6 мин.

В 1990-х в выборах участвовал даже великий тренер Виктор Тихонов. Его блок набрал 0,15% и в Думу не прошел

Забытая глава в биографии.

Интересное совпадение: российские выборы в последнее время становятся все более скучными, и в них при этом участвует все больше спортсменов. Возможно, это просто забавная корреляция уровня «пиратов и глобального потепления», а кто-то увидит в этом более глубинный смысл – статус депутата падает, теперь это не законотворец, а известное лицо, тычущее на кнопки.  

В Госдуму собираются Владислав Третьяк, Вячеслав Фетисов, недавно по одномандатному округу в нижнюю палату прошел Андрей Коваленко, а в Челябинске в партсписках внезапно появился Сергей Гомоляко. Но никто из хоккеистов пока не залезал в федеральную тройку – и тем более их имя не появлялось в имени политической партии. 

А вот Виктор Тихонов был третьим номером целого политического блока на выборах-1995. Блок незатейливо назывался по именам трех его «паровозов» – «Тихонов – Туполев – Тихонов», причем Тихоновы родственниками не были. Удивительно, но в официальных биографиях Тихонова-тренера – хотя бы и в Википедии, которая сегодня воспринимается как аналог БСЭ – этот факт просто опускается, как будто его и не было. А мы вспомним, как великий тренер внезапно влез в странный политический проект. 

Предвыборные кампании в России 1990-х проходили совсем иначе: если нынешняя как-то незаметно началась и заканчивается, то 25 лет назад политтехнологическое буйство начиналось примерно за полгода до даты Х. Кампания-1995 была вообще первой полноценной: выборы в первую Думу после кровавого разгона Верховного Совета организовали на коленке за пару месяцев. Проработала та Дума лишь два года – и почти сразу после одних выборов началась подготовка к другим.  

Политический ландшафт поражал воображение: одних только левопатриотических блоков с примерно одинаковыми программами заявилось около десятка. Именно там дебютировала легендарная Партия любителей пива, с которой соседствовали «Блок Джуны» и «Блок Валентина Дикуля». Всего партий на выборы набилось 43 штуки, и избирательный бюллетень раздулся до четырех страниц.  

Чтобы как-то выделиться из ряда партий с примерно одинаковыми обещаниями и лозунгами, активно использовались «паровозы» – тогда почти все они были актерами и телеведущими. Никита Михалков был вторым в списке правительственного «Наш дом – Россия», самый популярный на тот момент телеведущий Леонид Якубович занимал эту же позицию у экологов. Иосиф Кобзон, Лидия Федосеева-Шукшина, Ролан Быков, Александр Панкратов-Черный, Элина Быстрицкая – это не состав «Голубого огонька» тех лет, а часть «паровозов» мелких объединений. Один из блоков вел агитацию под именем Юрия Никулина, но потом об этом с удивлением узнал сам Никулин.  

С такими хедлайнерами выборы почти гарантированно превращались в околополитическое шоу. Парламент в тех условиях был связан по рукам и ногам, имел не так много рычагов влияния на исполнительную власть, поэтому пока одни лили реки заведомо невыполнимых обещаний, другие использовали время на ТВ для толстого троллинга федерального масштаба. 

Вторым, например, занималась Партия экономической свободы Константина Борового – ярчайшего представления направления, ставшего известным как «демшиза». «Мой миленочек дебил — в коммунисты поступил. Сразу назюганился, а ночью облукьянился», – одна из частушек ролика партии.  После него гендиректор ОРТ заявил, что это неуважаение к русской культуре, а «Коммерсант» назвал все это веселье «предвыборной кампанией на подзаборный мотив».  

На этом фоне блок «Тихонов – Туполев – Тихонов» выглядел маленькой зверушкой, попавшей на разборки больших дядей то ли случайно, то ли по какой-то удивительной прихоти хозяина. Тон в блоке задавал первый из Тихоновых – Александр, но это был не биатлонист. Наш герой имел вполне стандартную для биографию тех лет: работал в советском министерстве, в перестроечное время возглавил совместное советско-швейцарское предприятие, а потом оказался во главе одного из банков.  

