14 мин.

Кими Райкконен: До первых тестов с Заубер, я никогда не видел Гран-При

 

В паддоке Остина места, отведенные каждой команде резко сокращаются и, когда мы прибываем на встречу с Кими Райкконеным, в моторхоуме Феррари все столы  заняты обедающим персоналом. На помощь приходит Маурицио Арривабене, который обращается к Кими: "Быстро в мой офис".

Айсмен входит первым и занимает место Арривабене, который развеселившись, говорит ему: "Давай, Кими, ты теперь главный, скажи нам, что мы должны делать".

Айсмен улыбается, но недолго, потом отвечает: Ладно, валите отсюда, у меня интервью и не мешайте мне".

После первых стандартных вопросов Райкконен расслабился, показав персонаж, с которым у Айсмена очень мало общего. Неожиданно простой образ жизни, слишком обыденный, чтобы стать отличительной чертой.

Улыбается, шутит, не беспокоясь о времени, которое пролетело очень быстро, мы говорили в два раза больше запланированного. Один из вопросов в интервью касался возможности больше никогда не подняться на верхнюю ступеньку подиума и ответ был таким:

Конечно, мы хотим выиграть, поэтому мы здесь. Но, не зависимо от того, придет она или нет, победа не изменит мою жизнь в лучшую или в худшую сторону. Люди, я думаю, не ждут, что я выиграю, и, когда я вернулся в Формулу 1 с Lotus, никто и представить не мог, что я смогу снова выиграть, а это случилось. Поэтому, никогда не говори никогда.

Спустя 24 часа Кими Райкконен выиграл Гран при США.

 

 

 

По мнению многих болельщиков, а также инсайдеров, это был твой лучший сезон во втором периоде, проведённом в Феррари. Что изменилось по сравнению с прошлыми годами?

 

Начнём с того, что в каждом сезоне у нас есть машина, которая не похожа на машину предыдущего сезона и отдача сильно зависит от того, насколько она эффективна . Думаю, что всё было лучше в целом, я сразу чувствовал машину и у меня отличная команда.

Очень жаль, что завершилось сотрудничество с Дейвом Гринвудом. С ним я работал долгое время, включая начальный этап этого чемпионата. Но он оставил солидный фундамент, с которым мы продолжили работать, сумев добиться прогресса.

У нас были неудачные уик-энды, когда, к сожалению, не удавалось закончить гонку, но в целом, мы смогли всегда участвовать в борьбе за высокие позиции, и, можно сказать, что я получил большее удовольствие, чем в предыдущие годы.

 

 

Чего, по-твоему, не хватает Феррари для того, чтобы победить Мерседес?

 

Я считаю, что большую часть сезона мы были способны их победить и, в общей сложности, всегда очень, очень близки. Но когда разница настолько мала, случается, что в некоторые уик энды могут происходить незначительные вещи, которые становятся решающими.

В последних гонках мы видели, что наша производительность оставляет желать лучшего, но я уверен, что в команде работают настоящие профессионалы и не думаю, что им не хватает чего-то особенного, для того чтобы иметь возможность сражаться.

Однако, необходимо собрать все воедино, попытаться избежать непредвиденных проблем, потому что, если в прошлом считалось нормальным, чтобы все в течение сезона рассчитывали на сходы, то сегодня всё изменилось. Несколько лет назад случалось так, что вы не заканчивали Гран при и  говорили себе, "ок, но это произойдёт и с моими соперниками", а сегодня это больше не работает.

Есть незначительные вещи, которые могут привести к сходу, например, ошибка или авария, и они оказывают огромное влияние на исход чемпионата. Я не думаю, что нам нужно какое-то чудо (чтобы победить Мерседес), нужно просто сосредоточиться на работе, на всяких мелочах и сконцентрироваться самому. Я уверен, что Формула 1 не изменилась за 20 лет. Вещи, которые делают машину быстрой, те же самые. И нет необходимости ничего изобретать. Нужно просто работать и делать все правильно.

 

 

Но 20 лет назад мало что говорилось о шинах, тогда как сегодня это, по видимому, единственный решающий аргумент в гонке. Как ты думаешь, это лучше или хуже?

