6 мин.

Милый вдруг

Боюсь, что Мирко Сломка никогда не станет народным любимцем – таким, как Юрген Клопп. Он не носит кофт с капюшоном и бейсболок, не прыгает у кромки поля, не склонен к смачным шуткам. Судя по всему, Мирко Сломке не светит и популярность Жозе Моуриньо. Он всегда предельно вежлив с журналистами и с коллегами – настолько, что прилагательное «netter» («милый», «приятный», «славный») используется в прессе рядом с его именем чаще, чем официальное «герр».

Затраханная политкорректностью европейская и американская публика в качестве сублимации нынче увлекается двумя типами героев: либо «свой парень», либо «маргинал» (доктор Хаус). У Мирко Сломки математическое образование. Он, как правило, максимально сдержан. Стоит на границе технической зоны с легкой иронической улыбкой. Взирает на происходящее на поле несколько отстраненно – как будто его все это не очень касается. Простой народ таких не очень любит, потому что не очень понимает. Самый умный что ли?

Представить себе Мирко Сломку в роли рубахи-парня, конечно, совершенно невозможно. А вот превратиться в маргинала у него были все шансы. На протяжении всей своей футбольной карьеры Сломка регулярно оказывался в таких ситуациях, которые, в результате, должны были бы превратить его в довольно мрачного и неприятного типа. Однако Сломка даже в совершенно безнадежных положениях упрямо оставался милым и славным. 

Профессиональная карьера игрока у него не сложилась совсем: он выступал исключительно за любительские клубы с названиями, типа «Харсум», «Люнде», «Штерн Мисбург» и «Фортуна Заксенрос». Однако преподавать математику ему показалось менее увлекательным занятием, чем учить футболу. Сломка в течение 10 лет воспитывал молодежь «Ганновера», в частности его питомцами были Эрнст, Асамоа, Кель и Мертезакер.

Взрослая тренерская история Сломки началась хуже не придумаешь. 11 лет назад он возглавил берлинскую «Теннис Боруссию» и обнаружил, что потерявший профессиональную лицензию клуб покинули практически все футболисты. Чтобы собрать совершенно новую команду, у Сломки была целая неделя. Сезон, тем не менее, начался достаточно неплохо, но затем последовало 5 поражений подряд, и уже спустя 4 месяца после начала работы Сломка был уволен.

Следующий сложный момент в его жизни случился в январе 2006 года, когда из «Шальке» не без скандала (после несанкционированного круга почета) увольняли Ральфа Рангника. Сломка и Рангник работали вместе уже 5 лет: сначала в Ганновере, потом в Гельзенкирхене. Руководство «Шальке» предложило Сломке остаться в клубе – уже в качестве главного тренера. Для него это был уникальный шанс. Другой такой возможности человеку, не имеющему в прошлом богатой игроцкой карьеры, могло больше никогда не предоставиться. Сломка согласился. Рангник заявил, что не прощает измен, и их дружбе конец. »Иногда необходимо сохранять ледяное спокойствие», - прокомментировал Сломка. 

Когда Ральф Рангник пару месяцев назад неожиданно объявил о том, что снова покидает пост главного тренера «Шальке» – теперь уже по собственной инициативе, из-за нервного истощения, - Сломка впервые за почти 6 лет набрал его номер. »Мне было необходимо поговорить с ним, в том числе и из-за нашей старой дружбы, - сказал он потом. - Наш разговор меня очень порадовал, он получился искренним и открытым». 

Возглавив «Шальке», Сломка продолжил придерживаться концепции «ледяного спокойствия». Голкипер команды и ее капитан Франк Рост, считавший сам себя незаменимым, в какой-то момент обнаружил, что Сломка не испытывает перед ним совершенно никакого пиетета. Рост сел на лавку, а в воротах «Шальке» оказался совершенно неопытный молодой человек, который за следующие пару сезонов стал основным голкипером сборной. Похожим образом сложилась карьера и другого протеже Сломки – Мезута Озила. 

Игра «Шальке» была не слишком зрелищной, но со своим контратакующим стилем Сломка давал результат. Был и полуфинал кубка УЕФА («Шальке» уступил «Севилье» лишь в дополнительное время). Был четвертьфинал Лиги чемпионов, в котором гельзенкирхенцы проиграли, ну извините, «Барселоне». Было, разумеется, ужасно обидное, но все же второе место в бундеслиге: «Шальке» долго лидировал, но в последних двух турах проиграл на выезде «Бохуму» и дортмундской «Боруссии», которая, конечно, не имела права позволить ненавистным соседям оформить чемпионство на своем стадионе.