В 1992-м Тихонов возглавил некую Партию консолидации. «Коммерсант» в октябре 1993-го сухо, но понятно писал, кто эту партию создал и для чего: «В своих экономических тезисах явно отражает «фирменные» интересы, прочно связанные с национальной промышленностью. В активе Тихонова также РМНТК «Нефтеотдача» и Российский фонд милосердия, чьи региональные связи не менее эффективны, чем 700 отделений «Гермеса». С учетом некоторых столичных и уральских банков, а также промышленных предприятий Сибири и Урала, финансовый базис ПК может составить 0,5-0,7 трлн руб». В общем, это была почти что кооперативная партия бизнесменов эпохи первоначального накопления капитала.  

Сам лидер партии говорил о ней так: «В народе сторонников наших идей становится все больше. Идеи эти, напомню, просты: это – сохранение физического, нравственного, духовного здоровья россиян, подъем материального благосостояния каждой семьи, достижение согласия и спокойствия в обществе. Эти постулаты одинаково важны и для города, и для деревни». 

В 1993-м список партии был забракован Центризбиркомом за нарушения, но через два года подготовились получше, создав полноценный предвыборный блок. «Новый блок объединяет в основном мелких предпринимателей, медработников, учителей и военнослужащих», – все так же сухо описывала его пресса. Интересных имен, кроме федеральной тройки, в нем не было.  

Сохранился даже рекламный ролик блока. На фоне веселой рекламы тех лет, где за партии агитировали говорящие телята, Жириновский разговаривал с нищими у церкви, а Егор Гайдар почему-то шел куда-то по рельсам, он тоже выглядит сделанным на коленке. Зато использована музыка из «Профессионала», которую почему-то в то время использовали везде, где только можно: 

Виктор Тихонов в агитации участия не принимал. Сложно представить, что он вообще мог выкроить для этого время: ЦСКА тогда был в сложной ситуации: денег катастрофически не хватало, да еще параллельно разворачивалось скандальное «дело Яшина», который бастовал в «Оттаве», но приехал поиграть за ЦСКА. Тренер постоянно был в разъездах, и найти его следы в предвыборной гонке сложно. 

Зато плоско зубоскалил журнал «Крокодил». Бывший флагман советской сатиры представлял потенциальную речь кандидата Тихонова: «Скажу без финтов: туго придется команде премьера, ведь играть ей предстоит не на своем, а на моем поле [...] Не подсластим мы жизни и президенту правящего клуба – однажды так припечатаем его к борту импичментом, что никакая администрация не отскребет!». 

В общем, никто не понимал, зачем все это. Ни один соцопрос не то что не включал блок «ТТТ» в число тех, кто может перевалить за пятипроцентный барьер, но даже в число многочисленных «прочих», которые у этого барьера толпились. Тихонов не шел на выборы по одномандатному округу, где шанс зацепиться был явно выше – и это показывало, что реальных претензий на мандат у него нет. 

Большой гид «Аргументов и фактов» включал странный блок в число «политических привидений, возникших по прихоти какого-то политика». В итоге объединение двух Тихоновых даже набрало больше 100 тысячи голосов – но в масштабе огромной страны этого хватило лишь для 35-го места и 0,15%. При этом «ТТТ» обогнал и заметные фигуры – упоминавшегося выше Борового и социал-демократов бывшего мэра Москвы Гавриила Попова.  

Итог существования блока уже после выборов подвел все тот же «Коммерсант»: «Бандит, находящийся в розыске УВД Владимирской области, в воскресенье был обнаружен в федеральных списках избирательного блока «Тихонов-Туполев-Тихонов». Возможно, поэтому биографы Тихонова и не вспоминают его участие в выборах – непонятно, как он оказался в непонятной партии, набравшей в свой список непонятных людей.

В 90-х ЦСКА раскололся на две команды – Тихонова и Минобороны. Объединились только через шесть лет

На Кубке Канады-81 родилась новая великая тройка: Крутова и Макарова объединили из-за травмы Харламова, Ларионов пришел вместо Петрова

40 лет назад сборная СССР выиграла Кубок Канады, но ей не отдали трофей. Канадские болельщики сделали копию и привезли в Москву

Фото: РИА Новости/Владимир Родионовб, Владимир Федоренко, Юрий Абрамочкин