низкую базовую выплату в размере £30 млн. за сезон ($41,5 млн.), поскольку считали, что 20% роялти от всех чистых продаж товаров (на обувь — 5%) будут более прибыльными.

С точки зрения ведения деятельности футбольного клуба в «Ливерпуле» мало что изменится. Новые инвестиции не означают, что клуб внезапно будет наводнен деньгами, предназначенными для крупных трансферов. Стратегия останется точно такой же, и все доходы будут перекачиваться обратно в клуб.

В то время как Генри остается основным владельцем «Ливерпуля», Вернер занимает второе место по количеству акций. Инвестиции RedBird означают, что теперь у них третья по величине доля в клубе, опережая Майка Гордона, который фактически является генеральным менеджером «Ливерпуля».

Ни Леброн, ни Картер нахрапом не будут вносить свой вклад в баланс полузащиты Клоппа или в то, кто этим летом должен быть нацелен на замену Джорджиньо Вейналдума. Но они будут играть значительную роль в направлении коммерческой стратегии клуба, и их контакты в какой-то момент принесут пользу рекрутингу — что влияет на стратегию на поле.

***

А что там насчет «Ред Сокс»? Какое влияние могут оказать на них Леброн, баскетболист, и Картер?

Вернер: Очевидно, что у Nike есть важные контакты в бейсболе. Я не хочу быть слишком конкретным в отношении некоторых наших идей, но они уже очень волнуют меня… Ни для кого не секрет, что отношения между бейсболистами и владельцами несколько капризны. Я думаю, что у Мэверика есть кое-какие соображения на этот счет.

Леброн перестал играть в американский футбол в средней школе, и все же его фирменная коллекция Nike включает в себя шиповки (в Великобритании — бутсы) и другое снаряжение для нескольких программ, включая Университет штата Огайо, учебное заведение Nike. Легко представить себе какой-то набег на бейсбольное снаряжение (бренд Майкла Джордана под головной компанией Nike производит бейсбольное и гольф-оборудование, обувь и одежду), учитывая отношения Леброна с компанией и роль Nike в качестве поставщика униформы для Главной лиги бейсбола.

Действующий коллективный договор между МЛБ и профсоюзом игроков истекает в декабре. Отношения между двумя сторонами напряженные. Существует относительный мир между владельцами НБА и союзом игроков, вице-президентом которого является Леброн. У Картера, как его главный советник и человек, который дружит с многочисленными владельцами НБА и многими игроками, действительно может быть некоторые предложения, чтобы помочь сгладить эти отношения.

Бейсболисты из противоборствующих команд в течение многих лет сообщали, что бостонские болельщики оскорбляют их на расовой почве. В 2019 году было зарегистрировано по меньшей мере семь случаев расовых оскорблений в адрес игроков на Фенуэй Парк, и «Ред Сокс» признали это в своем твите.

 

Добавление двух афроамериканцев в группу собственников во многих отношениях является значительным культурным сдвигом для Бостона. Принесет ли это больше поклонников «Ред Сокс» или нет — это другой вопрос.

Леброн на площадке не был особенно добр к любимой баскетбольной команде города — «Селтикс». Начиная с его дней в «Майами Хит», его команды регулярно выбивали «Селтикс» из плей-офф НБА, обычно после исторических индивидуальных выступлений самого Леброна. Он и Картер могут представлять собой перемену, к которой стремятся «Сокс», но еще неизвестно, сможет ли Леброн создать какую-то дополнительную теплоту по отношению к бейсбольному клубу.

***

Что это означает для желания Леброна владеть командой НБА или для аналогичного желания Fenway?

Вернер: Ни для кого не секрет, что мы заинтересованы в приобретении других активов, возможно, команды НБА или НХЛ, команды в другой лиге, поэтому, конечно, они будут полезны в нашем представлении, когда мы будем думать о таких вещах… Мы, конечно, с нетерпением ждем разговоров с ними, но послушайте, Леброн может найти любое количество различных партнеров, которые были бы в восторге от сотрудничества с ним.

Два года назад Леброн сказал Атлетику: «Нет никакого "может быть", я собираюсь сделать это», когда дело доходит до обладания командой НБА. В той же истории Вахтер помог точно описать, как он это сделает. Главное — собрать партнеров.

Fenway Sports Group, безусловно, войдут в их число. Равно как и RedBird, которые тоже хотят попасть в команду НБА. Но Леброн не сможет владеть командой НБА до тех пор, пока не закончит карьеру игрока, и, несмотря на то, что это его 18-й сезон, он не планирует в ближайшее время уходить из «Лейкерс», которых он привел к титулу НБА в прошлом сезоне. Он только что подписал продление контракта, которое позволит ему остаться в «Лейкерс» до конца сезона 2022/23 годов.

