12 мин.

Элементы в висе сзади – сложный раритет

Хочется поговорить таких интересных и оригинальных, но к сожалению, практически забытых элементах в упражнении на перекладине и разновысоких брусьях, как элементы в висе сзади.

Существуют три типа хватов, которыми гимнаст может держаться за гриф перекладины.

1)      Хват сверху. Классический хват, которым все привыкли подтягиваться. При этом хвате тыльная сторона кисти направлена на гимнаста. В научной терминологии при таком хвате происходит пронации кисти.

2)      Хват снизу. При таком хвате ладонь направлена к лицу гимнаста. В научной терминологии при таком хвате происходит супинация кисти.

3)      Обратный хват. Связан с хватом снизу выкручиванием/вкручиванием в плечевых суставах. При этом ладонь направлена к лицу гимнаста.

Ещё существуют как обычный вис, так и вис сзади, при котором руки гимнасты выкручены в плечах, но не полностью. Хватом сверху собственно нельзя полностью выкрутить руки в плечах, не получив травму. А хватом снизу можно – в этом случае хват снизу автоматически превратится в обратный хват.

На чемпионате мира 1954 года абсолютно все гимнасты использовали в своих комбинациях те или иные элементы в висе сзади. Комбинация выглядела примерно следующим образом:

Или вот видео с Олимпийских игр 1956 года

Можно видеть, что гимнасты за неимением сложных типов оборотов с поворотами и перелётов, использовали по максимуму то, что было доступно на данный момент времени. Все гимнасты тем или иным образом включают в свою комбинацию подъёмы назад в упор сзади или из виса сзади подъём махом вперёд. Самые продвинутые гимнасты (на видео 1956 года на 4:58-5:03) выполняют полный большой оборот назад в висе сзади. Этот элемент в правилах проведения соревнований носит имя «чешские обороты». Но у нас в стране вы можете часто встретить на тренерском жаргоне его название как «русские обороты». А вот профессор ГЦОЛИФК Ю.К. Гавердовский (в настоящее время профессор РГУФКСиТ) в своих трудах называет их «итальянскими оборотами». Ну а за границей часто можно встретить их обозначение как «немецкие обороты». Вот такой интернациональный элемент получается.

На самом деле, сложно сказать гимнасты какой страны впервые исполнили этот сложный тип вращения, но ясно одно – было это очень давно.

И всё-таки будет называть их в международной терминологии – чешские обороты.

Большой оборот назад в висе сзади очень сложен. Очень сложнее большинства имеющихся оборотов и достаточно травмоопасен. В настоящее время имеет высокую группу сложности D. По видео 1958 года можно видеть, что исполнение чешских оборотов того времени далеко от идеала. Нет хорошего разгиба в верхней точке траектории, нет полной оттяжке в плечах.

Но вот что ведь получается, гимнасты 50-х годов абсолютно все использовали элементы в висе сзади, а в наше время такие элементы исполняют буквально единицы. Самым известным исполнителем чешских оборотов является Давид Белявский. Он исполняет чешские обороты в идеальном их исполнении – отличная оттяжка и разгиб.

Почему гимнасты в наше время практически вычеркнули из своих комбинаций чешские обороты? Во-первых, они требуют хорошей гибкости и специальной подготовки, а также затрат сил. Во-вторых, сильно меняется привычный рисунок комбинации. А большинство гимнастов не хочет сбиваться с привычного ритма. Проще делать стандартные обороты, которые приносят группы сложности от С до Е и не париться с «хитрыми» чешскими премудростями. Вот так целый пласт элементов практически позабыт, хотя в 50-е годы им владели абсолютно все спортсмены.

С годами менялся и способ попадания в чешские обороты, и способ выхода из них. На видео 1954 года на 0:03 гимнаст исполняет оригинальный и очень непростой подъём махом назад с перемахом и поворотом на 180 в упор сзади. Ничего подобного вы не увидите в наше время. Хотя чаще в чешские обороты попадпли простым подъёмом двумя назад.

 

Следующий способ входа в чешские появился позже. Сложно сказать когда, но предположим, что где то в 70-е годы. Кстати после 60-х годов чешские обороты уже исчезли практически из программ гимнастов. На смену им пришли обороты с поворотами, а позже обороты на одной руке. Так вот этот способ входа использует наш Давид Белявский. С большого оборота выполняется перемах в упор сзади с последующим отмахом назад через голову. Этот оригинальный элемент не имеет имени первого исполнителя, но имеет группу сложности С. Отношение к такому входу в оборот было разное. Был временной период, когда считалось, что можно касаться грифа или даже выполнять предварительный оборот назад в упоре сзади.

А были времена, когда элемент засчитывался только без касания грифа (в настоящее время так этот элемент и должен исполняться). Именно так и исполняет Давид Белявский.

Более сложного входа в чешские обороты на сегодняшний день не придумано.

Что касается выхода из чешских оборотов. В 50-е года можно видеть только самый простой вариант обычного перемаха в вис. Но гимнаст Клаус Кёсте в начале 70-х годов, продемонстрировал выдев из чешского оборота в стойку на руках. Этот элемент носит его имя и имеет группу сложности С. Видео с исполнением самого автора нет.

Но вот в чём дело. В правилах 80-х годов этот элемент выглядел совсем иначе:

Можно видеть, что тут нет выхода в стойку на руках. Получается, что Клаус Кёсте выполнил выдев не в стойку, а в вис. Но если посмотрел в правила начала 2000-х годов, то элемент изображён уже так:

Вот этот уже элемент Кёсте, как он есть сейчас. Но имя то его «Накаяма», т.е. получается, что первым выполнил всё-таки японец Акинори Накаяма? Но, что интересно. Выдев из виса сзади нарисован чисто силовым способом. Такого исполнения я никогда ни у кого не видел. Ведь в наше время его все делают только техническим способом и вот так он выглядит в правилах:

Вот такие интересные метаморфозы с этим элементом. А ещё он получил следующую модификацию. Её впервые представил на Чемпионате России 2007 Андрей Лиховицкий. Это «Кёсте» с поворотом на 180 в обратный хват.

