8 мин.

Интервью Боранбаева для BorodAbata – кладезь инсайдов. Пересказываем для тех, кто до сих пор не посмотрел

Большое интервью.

Владельца алматинского «Кайрата» Кайрата Боранбаева можно назвать одним из главных реформаторов в казахстанском футболе. Он строит клуб с европейским мышлением: «желто-черные» пытаются выращивать своих воспитанников, создали тренировочную базу мирового уровня, а в этом году учредили фарм-клуб в российской ФНЛ-2.

Вы наверняка видели его интервью в дебютном выпуске ютуб-канала канала BorodAbata (уже успел выйти второй, с Варданом Минасяном): функционер рассказал о инфраструктуре в казахстанском футболе, о работе Бердыева в Алматы, про конкуренцию с «Астаной» и участие в Лиге конференций.

Если по каким-то причинам нет, пересказываем.

***

О графике

«Бывают наплывы по работе, приходится летать». Вместе с тем, Боранбаев подбирает график так, чтобы как минимум неделю быть с семьей.Ничья с «Шахтером» – не осечка

Матч боссу алматинцев понравился, хотя хотелось выиграть. Однако, есть проблемы с реализацией, хотя все игроки – качественные. «Что поделаешь, это футбол, надо отдать должное «Шахтеру». У нас, к сожалению, были небольшие изменения: Поляков, Абикен, Косович не смогли играть».

Бердыев объяснил, что их поберегли на выездной матч с «Базелем» (впоследствии проиграли 2:4).

О Бердыеве

По словам Боранбаева, все в порядке: каждому тренеру нужно время. «Благодарен, что он принял команду. Мы долго вели переговоры, и только сейчас убедили его. Конечно, можно было доиграть и с Кейлером, проблем никаких нет, но как-то все так получилось, что вышла чехарда с тренерами».

Цель Бердыева на остаток сезона – изучить команду. Курбан Бекиевич уже ознакомился с обстановкой ранее, но не вмешивался в тренировочный процесс, хотя беседовал со Шпилевским и Кейлером.

О судействе КПЛ.

Боранбаев думает, что фол Ламанжа на Вагнере заслуживал красной карточки, поскольку имел место удар сзади.«У меня есть вопросы по судьям, как и у всех, наверное», – Кайрат Советаевич упомянул, что есть несколько моментов, но не стал продолжать: «Что бы мы ни говорили, судят, как судили. Это не двигается с мертвой точки. Но ничего страшного».

Изменил ли что-то приход испанца Хуана Фернандеса Марина? «Если кто-то видит изменения, пусть покажет их. Я пока не вижу».

О VAR

«Сколько его можно внедрять? Пусть внедряют, может, лучше станет». Внедрить систему в Казахстане тяжело: дорого и нужно особенно обучать судей.

«Конечно, VAR нужен. Все, кажется, уже привыкли и спокойно относятся к тому, что нужно ждать 2-3-5 минут».

О спонсоре

«Мы задали вопрос по поводу OLIMPBET (спонсора КПЛ, Кубка и Кубка Казахстана – Sports.ru), они сейчас подписывают новый контракт до 2024 года. Мы единственный клуб, который проголосовал против, потому что до сих пор нам не рассказали, куда потратились деньги до этого. Нам дали ответ, что деньги идут на VAR. Мы не против этого, но сколько денег? Все деньги до 2024 года?».

Азамат Айтхожин ссылался на пункт о неразглашении финансовых условий. Но Боранбаев упоминает, что является членом Исполкома – и поэтому имеет право смотреть договор, голосовать за или против него.

Об инфраструктуре

«Стыдно, что у нас ее нету. В Грузии построили два новых стадиона, чисто футбольных. В Армении – четыре, в Молдавии – шесть. У нас же построили десять лет назад один стадион в Нур-Султане и потом еще в Туркестане. Можно же, значит, строить».

Почему не получается? «Не знаю», – ответил Боранбаев, пояснив, что не отвечает на региональные власти.

О спаде «Кайрата» в 2021-м и Шпилевском

Глава алматинского клуба упомянул ковид, как возможную причину: «Конечно, плохо стартовали, было много матчей, которые мы не должны были проигрывать. Анализ сложно делать, потому что Шпилевский ушел. У нас были к нему претензии после этого. Все равно ему доверяли, хотели, чтобы до конца года он доработал», – Боранбаев напомнил, что белорусский специалист пожил в Казахстане, изучил чемпионат и завоевал «Кайрату» долгожданный титул. Кайрат Советаевич не верит в «синдром чемпиона», как причину спада.

Может, футболисты снизили к себе требования: «Это было видно на играх. Фамилии не буду называть. Мы переподписали контракты со многими футболистами, особенно с иностранцами, и, видимо, они снизили требования к себе. Но ничего – время проходит, контракты заканчиваются».

Команда могла бы провести первый круг лучше, если бы не травмировался Гуральски: «Он был ключевым игроком, заводился и заводил других, был лидером. Но на поле 11 футболистов, так что скорее всего это не главная причина».

