3 мин.

Шестнадцать лет ожидания

Каждодневная жизнь бурно развивающего проекта, в котором я сейчас имею честь трудиться, поглотила меня почти без остатка, и как минимум две небезынтересные статьи остались недописанными: про чемпионат Польши по хоккею и про флорбол. Я постараюсь всё-таки закончить их и опубликовать здесь во время грядущего отпуска, но прервать трёхмесячное молчание меня заставило не личное посещение какого-то турнира, а эмоциональная статья Станислава Минина про победу сборной Финляндии на чемпионате мира по хоккею. И некоторые комментарии к этой статье.

Я ведь сам такой же. Ну, то есть, я тоже испокон веков болею за финнов; может, не так зажигательно, как Станислав, но честно. Я немного знаю финский язык, я тысячу раз был в Хельсинки, я проехал всю страну из конца в конец, я десяток раз был на матчах чемпионата Суоми по хоккею.

Более того, в комментариях отметилось достаточно заметное количество людей, которые тоже поддерживают сборную Финляндии на всех турнирах.

Почему?

На самом деле, почему? Это же совсем не глорихантерство в духе боления за «Барселону», это скорее тяжёлый путь боления за прекрасных неудачников – но неудачников много, а финны такие одни.

Так вот, мне кажется, что довольно многим из тех, кто в 1995 году только формировал свои представления о хоккее (как я), запала в душу блестящая финская сборная того года. Тогда мы еще не имели регулярного доступа к статистике, интернета не было вообще, НХЛ не показывали, и молодые ребята Койву (старший) – Лехтинен – Пелтонен появились буквально ниоткуда.

Ёлки-палки, как же они тогда всех рвали! В музее финской хоккейной славы в Тампере часто крутят нарезку стартового матча турнира между Финляндией и Чехией. Какое же посмешище финны делали из чехов, как возили их! Счёт при этом оказался 0:3 в пользу Чехии, потому что божественно сыграл вратарь и потому что финны обстучали все штанги. Весь свой нефарт выпустили молодые финны в этом матче и после этого прошли по чемпионату уверенной, смелой, молодой поступью.

«Спорт-Экспресс» тогда захлёбывался от восторга, называя тройку Койву – Лехтинен – Пелтонен «Дональд Дак» (кстати, у кого-то есть те статьи? Выложите, а?) и утверждая, что за этими ребятами будущее. Нам тоже казалось, что за ними будущее – настолько блистательно они играли. Соединить бы их ещё с Курри, Тикканеном, Селяянне – и вот она, сборная мечты.

Именно такой хоккей, пожалуй, стал для меня идеальным. А лучшую точку в таком турнире поставил финал со шведами, в котором к 40-й минуте счёт был 3:0, а хет-трик сделал работяга Вилле Пелтонен. С тех пор и поныне Пелтонен – мой любимый хоккеист.

Эти ребята сделали историю для своей страны, и они же повлияли на многих молодых болельщиков, определив их видение хоккея.

Будущее оказалось не таким простым. Саку Койву, Вилле Пелтонен и Йере Лехтинен уехали в НХЛ. Порознь. Множество раз с тех пор финны были близки к новым победам, зачастую с существенно более сильным по именам составом, но всё время что-то мешало. Суровые законы НХЛ разрушили обожаемую юными нами «Тройку» – крайне редко с тех пор они играли в одном звене, хоть и собирались вместе на крупных турнирах. Саку Койву победил рак и до сих пор играет в «Анахайме». Йере Лехтонен был достойным солдатом «Далласа» и завершил карьеру в конце 2010 года.  У Вилле Пелтонена не заладилось в НХЛ, он поиграл даже в КХЛ и вернулся в финский ХИФК. Я видел его этой зимой – Вилле в 38 лет был в полнейшем порядке. Настолько в порядке, что ХИФК стал чемпионом страны за явным преимуществом.

Увы, в финальной серии чемпионата Пелтонен получил травму и на чемпионат мира в Словакию поехать не смог. Собственно, в Словакии вообще не оказалось ни одного из великих ветеранов. Признаюсь, я не верил в эту сборную, в которой я хорошо знал едва ли треть игроков.

Тем не менее, вы знаете итог. Спустя 16 лет ожидания золотые медали снова отправились в Финляндию. Я далёк от мысли, что для этого собственно и надо было избавиться от собственных легенд. Вряд ли Пелтонен помешал бы этой команде, а помочь – мог. Но почему-то небеса не допустили самой красивой легенды в истории финского спорта, чтобы один человек привёл сборную к золоту в первый год своей игры в сборной и, вполне вероятно, в последний. Почему-то не допустили.