Хотя элемент получил имя первого исполнителя «Лиховицкий» значительно позже (примерно в 2012 году).

В женской гимнастике различные элементы в висах и упорах сзади исполнялись также с 50-х годов. Но вот чешские обороты исполняли единицы за всю историю. И это понятно. Если уж мужчины их выполняют в количестве единиц, то у девушек те более нет никакого интереса к выполнению этого сложного элемента. Одной из известных исполнительниц чешских оборотов является украинская спортсменка Ирина Краснянская. В честь неё и назван безымянный мужской вход в чешские. Ирина выполняет его подчёркнуто спадом со стоки на руках, а не с большого оборота как мужчины.

Причём очень неординарен выход из чешских оборотов – перелётом назад ноги врозь. Можно на первый взгляд сказать, что это перелёт Ткачёва из чешских оборотов, но это не так. В мужской гимнастике Джэфф Бэндер исполнял чистый Ткачёв из чешских.

Разница в том, что Ткачёв подразумевает под собой перемах в воздухе и только потом хват за гриф. А у Ирины (как и у других гимнасток, исполнявших этот элемент) нет перемаха. По сути это даже не совсем перелёт, а высокий спад ноги врозь из виса сзади в обычный вис.

Евгений Сапроненко кстати исполнял и сальто Гингера из чешских оборотов. Но из-за того, что дают за него только группу С, никто его больше и не использовал.

Но вернёмся к Ирине. Она уникальная гимнастка. Ведь, пока все остальные спортсменки используют в своих программах стандартные обороты, которые приносят большие прибавки, она решилась на «не удобные» в использовании чешские обороты.

Ещё конечно же отметим Эльвиру Тезу. Она впервые в мире исполнила целый ряд очень интересных элементов из висов сзади. Вот тот же перелёт из виса сзади:

А вот сальто Пак:

Или санжировка с верхней жерди на нижнюю

Ещё хочется рассказать об одном интересном элементе в необычном висе сзади. Элемент имеет всего лишь группу А и был исполнен когда-то в 50-е года. Это большой оборот с вкручиванием в плечах. Да, плечи хватом сверху можно не только выкручивать, но и вкручивать. Элемент носит имя «Скоумал», хотя в учебнике Ю.К. Гавердовского он называется «оборотом Миникелли». Элемент из-за невысокой оценки в трудности также практически не был востребован в программах гимнастов.

Ну и о дальнейшей эволюции чешских оборотов. Гимнасты не хотят их использовать в своих программах. Но ведь есть возможность усложнить чешские обороты. Ведь этот уникальный элемент можно выполнить с поворотом на 180 в обратный хват и получится группа Е. А можно на 360 градусов:

И, внимание!!! Только вис сзади позволяет, не отпуская руки от грифа прокрутиться вокруг неё на полтора оборота не повредив себе. Т.е. можно сделать чешский оборото с поворотом аж на 540 градусов.

А ещё можно выполнить из чешского оборота оборот Рыбалко (прыжок с поворотом на 540 в обратный хват). И потенциально получить группу сложности G!!!

Вот ещё небольшая подборка разных элементов в висе сзади у гимнастов и гимнасток.

И ещё в заключение. Чешские обороты не востребованы в спортивной гимнастике, но вот, что потрясающе. Они стали очень востребованы в гимнастике уличной. Т.е. у ребят, которые, не занимая гимнастикой в секции, своими силами на улице, на обычных турниках. Освоили в массах чешский оборот – элемент высочайшей группы D, который профессиональные гимнасты не хотят исполнять.

Первым исполнителем чешских оборотов во дворе стал Кирилл Мацепуро из Брянская. Он продемонстрировал его в 2009 году.

 Это было совершенно невероятное событие того времени. Никто и помыслить не мог, что такой элемент может быть перенесён на улицу в исполнении любителя. Затем Кирилл выполнил и вход в чешские и выход «Кёсте».

Ну, можно было сказать, что это один уникум. Но вот в чём дело, через 3-4 года чешские стали в массах исполнятся огромным числом парней-любителей на улице! Элемент пошёл в массы. Вот, что бывает при должном желании и наличии методик их обучения.

Через некоторое время Никита Артюшин исполнил на улице и перелёт из виса сзади по технике гимнасток на разновысоких брусьях. Это конечно не перелёт Ткачёва, но для улицы сложность высочайшая!

Или вот пожалуйста исполнение двойного сальто назад из виса сзади (Кирилл Мацепуро)

Но поразил ещё один элемент. Его впервые исполнил Сергей Капранов:

Сергей исполняет оборот Скоумала, затем делает спад из стойки на руках с вкрученными плечами в упор сзади и отмахом назад опять выбивает себя в стойку на руках хватом сверху. Ясно, что данный элемент исполним только в страховочных лямках, но идея и реализация потрясающая. Показал я этот элемент тренеру по спортивной гимнастике (МСМК). Так вот она вначале не сразу поняла, что происходит на видео. Фантазия у ребят работает отлично.

Вот и получается, что на данный момент времени чешские обороты – это забытый, но сложный и интересный раритет. Как же хочется, чтобы чешские обороты однажды вернулись в комбинации гимнастов! Пусть и на более новом уровне сложности.