13 мин.

Форменные тренды. Сезон-2014/15

Сезон 2014/15 хоть и начался уже давно, но все-таки еще не закончился, а значит - "форменные" тезисы хоть и припозднились, но не совсем опоздали. 

Сразу хочу сказать, что не буду повторять ни Славу Маламуда из "СЭ", который расставлял формам оценки, ни Михаила Антипина, который рассказал нам о тех переменах, что сделали клубы в 7-м сезоне КХЛ, с дизайнерской точки зрения. Тем более, что по многим пунктам я с уважаемыми коллегами согласен. Моя задача попроще - проверить, оправдались ли те предположения о существовании форменных трендов в КХЛ и НХЛ, что были сделаны здесь же год с лишним назад. 

Так вот, ближе к телу, то есть - к трендам. Не буду пересказывать однажды уже написанное и просто дам цитату: 

"В НХЛ налицо стремление к консерватизму и "похожести" на "классические" клубы, чьи проверенные временем эмблемы по-прежнему популярны, хоть во многом и просты - и их можно нарисовать самому без особых к тому навыков - на мой взгляд, это очень важное качество, которое многими недооценивается. 

А у нас? У нас все несколько по-другому. То, чем уже наигрались в НХЛ, у нас еще не получило должного развития, поэтому в ребрэндингах "мультяшки" обыгрывают даже леттеринги"

Итак, подтвердил ли прошедший год эти догадки? Верно ли то, что за океаном вдруг пришли к строгости и классицизму, тогда как у нас решили пуститься во все тяжкие, сбросив шоры старых времен?

Что касается НХЛ, то там было не так много изменений. Однако те, которые произошли, вполне в этот тренд укладывались. 

Так, отошел от леттеринга "Анахайм", сделав ставку на крупную утиную лапу в качестве логотипа. Таким образом, если исключить классических "Рейнджерс", леттеринги на основной форме остались у "Вашингтона" (хотя там он не совсем типичен, как в общем был и у "уток", типично баскетбольным - и значит, режущим глаз - был леттеринг "Далласа" до смены формы) и у "Ванкувера" (там - соседствует с классическим лого).

 --> 

Ну а "Питтсбург" и "Лос-Анджелес" поступили консервативно - вернулись к старому доброму ретро в качестве альтернативного комплекта. "Пингвины" задействовали победный дизайн начала 90-х, чего от них ждали лет эдак 10, а "короли" вспомнили о форме времен своего появления в лиге. 

 

 

Подкачала на общем фоне разве что "Тампа", альтернативный комплект которой мало что смахивает на форму "Лос-Анджелеса", если смотреть сзади, так еще и содержит нетипичный для новинок онли-леттеринг.

Право слово, та форма, которую шутейно представили игрокам в качестве альтернативы, была лучше итоговой настоящей, несмотря даже на "поясок верности" из пальм. 

В то же время отметим, что "Тампа" похожа не на кого-нибудь, а на самых богатых ("Торонто") и знаменитых ("Короли"). Важно. 

В общем, вновь отмечаем, что ретро и классика пока что не собираются сдавать позиций. Даже форма "Вашингтона" на "Зимнюю Классику", которая не является для клуба "классической" (в отличие от "Чикаго") подражает именно такому стилю - хотя, для такого мероприятия это вполне естественно. 

 

То же самое, кстати, и в АХЛ. Сменивший "сеньора" с "Филадельфии" на "Калгари" "Адирондак" в качестве нового логотипа обрел... старый логотип "Атланты Флэймс", которая переехала в Канаду еще в начале 80-х. Логотип "Ютики", нового фарма "Ванкувера", хотя и включает в себя название команды (что мне крайне не нравится), но в целом тоже достаточно классичен. 

 

И даже в лиге третьего эшелона - ECHL, которой сам бог велел изображать самые фантастические логотипы, из 8 новых - "мультяшных" только половина.

 

против

 

Если же вернуться на наши берега, то можно обнаружить, что и для КХЛ указанный мной тренд - то есть, обратный по отношению к заокеанскому - в общем-то, справедлив. Из трех клубов, затеявших в межсезонье тотальный ребрэндинг, два поместили на форму "мультяшных" зверей - "Югра" и "Амур".

---> 

Я отмечал позитивную динамику, которая наблюдается в вопросе с формой у югорчан, но с этим логотипом они все же перемудрили. Мало того, что он содержит и название команды (ну, вы поняли - р-р-р), так еще и надпись "хоккейный клуб". Хотели делать мамонта - так и делали бы, а так он просто придавлен буквенной массой.

