6 мин.

Отношения «Зальцбурга» и «Лейпцига»: до 2017 года были в связке, но из-за требований УЕФА отдалились

Основатель Red Bull Дитрих Матешиц – давний любитель спорта. У корпорации проекты в «Формуле-1», футболе, экстриме и много где еще. При этом в самом популярном виде у «Ред Булла» долго не получалось.

«Зальцбург» появился раньше «Лейпцига»

Поскольку Матешиц – австриец, то он проявил патриотизм: в 2005 году купил «Аустрию», которая превратилась в «Ред Булл Зальцбург». Надо сказать, что это была единственная инвестиция корпорации в команду топ-дивизиона (не считая МЛС, но там это нормальная история). Болельщиков это разделило: часть из них осталась с «Ред Буллом» и согласилась на смену цветов, но большинство ушли и основали «Аустрию» заново. Правда, новая «Аустрия» пока без успехов: за 15 лет однажды выбралась на сезон во вторую Бундеслигу, а так в основном играет в третьем дивизионе – Региональлиге.

«Зальцбург» максимально успешен в Австрии – 10 чемпионств за 14 лет, а теперь еще и успехи в еврокубках (полуфинал ЛЕ-2018, плей-офф ЛЕ-2020). Причем в сезоне-2019/20 австрийцы наконец-то пробились в группу Лиги чемпионов, потому что рейтинг чемпионата позволил сделать это напрямую. До этого были феноменальные вылеты из квалификации ЛЧ – например, от загребского «Динамо» на последних минутах.

Несмотря на все удачи «Зальцбурга», флагманский проект «Ред Булла» – это «Лейпциг». Матешиц купил место в пятом дивизионе (просто так зарегистрировать клуб было бы сложнее) у заштатного «Маркранштадта», который нуждался в деньгах, переименовал клуб (обойдя правила Немецкого футбольного союза по отсутствию спонсора в названии аббревиатурой RB).

Ловко обошли и знаменитое правило «50+1», при котором у болельщиков ключевое решение в управлении клубом: формально управляют «Лейпцигом» 17 человек, все они работают в «Ред Булле», при этом членство стоит 100 евро за вступление и 800 ежегодно (при этом клуб все равно может не допустить даже того, кто заплатит все эти деньги). Для сравнения, у «Баварии» – 30 и 60 евро соответственно, а в управлении «Боруссией» Дортмунд 140 тысяч человек.

Ну вы, в общем, все это уже знаете – «Лейпциг» лидирует в Бундеслиге, неплохо показал себя в Лиге чемпионов – и это за несколько сезонов.

Из-за еврокубков «Ред Буллы» разорвали формальные отношения

Это сейчас формально два главных клуба «Ред Булла» не связаны: проверил УЕФА. Но до 2017 года было не так.

Когда «Лейпциг» выскочил в первую Бундеслигу и сразу забрался в еврокубки, УЕФА пришлось изучать вопрос: «Зальцбург»-то давно там уже играл, а клубам с одним владельцем запрещено играть в одном соревновании. Причем под угрозой исключения был именно «Лейпциг»: после кейса 2001 года, когда в Кубок УЕФА пробились АЕК и «Славия», основной долей в которых владела одна компания, решили, что допускать будут тот клуб, который оказался выше в таблице.

Основные претензии УЕФА были такими:

• У «Ред Булла» ключевая роль в обоих клубах.

• У обоих клубов высокие доходы от спонсорских контрактов с «Ред Буллом».

• Официальное соглашение о сотрудничестве.

• Завышенное число аренд и трансферов между клубами.

• Связанные с обоими клубами функционеры.

• Похожая форма и эмблемы.

Из-за угрозы флагману корпорации пришлось в срочном порядке менять схему управления «Зальцбургом». Руководители даже сами просились на заседание комиссии УЕФА по финансовому контролю клубов, чтобы доказать независимость.

В итоге «Ред Булл» формально отказался от австрийского клуба: остались лишь в качестве спонсора, сократив финансирование, и сняли с ключевых должностей своих сотрудников. В частности, свой пост главы футбольного департамента «Ред Булла» покинул Оливер Минтцлафф, гендиректор «Лейпцига». УЕФА пришел к выводу, что теперь «Ред Булл» спонсирует «Зальцбург», но не владеет им.

Опасения, кстати, оказались небеспочвенными: «Зальцбург» и «Лейпциг» играли в одной группе Лиги Европы в сезоне-2018/19, и больше всех это напрягало «Селтик» и шотландские медиа. Но австрийцы неожиданно дважды шлепнули главную команду «Ред Булла» и оставили ее вне плей-офф.

Трансферы между клубами: у «Лейпцига» правда есть приоритет на покупку из «Зальцбурга»?

Так действительно было до 2017 года. У клубов было подписано соглашение о сотрудничестве. И пока «Зальцбург» уверенно разбирался с конкурентами в австрийском чемпионате, «Лейпциг» карабкался вверх в немецкой футбольной системе. И в этом ему помогали трансферы из Австрии: «РБ» перетаскивал лучших игроков дочерней команды, и было очевидно, что главный проект теперь в Германии. Из-за этого фанаты «Зальцбурга» протестовали и распевали во время матчей кричалки про «чертов «Лейпциг».

У клубов действительно необычно плотные отношения. Причем односторонние. За восемь лет «Лейпциг» перевел в Германию аж 16 игроков «Зальцбурга», при этом почти треть из 90 миллионов евро отвалил за Наби Кейта в 2016-м. Из остальных клубов максимум по два приобретения. При этом в обратную сторону за этот же период не было ни одного важного трансфера: лишь несколько аренд.

Для сравнения посмотрим на распространенную шутку про «Ливергемптон»: за те же самые восемь лет «Ливерпуль» купил 6 игроков «Саутгемптона» за 200 миллионов. Еще трех человек приобрел у «Ромы», у остальных клубов – максимум по два. Понятно, что за счет промоушна «Лейпцигу» приходилось сильнее и чаще обновлять состав, но разница все равно очевидна.

До выхода в первую Бундеслигу «Лейпциг» действительно очень активно скупал игроков у «Зальцбурга»: клубы были связаны соглашением, к тому же, у них фактически была одна скаутская система на двоих и связанные молодежные команды. То есть чаще всего игроков заранее подписывали в «Зальцбург» с прицелом на будущий переход в «Лейпциг» – например, Наби Кейта.

До лета 2017 года в «РБ» переехали сразу 12 игроков с запада Австрии. Это как раз связано с тем самым расследованием УЕФА. После – всего четыре. «Лейпциг» стесняется активнее переманивать игроков, к тому же, теперь ему приходится вести формальные переговоры наравне с другими клубами.

Понятно, что в случае того же Эрлинга Холанда (а «Лейпциг» упоминался в числе претендентов) наверняка большую роль сыграли требования Мино Райолы: Ральф Рангник, директор скаутской системы «Ред Булла», неоднократно говорил про то, что «Лейпциг» не собирается тратить гигантские деньги и соглашаться на безумные требования игроков. Но факт: «Зальцбург» действительно стал чаще продавать в другие клубы футболистов, которые не помешали бы «Лейпцигу».

«Ред Булл» строит футбольную империю: «Лейпциг» будет собирать таланты с трех континентов

Гид по вселенной Red Bull: здесь гоняют на болидах, запускают бумажные самолетики и снимают фильмы

Фото: Gettyimages.ru/Adam Pretty, Boris Streubel / Stringer, Mathias Kniepeiss / Stringer, Jonathan Nackstrand/EuroFootball, Alexander Hassenstein