9 мин.

Храброе сердце Гаттузо

Дженнаро Иван Гаттузо – это несгибаемость, упорство, непримиримость, неустанная работоспособность, это несдержанность и одновременно предельно собранная работа на результат, это гладиатор на поле и настоящее олицетворение итальянской футбольной страсти.

«У меня с самого рождения было что-то, что заставляло всегда бороться до последнего».

У него прирожденное умение вгрызаться в мяч, не отдавать его сопернику, всеми силами присвоить себе, бороться до последнего и добиться в итоге своего. И как говорится, все мы родом из детства. Дженнаро родился в Корильяно Калабро, в поселке на юге Италии, где основное занятие – это ловля рыбы. Семья Гаттузо в особом достатке не жила — отец, поиграв в футбол на любительском уровне, вернулся к профессии плотника, но любви к кальчо, конечно же, не оставил. На рождество в 1982, когда Дженнаро было всего-то четыре года, отец впервые подарил ему настоящий «футбольный» подарок, мяч и полную футбольную экипировку игрока.

 «В моем доме футбол просто входил в твои легкие вместе с воздухом! Первую форму и мяч я получил, когда мне было всего четыре года. Пускай это была форма вообще непонятно какой команды, но я не расставался с ней никогда».

Когда Дженнаро было всего 12 лет, он переехал из  Калабрии в Умбрию, в школу «Перупжи». И здесь продолжал развиваться очень быстро. Пройдя просмотр, Рино был зачислен в секцию в команду, в юношескую категорию «алльеви». В 15 лет от его игры руководство и наставники «Перуджи» были без ума, в шестнадцать с половиной он уже дебютировал в серии «В», в семнадцать — в серии «А» (на игре в Болонье на трибуне сидел его отец). Тогда же он участвовал в чемпионате Европы U-18, а в 1997 году был признан лучшим игроком чемпионата примаверы. И отправился в шотландский «Рейнджер».

Шотландия приняла его с распростёртыми объятиями, болельщики в него верили и всячески восхваляли, хотя, по суждению самого Гаттузо, они его переоценивали и он не достоин таких почестей. Уолтер Смит (тренер «Рейнджерс») поставил его в основу тут же, как только закончилось время трансферного «окна» и, кроме того, разработал специальную программу индивидуальных занятий с Дженнаро, дабы понизить его агрессию на поле и свести к минимуму фатальные исходы – хоть это и удавалось не всегда.

 «Расскажу забавный случай. Уолтер Смит, тренер, благодаря которому я оказался в «Рейнджерс», на протяжении недели настраивал меня быть спокойным и не стартовать на всех порах в первые минуты матча с «Селтиком». Но все было тщетно: в первые 20 секунд я схлопотал «горчичник», а в перерыве Смит в буквальном смысле швырнул мне в лоб ботинок».

Но как бы ни был труден путь взаимодействия игрока и тренера, именно при Смите «Рино» существенно повысил качество своих отборов и подкатов, именно при нём научился, наконец, играть чаще в мяч, чем в кость сопернику. И именно при нём Гаттузо окончательно сформировался в того цепного пса – в одного из эталонных представителей опорных полузащитников.

К сожалению, у Дженнаро не сложились отношения с Диком Адвокатом, пришедшим на смену Уолтеру Смиту, и он вернулся в родную Италию.

 «С Диком Адвокатом отношения не заладились, потому что он ставил меня на позицию крайнего защитника. Прошли одна, две, три игры, и я стал альтернативой на роль «терцино», поэтому и попросился уйти».

Но прежде чем оказаться в «Милане», Гаттузо провел сезон 1998-1999 в «Салернитане», где стал самым высокооплачиваемым игроком в истории клуба. А в 1999 году пополнил стан «россо-нери».

 «Сначала я приехал на улицу Турати, потом в Миланелло и, побывав в музее, посмотрев на фотографии и кубки, я понял, что сделал правильный выбор. Я здесь познакомился с теми, кто по праву почитаются легендами клуба: Паоло Мальдини, Себой Росси, Деметрио Альбертини. Мне захотелось стать одним из них. Сила «Милана» в том уважении, которое есть по отношению друг к другу и к нашей команде».