О Куате

Боранбаев подтвердил, что ушедший ранее Исламбек связывался с ним и был готов заменить травмированного поляка: «Мы его отпустили (в «Оренбург» – Sports.ru), бесплатно, хотя у него еще был контракт на целый год. Но договорились, что, если он вернется в Казахстан, сперва должен будет прийти к нам».Так и случилось, однако Алексею Шпилевскому экс-игрок «Химок» не пригодился. «Я очень сожалею, что у него в России не получилось. Думаю, до него дошло, что его уровень – к сожалению, не выше чемпионата Казахстана», – резюмировал Кайрат Советаевич.

Он с пониманием относится к его переходу в «Астану»: «У них нет обязательств, есть семья. Им надо работать: кроме футбола, что они умеют в жизни делать? Больше ничего. Пусть играют, мы же их не привязываем».

То же самое с Аймбетовым – оба игрока перед тем, как перейти, поинтересовались, как босс алматинцев относится к этим предложениям.Об уходе Шпилевского

По словам Боранбаева, отъезд белоруса в «Эрцгебирге» был неожиданностью, и времени было очень мало: «Конечно, мы расстроились, но не упрашивали его остаться. Поступили профессионально: выставили счет, который нам оплатили. Сколько? 80% от затрат на Шпилевского за 2.5 года».

Вместе с тем президент клуба считает, что Шпилевский совершил ошибку – ему следовало доиграть, прочувствовать еврокубки. Однако в контракте с алматинцами было заранее прописано: если будет предложение от любого немецкого клуба, тренер может уйти.

Про зарплаты футболистов «Кайрата»

В клубе есть четкие критерии разграничения по зарплате футболистов: максимальная зарплата казахстанцев – 10 тысяч долларов, иностранцев – 25 тысяч долларов. В прошлом году была введена система по вычету 25% от зарплаты в месяц за «красную карточку». При этом штраф выставляется только по вине футболиста.Про Реброва и Шевченко

«Очень образованный тренер с хорошим опытом. Мы давно с ним на контакте». Узнав об уходе Сергея Реброва из «Ференцвароша», Кайрат Боранбаев был удивлен. Ведя с ним переговоры, Боранбаев узнал, что тому требуется «перезагрузка». Сейчас Боранбаев не поддерживает связи с Шевченко, так как у последнего другие планы.Про проблемы развития футбола

Получая мизерную зарплату, детские тренера вынуждены открывать частные школы. Боранбаев считает немаловажной проблемой отсутствие достаточного количество полей и стадионов. Есть ли в Казахстане футбол? «Нет. В Казахстане нет футбола. Хорошие футболисты стараются уехать» – сказал президент желто-черных. Он считает это правильным, так как по его словам, чтобы развиваться, человек должен находиться в конкурентной среде, которой в Казахстане нет.Про клуб «Кайрат-Москва»

Дороже ли содержать клуб «Кайрат-Москва»? Нет, по расходам выходит примерно одинаково. Клуб предоставляет футболистам контракт на 2 года, за которые они могут определить свое дальнейшее направление. Какова конечная цель проекта? «Лучшие должны приходить в Кайрат».

Максимальная зарплата игроков московского «Кайрата» составляет 300 долларов. Боранбаев объясняет это тем, что они дают возможность игрокам себя реализовать, создавая условия для роста. Сейчас главной целью клуба является попасть в ФНЛ.Ведется регулярный мониторинг: перед и после матчей составляются отчеты, каждый месяц осуществляется полный обзор по футболистам.

Про команду Евгения Савина

Есть ли будущее у этого проекта? «Я считаю, что будущее есть. У него есть то, чего нет у нас — это правильная подача. Это частный клуб и держится он за счет спонсоров, я считаю это здорово. Это говорит о том, что если правильно работать, то спонсоры придут. Я очень рад за него и надеюсь, что у него все получится».

Про конкуренцию с «Астаной»

В прошлом году в силу ряда причин «Астана» была неконкурентоспособной. В этом сезоне команда Тихонова играет успешнее, чем «Кайрат». Однако, есть вероятность возникновения стагнации, учитывая разговоры о сокращении финансирования. Как к этому относится Боранбаев? «Меня волнует только в общем развитие футбола, которого у нас нет».

Про бюджетные клубы

По мнению Боранбаева, проблема с бюджетными клубами относится не только к футболу, но и ко всем видам спорта. Главной причиной он считает неправильные программы и законы. «Если государство не дает деньги за TV-права, запрещает продавать спиртные напитки на стадионах, билеты практически во всех регионах бесплатные, то пускай государство спонсирует. У нас нет коммерческих рычагов, чтобы развивать за счет футбола коммерческую деятельность».

О Лиге конференций

«Я считаю, что 500 тысяч долларов за победу — это здорово», – сказал Боранбаев. Однако стоит учитывать и немалые затраты на участие: один чартер в Базель обошелся в 140 тысяч долларов, также есть затраты на гостиницу. По словам главы «Кайрата», клуб способен занять минимум второе место в своей группе.

Нападающий московского «Кайрата» Швырев: «Шахтер» никаких условий не предоставил, отец возил меня на тренировки за 200 км»

«Кайрат» проигрывал «Базелю» 0:4, но отыграл два мяча и не опустился на последнее место в группе