6 мин.

Маевский, Шомко и, возможно, Щеткин переходят в «Ротор». Когда-то там почти стал чемпионом Нидергаус, а теперь команда бьется за выживание

Не чужая команда для Казахстана.

Кажется, сразу три экс-футболиста «Астаны», из которых двое – казахстанцы, отправятся в один клуб.

Волгоградский «Ротор» еще не объявил о новичках официально, однако главный тренер Александр Хацкевич уже подтвердил информацию о переходе Ивана Маевского и Дмитрия Шомко, а с Алексеем Щеткиным, по словам коуча, ведутся переговоры.

Журналист Айдын Кожахмет пишет, что все трое согласились на существенное понижение зарплаты.

«Их ежемесячный доход в России не будет превышать 15-20 тысяч долларов США, что заметно меньше, чем было в «Астане». В то же время для «Ротора» Щеткин и Шомко станут одними из самых высокооплачиваемых футболистов», – сообщил инсайдер.

«Оценка команде по пятибалльной шкале? Два с плюсом»

«Ротор» пытается выжить в РПЛ: 13-е место в таблице (зона стыков за выживание), отрыв от последнего места лишь на очко (14 против 13), наименьшее количество забитых мячей (лишь 9 за 19 матчей, включая два коронавирусных технаря) и предпоследний показатель по пропущенным (30, столько же у тульского «Арсенала» и «Химок», а у «Уфы» на один больше).

В интервью «Спорт-Экспрессу» Хацкевич оценил осеннее выступление команды на два с плюсом по пятибалльной шкале.

«Руководство в курсе, какие позиции нужно усилить. Работа ведется», – отвечал он на вопрос, сможет ли команда к весне улучшить атаку.

Щеткин – не самый очевидный вариант для этого: он не был основным игроком «Астаны» в минувшем сезоне, из четырнадцати игр в КПЛ отыграв от звонка до звонка лишь три.

Да и забивал 29-летний форвард лишь четырежды: «Ордабасы», «Тоболу» и «Окжетпесу» (там был дубль).

Тем не менее, его предыдущие три сезона выдались относительно неплохими:

  • Сезон-2019: 8 голов и 4 ассиста за 30 игр.

  • Сезон-2018: 10 голов и 3 ассиста за 31 игру.

  • Сезон-2017: 10 голов и 8 ассистов за 28 игр.

Основные центральные нападающие «Ротора» Камиль Муллин и Андрес Понсе не отличаются результативностью: четыре гола на двоих. Есть еще Фламарион (забил три мяча) и Бека Микелтадзе, но по словам тренера, они гораздо более полезны на флангах.

Более очевидным выбором для усиления представляется защитник Дмитрий Шомко: способен закрыть сразу несколько позиций: хотя его основное амплуа – ЛЗ, он при необходимости может играть в центре или смещаться в полузащиту. В основе «Ротора» стабильно играет 20-летний крайний защитник Данил Степанов, а противоположная бровка от матча к матчу достается разным игрокам.

Белорус Иван Маевский – опорный полузащитник. На схожей позиции в «Роторе» есть Евгений Песегов, Олег Алейник, Илья Жигулев и Сергей Макаров (может быть как опорником, так и крайним защитником). Последнего Хацкевич называл лучшим игроком команды.

В девяностые в «Роторе» зажигали три казахстанца, а в нынешнем составе – легионер, не заигравший в дубле «Кайрата»

Шомко и Щеткин (если форвард подпишет контракт) не станут первыми казахстанцами в «Роторе»: так, в девяностые одним из бомбардиров и лидеров команды наряду с Олегом Веретенниковым и Валерием Есиповым был уроженец Кокчетава Владимир Нидергаус.

За годы, проведенные в Волгограде (он выступал за команду с 1992-го по 1997-й и в 1999 году), нынешний футбольный функционер трижды входил в список 33 лучших футболистов чемпионата России.