 

--->

В Хабаровске к вопросу подошли адекватнее (ну, еще бы), хотя на одном из вариантов у них леттеринг к голове тигра тоже привязан.

Но там все компенсирует шикарный третий комплект, который заслуживает того, чтобы быть первым. 

 

--->

Особняком стоит "Сибирь", которая находится скорее в североамериканском тренде - логотип был взят исторический (причем, заметим, свой - 80-е годы), и затем тот концепт осовременен с учетом реалий времени. Хотя, саму эмблему покритиковать есть за что. Совершенно ненужная масса букв - и название клуба, и город приводят к тому, что эмблема слишком сильно напоминает блямбу-печать какого-нибудь ООО. 

Но в общем-то, то, как на ура сибирский ребрэндинг был принят, подверждает, что тезис "ретро - это круто" актуален и для нас. И в этом плане совершенно непонятны шараханья "Динамо", которые последовательно "закопали" как лучший свой концепт времен первого сезона КХЛ, так и победный "гагаринский" в пользу какой-то невнятицы с серым оттенком. 

Было:

Стало:

 

Что же касается новичков лиги - "Йокерита" и "Сочи", то их логотипы, при всей относительной свежести, "мультяшными" все же не назовешь. Но какой-то интерес с нашей точки зрения, вызывает только новый-преновый сочинский клуб, потому что финны, как и "Лада", кстати, вступали в лигу со своим собственным и давним логотипом, который в этом году практически не менялся.

Финны вообще меня порадовали всем, кроме того, что имеющийся в загашниках красно-желтый комплект у них не основной. 

 

Ну а логотип "Сочи" претендует на геральдичность, за что его можно и нужно громить. И за щит, и за точку между буквами, и за сами буквы, и за полоску цветов края (что, простите?), и за то, что какой зверь на эмблеме изображен - непонятно. Но все-таки это имеет отношение к тренду не сегодняшнего дня, а вчерашнего - когда некоторые клубы вообще не усердствовали, а наворачивали в качестве логотипа краевой герб. 

Справедливости ради, отметим, что в "Амуре" с этим покончили, ну и из Казани слышны намерения последовать такому же примеру. Причем не в пользу нынешнего барса, застрявшего во времени на фоне голубого экрана, а помоднее, но тоже с "мультяшным" уклоном. В конце концов, пример "осовременивания" барса в Казани имеется - поглядите на "Барс", выступающий с этого сезона в ВХЛ. Так что, если уж и "Ак Барс" наконец осовременит своего зверя, то можно будет смело говорить о продолжении тенденции. 

Как есть и то, что ряду клубов - "Торпедо", "Нефтехимику", "Северстали" и "Кузне" - все это нипочем и их логотипы продолжают оставаться самыми безликими в лиге. Правда, в Нижнем Новгороде какое-то шевеление началось, вроде как. 

Кроме того, ребрэндинги старых и появление новых клубов позволили лиге существенно разбавить доминирование красно-сине-белых команд. Отметим в плюс и то, что даже те, кто не менял основной цвет, начали лучше работать с оттенками. Но эту работу нужно продолжать, уделяя особенное внимание мелочам (цвета шлемов, гамаши, трусы и т.д.). 

Вообще, КХЛ в вопросе цветовых границ было бы здорово каким-то образом взять пример с НХЛ. Конечно, предложение дико оригинальное, но все-таки. Напомню - в 1967 году, когда заокеанская лига переживала небывалое удвоение рядов, новым командам было поставлено корректное, но конкретное условие - ребята, делайте что хотите, но вы не должны быть по цветам похожи на любую из команд "оригинальной Шестерки". 

Это послужило для новых команд лишним стимулом брать себе новые и незанятые цвета и цвето-сочетания. Желтый и фиолетовый ("Лос-Анджелес"), оранжевый ("Филадельфия"), голубой ("Питтсбург"), зеленый ("Окленд" и "Миннесота"), сине-желтый ("Сент-Луис"). 

 

К сожалению, в КХЛ несколько иная специфика - новые команды создаются не с нуля, а как правило, имеют свои форменные традиции. Скажем, те же обещанные "Крылья Советов" и "Спартак" - ну как их переодеть в неканонические цвета, когда это аналоги тех самых команд из "оригинальной Шестерки"?

Но вот для клубов вроде вышеназванной "нипочемной" четверки подобные рекомендации могли бы стать хорошим стимулом обрести наконец собственное лицо, дабы для того, чтобы понять, кто играет, достаточно было одного взгляда.