3 мин.

Футбола больше нет. Осталась только медийная симуляция

Мы живем в новой реальности. Теперь футбол — это то, что происходит в соцсетях, в комментариях, в новостной ленте, на ютубовских стримах и в телеграм-каналах. Само происходящее на поле стало просто дополнением к медийной возне, которая ведется в режиме 24/7.

Оттого наше сознание все чаще сотрясают крамольные мысли. А не выключить ли мне игру на 20-й минуте? А не лечь ли мне спать, ведь завтра в 5-минутном хайлайте на ютубе дадут всю выжимку?

Конечно, если на поле команда, за которую ты топишь с детства (как фанаты Месси за «ПСЖ») или ты зарядил тещину квартиру на «тотал больше 2,5», от экрана тебя не оторвать. А вот в остальных случаях…

А в остальных случаях происходит то, о чем Флорентино Перес и Андреа Аньелли причитали прошлой весной, как две гоголевские кумушки в платочках.

Рядовому зрителю уже неинтересно полтора часа залипать в то, как условная Англия борется за выход на ЧМ-22 с условной Польшей. Поэтому и обсуждают нынче не новый косяк Войцеха Щенсны, а очередную коленную позу англичан перед стартовым свистком. Кликабельность хайповой темы ценится куда выше кошачьего вратарского прыжка для «Пионерской правды».

Медийная составляющая вокруг футбола развивалась настолько быстро, что в итоге она поглотила сам футбол. Теперь мы целиком живем в медийной симуляции, в которой футбол существует 24 часа в сутки, и неважно, что количество матчей осталось примерно таким же.

И футбол теперь — это не о том, как открыться, ударить и забить. Это о том, кто острее пошутит в комментариях, какой клуб лучше подколет соперников в твиттере, кто снимет больше крутых видосов в тиктоке, кто запустит свой сериал на нетфликсе, кто креативнее презентует три новых комплекта формы.

Особый размах медийная симуляция приобрела на российских просторах. Оно и понятно: смотреть потуги против Мальты и Кипра удовольствия не доставляет. Нырнуть в священную твиттер-войну верующих и не верующих в Валеру гораздо интереснее. Кому война, а кому мать родна.

Само собой, дело не ограничивается только негативом и холиварами. Взять хотя бы Леонида Слуцкого, который теперь уже не столько тренер, а медийный персонаж, лакомый гость для ютуберов и король музыкальных видео казанского «Рубина». Если ты увлекаешься футболом, то просто обязан оценить креатив казанских видосов. На поле в принципе можно и не смотреть. Что там смотреть-то? Ноль голов за 210 минут против «Ракува»?

В начале двухтысячных футбол существовал для нас два раза в неделю: показали тур в субботу, показали еврокубки в среду, мы брали ранец и перлись в школу, чтобы подвести итоги очередного Match Day с одноклассниками на алгебре.

Сейчас итоги любого матча подводятся уже по ходу игры, достаточно только достать яблочное или андроидовское черное зеркало из кармана. Что и говорить, если главным событием игры «Спартак» – «Бенфика» становится отставка спортивного директора прямо в перерыве матча. Счет самой игры уже не особо актуален, да и кому были интересны результаты «Спартака», когда телеграм-канал Заремы Равильевны переживал свой золотой век?

Суть футбольного действа за последние годы поменялась мало. Если отбросить мейнстримные слова вроде контрпрессинга и скиллов, это все та же беготня 22 потных бугаёв. Но живем мы отныне не в этой беготне, а в бесконечном инфошуме, который ее окружает. О существовании матрицы заставляет задуматься именно этот факт, а не новый трейлер с Киану Ривзом.

Подписывайтесь на телеграм-канал автора.