С 2006-го по 2008-й год Сломка, набиравший в среднем 1,8 очков за игру, был самым успешным тренером бундеслиги после Оттмара Хитцфельда. Однако руководство «Шальке», цитирую, «перестало замечать, что команда развивается», конец цитаты. Так заявил спортивный менеджер клуба Андреас Мюллер. Что ж, на следующий год руководство вряд ли сумело не заметить итоговое 8-е место в чемпионате.

Ну а Сломке в течение двух лет пришлось вести иллюзорную жизнь. Он выступал в качестве футбольного эксперта на разных телеканалах. Соглашался на участие в любых – вплоть до кулинарных – телепередачах. Никогда не отказывал в интервью. В общем, изо всех сил старался оставаться на виду. 

Периодически его вызывали на переговоры клубы бундеслиги: »Вольфсбург», »Кельн», »Байер» и другие. Собеседования, к которым Сломка готовился, как к экзаменам (изучал игру команды, делал презентацию своей концепции развития), проходили успешно, но Мирко всегда рассматривался как запасной вариант и, в конечном итоге, проигрывал другим претендентам – с более ярким футбольным прошлым. 

Наконец, зимой 2010-го его родному «Ганноверу» последовательно отказали Ханс Майер и Марсель Коллер, и руководству пришлось использовать запасной вариант. Сломка снова оказался в почти катастрофической ситуации. »Ганновер» уверенно занимал одно из последних мест в таблице. В команде царило траурное настроение – после самоубийства Роберта Энке прошло всего 3 месяца. Многие ганноверские болельщики считали назначение Сломка идиотской ошибкой. Руководители клуба даже не пытались хоть как-то поддерживать нового главного тренера. Сам Сломка прекрасно понимал, что неудача, скорее всего, окончательно погубит его карьеру. 

«Я не думал, что будет настолько сложно. Нам пришлось начинать с мелочей, – рассказывал потом он. - Игроки не испытывали радости после выигранного единоборства или забитого мяча, они почти не улыбались. Мы начали использовать в тренировках мини-игры, я пытался постоянно подавать пример: как радоваться жизни, находить мотивацию. После матча последнего тура, в котором мы сохранили место в бундеслиги, многие футболисты почти плакали. Выдержать такой сезон очень трудно».

Пожалуй, это был самый сложный момент в карьере Сломки, однако и перед началом прошлого сезона в Ганновере образовалась напряженная ситуация. Тренер едва не поссорился со спортивным директором «Ганновера» Йоргом Шмадтке – из-за трансферной политики клуба. Команда проиграла в Кубке Германии любительскому «Элверсбергу». По общему мнению, вчерашний спаситель с большим отрывом лидировал в списке тренеров бундеслиги, которые вот-вот лишатся работы. 

Из следующих 18-ти матчей чемпионата «Ганновер» выиграл 11. Команда провела лучший сезон в своей истории и закончила его сразу за мюнхенской «Баварией» – на четвертом месте. Во втором круге, кстати, Сломка повторил свой финт с Франком Ростом: основной голкипер Фромловиц оказался в запасе, а его место занял никому тогда неизвестный 21-летний Рон-Роберт Цилер. Теперь он тоже вратарь сборной.

Игра «Ганновера» не очень нравится посторонним болельщикам. Многие даже пытаются объяснять его достижения везением. Хотя вряд ли за счет одного лишь везения возможно настолько ровно пройти длинный чемпионат и закончить его среди лидеров. В основе успехов Сломки лежит точный математический расчет. Он прекрасно осознавал, что навыки и умения большинства его футболистов ограничены, и потому делал ставку на отменную физическую готовность и прочную оборону. В прошлом сезоне, пожалуй, только дортмундская «Боруссия» так же здорово умела лишать соперника пространства на своей половине поля, создавать численное большинство и моментально переходить от обороны к атаке. 

«Наша сильная сторона – это скорость, – объяснял Сломка. – На тренировках мы часто работаем в условиях цейтнота. Например, после отбора мяча у футболистов есть только 10 секунд, чтобы провести атаку».

Сегодня уже нельзя сказать, что состав «Ганновера» столь уж скучен и сер. Крайне удачные приобретения: Я Конан и Абделлау, – конкурируют в атаке с пришедшим в себя Шлаудраффом. У Сломки прогрессирует молодежь: Шмидебах и Штоппелькамп стали игроками основы, а из посредственного  крайнего защитника Константина Рауша получился очень неплохой хавбек. 

В этом сезоне «Ганноверу» удалось выбить «Севилью» из Лиги Европы. Стать второй командой, которой удалось обыграть «Баварию». Местные болельщики выучили песню одной забытой немецкой группы «Won′t Forget These Days». А Мирко Сломка, наконец-то, может наслаждаться заслуженным признанием и работать в спокойной обстановке.