***

Это первая неделя в бейсболе, а первый матч «Ред Сокс» (перенесен на четверг) — пятница. Так что мы еще посмотрим. «Ливерпуль», тем временем, в этом сезоне испытывает проблемы. Травмы, а также неактивный период во время трансферного окна. Как председатель правления, что вы думаете о сезоне «Ливерпуля»?

Вернер: Я бы сказал, что в этом году мы определенно не превысили ожиданий. У меня было бы три замечания. Во-первых, по моему опыту, очень трудно быть чемпионом несколько сезонов подряд, независимо от вида спорта. Вы взбираетесь на Эверест и добираетесь до вершины, а потом кто-то говорит: «Ты должен сделать это снова». И поэтому это непросто даже при самых благоприятных обстоятельствах. Во-вторых, думаю, что не хочу оправдываться, но я действительно думаю, что эта пандемия повлияла на «Ливерпуль» и «Ред Сокс» определенным образом. У них очень лояльная и оказывающая поддержку фанатская база, и люди привыкли думать, что будет очень трудно выиграть футбольный матч на «Энфилде», потому что это крепость. И в этом году мы видели ряд матчей, в которых «Ливерпуль» играл не на полную катушку, и я думаю, что во многом это связано с отсутствием наших преданных болельщиков. Поэтому я думаю, что пандемия, возможно, повлияла на нас немного больше, но я также не хочу оправдываться. Травмы — это третий момент. И опять же, это часть спорта. Когда голкипер «Эвертона» вывел Вирджила ван Дейка из строя на весь сезон — это был удар, потому что он был не только такой важной частью нашей обороны, но и лидером команды. Но вы знаете, я занимаюсь спортом уже 20 лет и много чего повидал, очень трудно представлять собой единую команду, когда у тебя много травм. Если Крис Сэйл травмирован, это не так просто, типа "Хорошо, ваш основной игрок №2 становится вашим основным игроком №1, а ваш основной игрок №3 становится вашим основным игроком №2". Все в действительности очень сильно меняется, и все же «Ливерпуль» все еще борется за успех в Лиге чемпионов в этом году. В турнире осталось всего восемь команд, и мы — одна из них, и у нас есть несколько способных игроков мирового класса. В лучшем случае «Ливерпуль» не уступает ни одной команде в европейском футболе.

Факторы, на которые ссылается Вернер, в значительной степени находятся вне контроля FSG, и это, безусловно, тот случай, когда «Ливерпуль» упустил вокальную поддержку толпы «Энфилда», где 68-матчевая беспроигрышная серия превратилась в рекордную проигрышную серию. Есть надежда, что ограниченная толпа будет допущена на финальную игру сезона, поскольку самоизоляция в Великобритании ослабнет, и в следующем сезоне ситуация будет выглядеть намного лучше.

Травмы в этом сезоне также были серьезной проблемой для «Ливерпуля», и это явно понимают в руководстве — Вернер также не забыл спорный подкат Джордана Пикфорда, который закончил сезон Ван Дейка. Отсутствие голландца было значительным ударом, но также была критика в адрес FSG за то, что они не смогли усилить команду прошлым летом или раньше и в достаточно значительной степени в январе. Клопп был вынужден играть либо с полузащитниками, либо с не основными игроками в центре своей обороны, которая время от времени оказывалась обнаженной.

Как сообщил Атлетик в прошлый понедельник, FSG будет действовать, и Клопп планирует укрепить свою оборону этим летом подписанием Ибрагима Конате из «РБ Лейпциг». Он также планирует улучшить свои атакующие возможности, с вероятностью обновлением позиции Дивока Ориги. Тем временем несколько не основных игроков уйдут и создадут больше пространства в зарплатной ведомости, хотя вера Вернера в то, что «Ливерпуль» так же хорош, как и любая другая команда в европейском футболе, поддерживает комментарии Клоппа о том, что этим летом «Ливерпулю» нужна эволюция, а не революция.

Что касается Леброна, то он не выйдет на поле в Лиге чемпионов, даже несмотря на то, что «Ливерпуль» потерял несколько человек в полузащите. Его основное внимание всецело поглощено «Лейкерс» и исцелением его вывихнутой лодыжки. И он также по окончании плей-офф не схватит биту и не пойдет играть в центре поля на Фенуэй.

Но сам по себе он теперь звезда трех видов спорта.

(Иллюстрация: Сэм Ричардсон / The Athletic)

Источник

***

Подписывайтесь на мой телеграм-канал