Нидергаус до сих пор – третий в списке лучших бомбардиров российского клуба: на его счету 78 мячей во всех турнирах, а в 1995-м казахстанец поразил ворота Петера Шмейхеля на «Олд Траффорд»: дома «Манчестер Юнайтед», ничего не сделавший в Волгограде (0:0), вытянул лишь ничью (2:2) и неожиданно вылетел из Кубка УЕФА.

Именно он забил первый гол в истории сборной Казахстана, поразив ворота Туркменистана в июне 1992-го. Правда, за сборную Нидергаус толком не поиграл, проведя три первых для национальной команды матча и один раз выйдя на поле в товарняке восемь лет спустя. При этом в 1994-м он умудрился провести официальный матч за сборную России.

В 1997-м «Ротор» мог забирать золото, но проиграл решающий матч против «Спартака»: «Нас просто предали. И до сих пор меня никто не убедил в обратном. Были околофутбольные дела, пошли странные замены. После игры я сказал, что больше никогда не надену футболку «Ротора». Поэтому и принял первое более-менее пристойное предложение от «Маккаби Хайфа» и уехал», – с горечью вспоминал игрок. Кратковременное возвращение в 1999-м эпичным не получилось: команда финишировала в подвале таблицы.

Кроме Нидергауса, в главной команде играли двое других уроженцев Казахстана: полузащитники Сергей Жуненко (мог также играть в защите) и Виталий Абрамов (сейчас работает старшим тренером в молодежке клуба). Оба отыграли в Волгограде за сотню матчей и засветились в футболке сборной (два матча у Жуненко и один у Абрамова соответственно).

В разные годы в клубе пробовали свои силы Игорь Юрин и Игорь Авдеев, но не сложилось: они вернулись в Казахстан, где первый впоследствии провел яркую карьеру в «Тоболе» (чемпионство в 2010 году, победы в Кубке Казахстана и в Кубке Интертото в 2007-м), а второй активно привлекался в сборную и дважды (в 1999-м и в 2000-м) становился лучшим футболистом Казахстана.

Еще раньше, в 1991-м, к команде на второй круг тогда еще советской Первой лиги (второй по значимости дивизион) присоединились экс-игроки джамбульского «Химика», «Кайрата» и «Днепра»: олимпийский чемпион Сеула-1988 Евгений Яровенко и чемпион СССР того же года Антон Шох (в том же году в тренерском штабе начал работать его брат, Рохус).

Усиленный «Ротор» победил в лиге (отрыв от «Тилигула» из Тирасполя составил пять очков), однако выходить стало некуда: Союз распался, и все российские команды дивизиона получили приглашения в первый национальный чемпионат.

Многие игроки волгоградской команды, включая уроженцев Джамбулской области, покинули клуб перед началом сезона (Нидергаус и Жуненко пришли летом 1992-го).

Сейчас там играет арендованный у ЦСКА Седрик Гогуа, которого летом 2017-го подписывал «Кайрат». Он провел полсезона в молодежке, неудачно дебютировал за основу в Суперкубке (сгорели «Астане» 0:3), после чего, по словам Андрея Аршавина, начал «чудить на тренировках», вылетел из основной команды и в июле 2018-го отправился восвояси – сначала в хабаровский СКА, затем в латвийский «Даугавпилс», не выходя на поле ни там, ни там.

Его карьеру спас переход в «Тамбов» в июле 2019-го: он сыграл пять матчей, забив два гола, и попался на глаза армейцам, спешно подписавшим его на излете августа.

В ЦСКА заиграть не удалось, и перед началом текущего сезона его отправили получать практику в «Ротор», где у ивуарийца получилось стать игроком основы.

Несмотря на сомнительную репутацию защитника, Хацкевич им доволен: «Самое главное, Седрик меня устраивает как футболист. Остальное — детали, которые необязательно выносить на публику».

Получится ли у нового десанта из КПЛ сохранить команду в российской элите?

Есть вопросы о новом футбольном сезоне в Казахстане? Пишите!

Больше казахстанского спорта – здесь. Все про Головкина, Вагнера, Зайнутдинова и «Барыс» 

Фото: vk.com/astanafootballclub; twitter.com/RotorFc