6 мин.

2. Эпос: становление НХЛ, 1917-1927

Несмотря на грамотный слив Ливингстона, первый сезон обернулся для лиги огромным числом проблем. Клуб "Квебек Булдогс" из-за финансовых проблем выпала на пару сезонов, а в 1920 и вовсе самовыпилилась, можно на них забить. 2 января 1918 сгорела Вестмаунт-арена(Монреаль), домашняя для "Канадиенс" и "Уондерерс", из-за чего последним пришлось уйти в закат. Таким образом, в первых сезонах шайбу катали только три команды.

Сезон НХЛ впервые разделился на две части - регулярный чемпионат и плей-офф, победителю которого вручается  Тот Самый Кубок Стэнли (кстати, данный формат был предложен Ливингстоуном еще для НХА; за такой плагиат идеи гневный Эдик подал на лигу в суд, но, по слухам, опять обосрался потерпел неудачу.) Надо сказать, с чашкой лорда Стэнли все было не так уж и просто - помимо "своих", чемпиону НХЛ приходилось играть и с победителями PCHA/WCHL/WHL. Правда, особо зацикливаться на этом не стоит - 7 из 9 таких розыгрышей окончились победой команд НХЛ - в 1925 году до чашки таки добрались "Виктория Кугарз", а в 1919 финальный матч был отменен из-за эпидемии. Первым обладателем трофея ВНЕЗАПНО стали "Торонто Аренас". Тут нельзя не передать привет сами знаете кому. Не, ну он реально сказочный лох.

Интересно отметить, что коллектив из Торонто жизнь, что называется, помотала. Ливингстон не сдавался, и подал в суд уже по причине отсутствия дохода (на сей раз, кстати, выиграл). Посему клуб опять продается, и с 1919 года носит название "Сент Патрикс" (с креативом у них еще со времен Блюширтс был пипец; против Святого Патрика ничего не имею), и под этим именем даже выигрывает один КС. Наконец, в 1927 появляется название "Торонто Мейпл Лифс" (так же известны как: Листья; не путать со сборной Канады), коими и остаются по сей день. Помимо этого, зеленый цвет в форме был заменен на синий.

"Кленовый лист был зна́ком мужества, зна́ком, который означает дом. Это был знак, который напоминал нам все наши подвиги и различные трудности, которые мы испытывали и преодолевали. Этот знак значит для нас больше, чем любой другой значок, который мы могли придумать … поэтому мы выбрали его … надеясь, что он будет что-то значить для команды, которая будет носить его, и когда они будут кататься на льду с этим знаком на груди … они будут носить его с честью, гордостью и смелостью, как его носили солдаты первой мировой войны в канадской армии."

Автором сей пафосной речи является Конн Смайт, творец ребрендинга и дико авторитетный в те времена мужик, ставший тренером, генменеджером и совладельцем Торонто на долгие годы. Он же был инициатором смены цветов клуба с зелено-белого на сине-белый. Здесь все намного прозаичней - грузовики фирмы Смайта имели тот же цвет.

Торонто Мейпл Лифс

Конн Смайт, который прошел Первую Мировую и в будущем пройдет Вторую, отдавал команде всего себя. В 1930-х, когда Оттава потихоньку стала разваливаться, все остальные сразу стали пытаться урвать кусок побольше. Для Смайта таким куском был защитник Кинг Клэнси, один из лучших игроков всея НХЛ (и мира, естесно). Оттава запросила за него $ 35к. Исторический диалог между Смайтом и владельцами протекал примерно так:

В: - У нас нет денег.

С: - Но ведь доходы растут, и сегодня у нас больше, чем вчера.

В: - Хорошо, мы выделяем тебе 25к, и это больше, чем вчера, но остальное ищи сам.

Недостающие деньги Конн Смайт достал буквально из воздуха, поставив на лошадь-аутсайдера скачек. В результате лютого фейла букмейкеров, Кинг Клэнси переехал в Торонто.

 В "Торонто" тех лет было много звездных игроков и функционеров, но главной личностью был комментатор Фостер Хьюитт, освещавший матчи Листьев по радио. Один раз даже произошел забавный ситуэйшн: игроки "Торонто" и "Детройта" (об этих в следующей статье) вместе с комментатором добирались на матч на одном поезде. Когда игроки доехали до места, они были удивлены: восторженная толпа собралась, только чтобы посмотреть на Фостера, до хоккеистов же никому не было дела. Ну и правильно, кому они нужны?

Нужны они нам, а потому пришло время рассказать о самом известном игроке тех времен - вратаре "Монреаль Канадиенс"(так же известны как Хабы, франкоканадцы)  Жорже Везина. "Огурец из Шикутими" (я не шучу, Жорж получил такое своеобразное прозвище за свое хладнокровие) играл за Хабов еще до всех этих ваших НХЛ, а именно с 1910, и к концу десятых годов вышел на пик формы. В 1918 году Везина оформляет первый в истории НХЛ шат-аут, сыграв на ноль в матче с "Торонто"(9:0). А надо сказать, что это был серьезный челлендж - команды тогда с легкость накидывали по 7 шайб за матч, а при хорошем настроении могли и пару десятков отгрузить. В этом же году Везина получил еще одну ачивку, отдав голевую передачу на лидера команды Ньюси Лалонда - тоже впервые. К тому времени у него уже было два кубка Стэнли, и вот, в 1919, Монреаль вышел в финал, где должен был встретиться с "Сиэтлом". Надо сказать, что у тех тоже был свой топ-кипер в лице Гарри "Шерлока" Холмса (это уже я шучу, не Шерлока). Правда, финал так и не состоялся из-за эпидемии гриппа. К успеху шли, да не дошли.

Монреаль Канадиенс

Несмотря на успехи "Торонто" и "Монреаля", настоящей династией тех лет была Оттава (династия - команда, доминирующая в лиге долгий период времени; в качестве меры используется ачивка "3 титула за 4 года"). Сенаторы были чемпионами в 1920, 1921 и 1923 годах. Команда была настолько единой и сплоченной, что опьяненные первой победой в КС (и немного алкоголем) игроки немного посрались, и заветную чашку утром нашли в сточной канаве.

А убрал сенаторов со сцены все тот же Монреаль, во главе с Хоуи Моренцом и нестареющим Везиной, который отобрал звание лучшего голкипера у сенатора Клинта Бенедикта. После победы в 1924, Хабы вновь дошли до финала в 1925, где слили "Виктории Кугарз".  Правда, следующий сезон стал последним для выдающегося голкипера команды - 17 марта 1926 он скончался от туберкулеза. За несколько дней до смерти игрок пришел в раздевалку "Канадиенс" и, увидев свои щитки, расплакался от накативших эмоций. За карьеру Жорж Везина провел 328 матчей в НХЛ и НХА, не пропустив ни одной игры команды и сделав 15 сухарей. В том же году был учрежден Везина Трофи - приз лучшему вратарю НХЛ, вручаемый и по сей день.

Жорж Везина

Монреаль без своего лидера временно рухнул на дно. Чем и воспользовалась Оттава, выиграв КС 1927. Правда, недолго музыка игра - в начале 30-х Великая депрессия нанесла серьезный удар по бюджету сенаторов. Распродажа игроков не помогла, не помог и переезд в Сент-Луис - клуб ушел в закат в 1934. Таким образом, столица Канады оказалась отрезанной от хоккея почти на шестьдесят лет.

Оттава Сенаторз