С приходом Карло Анчелотти, всегда любившим игроков, способных в одиночку держать центр поля, Дженнаро стал играть по-настоящему важную роль в построениях «Милана». Гаттузо своим присутствием на поле полностью развязал руки Андреа Пирло, дал ему свободу мысли и творческую «халяву», избавил от надобности работать на оборону. Отсюда влияние Дженнаро на атаку клуба очень велико, пускай оно и косвенное. А его роль в успехах «россо-нери» в целом так вообще переоценить сложно, ведь, только благодаря его самоотверженной игре в центре поля, «Милан» мог спокойно навязывать противнику удобный для себя темп игры, свои условия.

Итогом 13 лет, отданных во служение «Милану», стали – два скудетто (2003-2004, 2010-2011), две победы в ЛЧ (2003, 2007), два Суперкубка Италии (2004, 2011), Кубок Италии в 2003 году.

А еще невозможно представить Чемпионат мира 2006 без Гаттузо. Он стал лучшим игроком в матче с Украиной и вошел в сборную 23 звезд турнира. Казалось бы лето того года могло вскружить голову абсолютно любому футболисту, но Дженнаро вспоминает о нем так:

«После Германии все изменилось, и я приложил много усилий, чтобы не «зазвездиться» в последующие месяцы. В нашем мире управлять деньгами и успехом крайне сложно, гораздо сложнее, чем играть в футбол. Нельзя забывать, что мы происходим из простых семей, что скромность – важное качество, особенно в нашем золоченом мире. Я не фанатик дорогих автомобилей, не любитель разнузданной роскоши; я предпочитаю хорошую тарелку пасты каждый день, нежели икру сегодня, и корку хлеба завтра».

Сейчас Гаттузо занимается тренерской работой. Он успел поработать со швейцарским «Сьоном», греческим «ОФИ», итальянским «Палермо». Недавно поступила информация, что Дженнаро назначен тренером «Пизы». Оценивать его успехи в качестве тренера сложно, но одно можно сказать точно – футбольная страсть у него в крови, от нее уже никуда не деться. На одном из матчей, когда на последней минуте игрового времени футболист ОФИ забил победный гол, Гаттузо рванул со своего тренерского мостика, чтобы лично поздравить игрока.

Помимо всего прочего, Дженнаро порядочный семьянин, добрый отец и любящий муж, без своей семьи никуда не уезжающий. Не просто так ведь предпочитает проводить свободное время дома в кругу родных, нежели на тусовках в барах или ночных клубах.

 «Если меня спросят, предпочитаю ли я вечер вне дома или семейный ужин, я отвечу: вечер на винодельне с друзьями. О, если бы я сохранил все бутылки из-под вина, которые я открыл, у меня бы получилась неплохая коллекция. В этой жизни мы проездом, прав был Тотò (великий итальянский комик) когда говорил, что перед лицом смерти мы все одинаковы. Однако мы всегда должны делать выбор, принимать взвешенные и продуманные решения».

Со своей женой Моникой Гаттузо познакомился еще в Шотландии. Ее родители держали итальянский ресторан в Глазго, куда Рино часто наведывался поужинать. Моника тогда училась в Италии, так что о ней Дженнаро знал лишь из нескончаемых восторженных рассказов родителей. Но когда он с ней познакомился, то понял, что те не преувеличивали. Именно Моника решительно бросила учебу и настояла на переезде в Италию, когда Гаттузо, не находя больше места для себя в «Рейнджерс», раздумывал куда ему податься.

У пары двое детей – Габриэла и Франческо. Кстати, новость о рождении дочки Дженнаро получил перед матчем с Бельгией на Чемпионате Европы 2004 в Португалии. Вымолив разрешение у Трапатони покинуть чемпионат и обещав вернуться на следующий день, Рино гордо отсидел матч на скамейке запасных, так как был дисквалифицирован, а по окончании матча новоиспеченный папа улетел в Италию.

 

Спасибо всем, кто зашел:-)

Источники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8