 

С моей точки зрения, я не думаю, что это лучше. Мы знаем, что сегодня ситуация не такая, как 20 лет назад, потому что у всех одинаковые шины и нет такой конкуренции, как во времена противостояния Bridgestone и Michelin. Понятно, что уровень технологического совершенства уже не тот. Когда существует конкуренция, качество всегда возрастает. Несколько лет назад команды просили у поставщиков такие шины, которые отвечали их конкретным потребностям, и они создавались специально, с явно высокими затратами. Те, кто сегодня поставляет шины, не имеют проблем с конкуренцией, поэтому я не думаю, что затрачиваются такие же силы, и я уверен, что в целом качество не одно и то же.

Со своей стороны, мы знаем, что шины одинаковы для всех, и мы тратим много времени и сил для того, чтобы попытаться извлечь максимальную пользу от этих шин. Лично мне это не нравится, скажем так, с этим мы должны уживаться.

 

 

Сожалеешь ли ты о тех временах, когда у команд было больше тестов?

 

Не очень, но предоставим командам решать нужны они или нет. Сегодня затраты на симуляторы настолько велики, что было бы дешевле заниматься этим на трассе.

Я не имею в виду, что нужно гонять по трассе каждый день между гонками, но если запланировать бОльшее количество тестов, я уверен, это будет дешевле смет, включающих симуляторы и разница в том, что вы будете работать на реальной трассе.

 

 

Давай поговорим о следующем приключении, которое ждет тебя в Заубер. Это был выбор, основанный на страсти?

 

Дело не в том, что я просто хотел остаться (Кими рассмеялся…). Я хотел гоняться, это да, но я не в восторге от идеи остаться в Формуле 1. Уточню: гонка –да, остальное –нет, поэтому это был немного трудный выбор.

Я выбрал Заубер по нескольким причинам. Я уверен, что у нас хорошая команда, что вместе мы сможем кое-чего добиться и, кроме того, это рядом с местом, где я живу.

После непростого периода, команда находится на стадии больших перемен, может быть, поначалу будет нелегко, но это необычный вызов и мы могли бы удивить многих людей. И потом, я думаю, это будет весело.

 

 

Возможно, твоя семья ждала, что ты целый день будешь находиться дома: как всё прошло, когда ты сообщил о своём решении?

 

Без проблем! Моя жена была за, и, думаю, что я стану больше времени проводить с семьёй.

 

Маурицио Арривабене рассказал, что он прояснил ситуацию о твоём будущем тебе и Себастьяну накануне гонки в Монце, заверив, что был уверен, что это не повлияет на ваше выступление.

 

Я давно в этом виде спорта и сталкивался с разными ситуациями. Честно говоря, я не думаю, что наличие контракта имеет значение. Единственное, что я просил у Феррари – это знать о своём будущем, меня не интересовала форма ответа, я хотел знать, что они решили, чтобы сделать свой профессиональный и жизненный выбор. Это всё, что я хотел. Я не испытываю досады относительно того, как это было решено, я рад идти туда, куда я решил идти. И, на мой взгляд, ничего не изменится, я все равно буду гоняться.

 

 

Некоторые гонщики утверждают, что Формула 1 первых рядов стартовой решётки это другой вид спорта по сравнению с остальной её частью…

 

Нет, не думаю. Это тот же самый спорт. Не думаю, что  там что-то другое. Каждая команда работает немного по-разному, преследуя одни и те же цели. Я выступал в швейцарской, английской и итальянской команде, и все по-своему справляются с проблемами, но я не думаю, что спорт меняется. Вероятно, если ты находишься в группе из середины турнирной таблицы, то ты будешь участвовать в более масштабных сражениях на трассе, думаю, что в некотором смысле это интереснее.

 

 

Удалив из турнирной таблицы три топ команды, мы получили бы, на самом деле, шесть гонщиков, сражающихся за титул…

 

Это только подтверждает мои слова. То есть, в середине турнирной таблицы борьба более плотная, это хорошо заметно на трассе. В определенном смысле, борьбы в этой части турнирной таблицы больше.

 

В последнее время мы видим, что стюарды выносят много наказаний. Ты согласен с таким положением дел?

