11 мин.

Я сходил на матч «Кайрата» и «Актобе»: без странностей не обошлось, но вечер все равно был потрясающим

Репортаж со стадиона «Центральный».

Вечером 16 мая, за два дня до старта 12-го тура, «Кайрат» объявил, что запустит болельщиков на матч с «Актобе». Разумеется, с ограничениями: всего 4 500 билетов в кассе, плюс абонементы-2020 и путевки на гостевой сектор.

Узнав об этом, я на следующее же утро метнулся в кассы «Центрального», ведь в последний раз посмотреть на футбол в Алматы можно было в марте 2020-го, когда в первом туре «Кайрат» принимал «Тараз».

Билеты раздавали бесплатно, но не больше трех в одни руки. Чтобы получить их, нужно было зачекиниться с помощью Ashyq, что тогда показалось мне странным: клуб узнал, что у меня синий статус, но это ведь совсем не помешало бы мне привести двух «коронованных» друзей на трибуны.

Как бы то ни было, я был рад, что наконец получил заветные билеты – собираю их с 2015-го и будет сложно объяснить потомкам, если коллекция выживет, почему в ней пропущен целый год.

В день матча окрестности стадиона выглядели так.

Забавный эпизод: в этой толпе кто-то умудрился начать драку. Все кончилось тем, что один из ее участников укрылся за подошедшими полицейскими. Атмосферно!

Наша компания по-казахски опоздала к стартовому свистку: изначально не слишком сильно (смирился с мыслью о том, что не услышу Евгения Ожогина, выкрикивающего имена вышедших в старте игроков), но в дело вмешался форс-мажор. О первом голе Шушеначева мы узнали со слов недовольных болельщиков, которые не смогли пройти через турникеты – в какой-то момент они зависли и перестали пропускать людей.

Работники стадиона не знали, как поступить, а истосковавшиеся по футболу алматинцы трясли билетами и требовали их впустить: не мирно, а порой с криками и попытками снести ограждения – те приходилось удерживать с другой стороны. У одного из стюардов, кстати, была маска с символикой Российского футбольного союза – в голове возникла шутливая мысль, что пресловутая интеграция идет полным ходом, но пока только так.

Кого-то выборочно пропускали – очень редко.

По ту сторону среди толпы оказался один из нас, так что и нам пришлось ждать из чувства солидарности (а еще у него была камера).

Я подошел к стюарду и спросил, что со всем этим делать.

- Пусть твой друг заходит через турникеты, раз билет есть.

- Турникеты не работают.

- Да?..

Справедливости ради, эти железные врата наводят ужас на безбилетников уже не первый сезон – и я впервые застал их сломавшимися.

В конце концов болельщиков начали пропускать вручную, отодвинув заграждения.

Судя по метаданным с камеры, мы, как и многие другие, попали на стадион лишь спустя добрые полчаса после стартового свистка.

Ashyq, кстати, действовал и в день матча: каждый должен был отсканировать QR-код при помощи приложения, чтобы попасть к турникетам. В этом было куда больше смысла, однако, я крепко задумался над другим вопросом: зачем тогда сканировать статус человека, покупающего билеты? Наверное, чтобы лимит в 4 500 почем зря не расходовать.

Визуально не сильно верилось, что на матче действительно было так мало людей, как заявлено: неужели все остальные – обладатели абонементов? В послематчевом протоколе написано, что на трибунах было 4 600 зрителей.

Внутри стадиона о пандемии напоминала лишь шахматная рассадка: в остальном «Центральный» будто зажил прежней жизнью, даже в чем-то более бурной, чем в рядовой доковидный домашний игровой день: город очень соскучился по «Кайрату».

Второй гол мы застали уже с трибун – можно было накричаться вдоволь.

Субъективно представлялось, что кроме фанатского сектора никто организованно и массово не топил (может, так казалось лишь с 10-го сектора). Не заметил, кстати, заводил на секторах – видимо, дело в этом.

Зато «фанатка» была в порядке: я с широченной улыбкой смотрел на лица своих спутников, впервые в жизни слушавших классические кричалки вроде «Актобе» – команда ########» и иже с ними. «Куда я попал?..», – спросил любящий хоккей друг.

Красно-белые, кстати, были не только на гостевом секторе – их можно увидеть, например, на этой фотографии.

Да и рядом с нами кто-то радовался, когда гостям везло. Агрессии в адрес этих людей не было.

В какой-то момент случился эпизод с Эрвейном Мукамом. Он срубил одного из кайратовцев, после чего пообнимался со Шпилевским. С трибуны выглядело странно, да и на повторах тоже.

Кажется, «Кайрат» – не «Кайрат», если не пропустит. Но гол Жалмукана не сильно расстроил как минимум наших соседей по сектору.

Да и через десять минут Хосе Канте сделал 3:1. У него, кстати, 9 результативных действий в 10 матчах!

Совсем другое дело – второй гол «Актобе», случившийся на ровном месте. Его привез Покатилов, научившийся у Владимира Плотникова игре в Нойера. Ну, как здесь.

Когда это привело к голу Мукама, на нашем секторе кипера желто-черных принялись освистывать и призывать встать в ворота. Это было очень громко и нецензурно – хорошо, что Стас этого не слышал. Вскоре показалось, что и партнеры по команде транслировали ему то же самое.

Когда на 58-й минуте Шушеначева поменял Вагнер, на трибунах можно было услышать аплодисменты – респект автору дубля и салют легенде армейцев. Однако, по-настоящему царские проводы (на слух) устроили Гулжигиту Алыкулову, которого на 79-й заменили на Алипа.

Когда стемнело, на гостевом секторе зажглись огни – болельщики «Актобе» фонариками поддерживали свою команду. Было красиво.

Точку поставил Косович – 4:2.

После матча мы поджидали команды возле автобусов. Актюбинцы ожидаемо были не в настроении, хотя отдельные игроки подходили на просьбы кого-то из окружающих сфотографироваться. Оскорблений в их адрес и хаоса не было, что, впрочем, неудивительно, учитывая количество стражей порядка рядом.

Первым к нам подошел Раде Дугалич – сфотографировался со всеми, кто просил (включая меня!), и поблагодарил за поздравления.

Его примеру последовал Алыкулов.

Вагнер изначально ушел куда-то в сторону, однако в конце концов остановился – возможно, его подкупили выкрики «ЦСКА!» со стороны некоторых болельщиков. Бразилец тоже уделил время желающим с ним сфотографироваться.

Победной эйфории в городе нами обнаружено не было – ни воя автомобильных клаксонов в такт кричалкам, ни самих кричалок в натуральном виде, которые раньше можно было застать на улицах после игр. Может, просто не повезло – лишь компания парней во время поздней прогулки по городу осведомилась о счете, увидев у нас желто-черный флаг (их раздавали бесплатно!).

Но, вместе с тем, на самом стадионе можно было закрыть глаза и на какое-то время забыть о том, что снаружи арены продолжается война с пандемией.

Алматы по-прежнему в «красной зоне» по коронавирусу, но зрителям, многие из которых сидели без масок, было все равно – им вернули то, чего им яростно не хватало целый год.

Для кого-то это стало поводом поверить: город возвращается к нормальной жизни.

P.S. Спасибо Улану Ерикову и Сезым Багдат за помощь в подготовке материала.

«Кайрат» и «Актобе» забили 6 голов при болельщиках в Алматы: чемпион прервал безвыигрышную серию, Нарзикулов трижды ошибся, а Мукам поймал Покатилова

«Астана» – единоличный лидер, «Тобол» в погоне за столичными, «Акжайык» и «Кайрат» борются за тройку