 

Не думаю, что они стали более суровыми, чем раньше, но нахожу, что их вмешательство иногда носит случайный характер. Я считаю, что в некоторых случаях более жесткая линия была бы желательной и в этом случае у стюардов было бы меньше работы.

Если бы меры были жесткими и действительно карательными, не росло бы количество всяких глупостей, которые мы наблюдаем на трассе в последнее время. К сожалению, мы часто видим незначительные наказания, которые в некоторых случаях даже не имеют достаточных оснований для их вынесения.

Мы видели случаи, когда гонщик получал наказание пять или десять секунд за нарушение, к которому в предыдущей гонке не применялись санкции, вот что не работает. Я за более жесткие наказания, но нужно использовать всегда один и тот же критерий.

 

Имеет ли для тебя какое-то особое значение быть последним гонщиком, ставшим Чемпионом мира за рулём Феррари?

 

Я об этом не думаю. Возможно, однажды я остановлюсь и подумаю: "Эх, я просто счастлив быть последним чемпионом мира от Феррари", кто знает, но, если честно, я об этом не думаю. Люди иногда мне об этом напоминают, но возможно, спустя какое-то время у Феррари появится новый чемпион мира.  

Думал ли ты когда-нибудь о гонках, потерянных из-за командных приказов?

 

Это часть жизни, иногда так происходит. Если пересмотреть всё, найдется много гонок, которые ты мог выиграть, но не выиграл из-за какой-то незначительной вещи, думаю, что это всегда так.

 

Какие отношения у тебя были  с президентом Маркионне?

 

В личном плане всегда очень хорошие. Настоящие, искренние отношения, у итальянцев есть уникальная способность к написанию замечательных историй, иногда правдивых, иногда – нет. Но могу только заверить, что мои отношения всегда были честными.

 

Сможешь ли ты променять Формулу 1 без средств массовой информации и общения с публикой на десять процентов от своей зарплаты?

 

Нет, и я думаю, что все уйдут! Во-первых, я не думаю, что именно СМИ платят нам зарплату, которую мы получаем.

Я слышу, что люди сетуют, потому что Формула 1 не всегда такая захватывающая, как хотелось бы, но, когда я думаю о том, сколько фигни пишут в средствах массовой информации, историй, сплетен и т.д. .. думаю, что без всего этого Формула 1 была бы намного лучше.

Сколько раз приходилось читать неправду, которая на самом деле наносит ущерб имиджу этого вида спорта, и, если бы её было меньше или если бы её не было совсем, Формула 1 от этого только выиграла бы.

 

 

Многие люди были удивлены твоим появлением в социальных сетях. Это игра или способ напрямую общаться с твоими поклонниками?

 

Думаю, что это важно для болельщиков. Нет никаких особых причин для этого поступка. Посмотрим, что из этого выйдет в будущем.

 

Бывали ли в твоей жизни случаи, когда перед гоночным уик эндом, у тебя не было желания уезжать?

 

Много раз, на самом деле, в большинстве случаев! Знаешь, я ненавижу разъезжать. Если бы я мог ездить от дома до трассы, возможно было бы лучше, потому что мне не нравится проводить много времени в самолетах и аэропортах.

В Европе с этим получше, потому что перелёты короткие, но в остальных случаях я чувствую себя дерьмово. Нет, я не возражаю, если ты это напишешь. Я часто думаю о желании больше оставаться дома, потому что я не люблю перелёты и все, что с ними связано. Но я люблю гоняться и в жизни ты не всегда можешь выбирать то, что тебе нравится, избегая остального.

Даже если ты занят интересным делом, всегда есть негативные стороны, некоторые вещи, которые ты не очень любишь. Я считаю, что это относится ко всем жизненным ситуациям.

 

Идеальным Гран-При для для тебя будет ГП Швейцарии?

 

Возможно так было бы лучше, но…существуют и другие проблемы кроме логистических. Теперь настал момент, когда мой сын очень ко мне привязан и было бы неправильно говорить ему, что папа вернётся домой через две недели. И даже младшая девочка начинает понимать все больше и больше. Я думаю, что в следующем году она станет более сознательной.

Когда ты уезжаешь, и иногда, когда ты далеко, возможно устал в конце дня, в голове крутится всегда одна и та же мысль: "какого черта я здесь делаю, я мог бы быть сейчас дома". Думаю, это нормально для тех, кто проводит много времени вдали от семьи.

 

Кто-то подсчитал, что за сезон вы проводите в самолёте около 500 часов…

 

Думаю, лучше этого не знать, и я в самом деле этого не знаю. Иногда меня спрашивают, сколько дней в году я провожу вдали от дома, но я в самом деле не знаю. Представляю себе, если бы я их подсчитал, я бы не сдержался - "какого чёрта"!

 

Как ты отреагируешь, если однажды твой сын захочет заниматься картингом?

 

Он уже заинтересовался! Не знаю, когда ему пришла в голову идея опробовать карт. Но месяц назад он попросил меня об этом, неожиданно заявив: "Я хочу покататься на карте, поедем гоняться на карте". И я ответил ему: "Ок, когда-нибудь мы туда  поедем". Его всегда интересовал мотокросс. Помню, однажды мы приехали на картодром, но он был ещё слишком мал, и я сомневаюсь, что он помнит.

Но в любом случае, если он или моя дочь когда-нибудь попросят меня об этом, я бы не особо обрадовался… может быть, это стало бы хобби, но в любом случае, ещё слишком рано.

 

Восемнадцать лет назад ты появился из ниоткуда в Formula Renault 2.0. Какие мечты того парня сбылись?

 

Я не знаю. Не помню, чтобы я мечтал однажды оказаться в Формуле 1.

В картинге, когда ты очень молод, вероятно, ты о чем-то мечтаешь, но честно говоря, я даже не думал о возможности оставить картинг ради гоночного автомобиля, потому что у меня не было денег.

Потом я встретил очень крутых людей, которые поддержали меня и, когда я начал выигрывать в Formula Renault, то подумал "ок, возможно я смогу этим зарабатывать на жизнь". Помню, я был очень удивлён предложением гоняться в японской Formula 3 и получать зарплату. Но потом, дело приняло другой оборот, очень быстро, в сторону Формулы 1.

 

Ты добился успеха и в спорте, и в жизни. Приходилось ли тебе заниматься тем, чем ты никогда не планировал заниматься, или встречать кумира своего детства?

 

Не знаю. Вероятно, есть вещи, которые представлялись мне немыслимыми, но в моём случае, я никогда не видел Гран при до первых тестов с машиной Формулы 1. В принципе у меня не было каких-то больших ожиданий, я приехал посмотреть, "что такое из себя представляет эта Ф1", не особо забивая себе голову. Очевидно, я надеялся преуспеть, но без особых потрясений: посмотрим, что получится.

 

Основываясь на своём профессиональном опыте, считаешь ли ты, что политика играет важную роль в спорте?

 

Да, я полагаю, что ты играешь важную роль…без этого было бы лучше, но думаю, что во многих видах спорта сегодня такая же история из-за большого количества денег, которые там крутятся. И я не думаю, что это затрагивает интересы спорта, скажем так.

 

Коварный вопрос: считаешь ли ты, что Себастьян совершил слишком много ошибок в этом сезоне?

 

Не знаю, сделал ли он много ошибок. В Германии он вылетел, правда, но условия были действительно очень сложными, и, честно говоря, не знаю, какое влияние этот эпизод мог оказать на окончательный итог его сезона.

Всегда находятся люди, ищущие виноватых во всех ситуациях, приговаривая "вот почему"! Если ты хочешь кого-то сделать виноватым, есть миллионы вещей, о которых можно сказать: "Ах, если бы он сделал так, результат был бы превосходным"! Но задним числом очень легко говорить, что он должен был делать. Если ты взглянешь на десять лет назад, то обнаружишь множество интерпретаций, согласно которым ты делаешь определённый выбор, и ты бы выиграл. Но зачем?

 

 

Последний вопрос, Кими. Если ты вернёшься назад, в 2006 год, когда ты подписал контракт с Феррари, начнёшь ли ты изучать итальянский язык?

 

Нет. Я здесь для того, чтобы управлять гоночным автомобилем, и потом… контракт я подписал в 2005

 

Перевод Даниэль

 

Источник https://it.motorsport.com/f1/news/raikkonen-non-ho-studiato-litaliano-sono-qui-per-guidare-una-monoposto/3201015/