Трибуна
9 мин.

Что такое «челночный путь» в хоккее и почему надо через него делать передачи? Объясняем на схемках

От редакции Sports.ru: вы находитесь в блоге Hockey Books, который полностью перевел две огненных автобиографии – Фила Эспозито и Шона Эйври. Он вернулся с новой книгой – на этот раз про хоккейную аналитику, которая гораздо интереснее, чем вы думаете! Поддержите авторов плюсами, подписками и комментариями, чтобы интересные переводы чаще появлялись на Трибуне и в вашей ленте.

Наконец-то мы переходим к самому интересному. В пятой главе Стивен Шэй и Кристофер Бэйкер дают примеры оборонительных ошибок на схемках (а мы их еще и видео дополняем). Может быть, кому-то неторопливый подход авторов и покажется несколько педантичным и затянутым, но мы с самого начала предупреждали, что их книга как раз этим и хорошо – она позволяет спокойно и последовательно погружаться в мир хоккейной аналитики.

Что касается бумажного тиража автобиографии Шона Эйври, то, боюсь, у меня для вас снова нет хороших новостей. Мы продолжаем пополнять свою коллекцию отказов от типографий. Все уверенно идет к тому, что тираж, увы, не состоится. Нам очень жаль, но от нас тут мало что зависит. Пиратскому контенту – пиратская доля. Йо-хо-хо!

Напоминаю, что если вам нужны книжки Шона и Фила в формате EPUB, то напишите мне здесь в личку на Sports.ru.

Если хочется помочь проекту материально, то внизу есть номер нашей карты.

Глава 5. Что такое хорошая оборона?

4 ноября 2016 года. Идет третий период матча между «Детройтом» и «Виннипегом». Счет 2:2. После стандартного вброса в зону атаки нападающим «Джетс» Патриком Лайне защитники «Ред Уингс» подбирают шайбу и передают ее Томашу Татару в средней зоне. Буква «Ш» на схеме обозначает шайбу, а черный квадрат — вратаря.

Оба защитника «Виннипега» находятся в своей зоне. Даже если игроки «Детройта» постараются, то будет в лучшем случае выход «два в два». «Джетс» ничего не угрожает, как вдруг… Две секунды спустя происходит следующая картина. Татар заехал в зону атаки и собрал вокруг себя всех трех игроков «Виннипега».

Нападающий «Детройта» Джастин Абделькадер оказывается совершенно открытым в относительно опасной позиции. Перед ним свободный коридор к воротам, и если Татар сможет перевести ему шайбу, ни один защитник (а, возможно, и вратарь), не сможет вовремя переместиться, чтобы накрыть бросок. Игроки «Виннипега» не просто находятся в плохой позиции, они еще и катят в обратную сторону от Абделькадера, что лишь осложняет их задачу, если они осознают свою ошибку и попытаются ее исправить. Это пример плохой расстановки в защите. Татар сделал передачу, и Абделькадер отправил шайбу в сетку.

Давайте перейдем теперь к встрече «Анахайма» и «Аризоны», которая проходила в тот же день. До конца первого периода остается меньше минуты, и «Дакс» ведут 2:0. Форвард калифорнийцев контролирует шайбу у борта. Оборона «Аризоны» пока что расположена правильно.

Аризонцы решают отправить еще одного защитника бороться за шайбу у борта — и это неправильно. Борьбы за шайбу у борта не было. «Анахайм» владел шайбой и с помощью передачи мог выбраться из-под давления двух защитников. В это же время защитник, стоявший перед своим оппонентом в центре площадки, сместился. Видимо, он решил переключиться на защитника «Анахайма» на синей линии. Однако это действие вкупе с решением его партнера пойти вторым на игрока с шайбой у борта привело к тому, что перед воротами остались два нападающих против одного защитника «Аризоны».

«Утки» отправляют шайбу за ворота, и защитник, стоявший перед вратарем, бросается за ней. «Дакс» в данный момент не владеют шайбой, но два нападающих у ворот «Аризоны» представляют собой потенциальную проблему. Заметьте, что один из них остался открытым потому, что его оппонент поехал помогать своему партнеру отбирать шайбу у борта. Второй нападающий оказался открытым потому, что его защитник либо играл по шайбе, либо принял глупое решение поменяться местами с партнером и позволил нападающему проскользнуть к лицевой линии.

Шайба отскакивает от борта мимо защитника «Аризоны» к нападающему «Анахайма». Калифорнийцы владеют шайбой. Вратарь прижимается к правой штанге и смотрит через правое плечо, в то время как нападающий «Анахайма» находится в убойной позиции перед воротами, ожидая передачи на полупустые ворота. Это пример плохой расстановки в защите.

Открытый игрок «Дакс» на пятаке — это Якуб Силверберг. Он получил шайбу и вогнал ее под перекладину, увеличив отрыв своей команды до 3:0.

Приведенный выше игровой момент длился менее трех секунд. За это короткое время полевые игроки «Аризоны» приняли несколько решений. Один игрок решил пойти вторым на соперника с шайбой. Другой позволил своему сопернику прокрасться к лицевой линии. А третий оставил свой пост на пятаке, чтобы попытаться зацепиться за шайбу за воротами. По отдельности эти решения нельзя назвать катастрофическими, но в сумме они за три секунды привели команду из хорошей позиционной расстановки к плохой.

В баскетболе хороший бросок фактически определяется двумя факторами — позицией броска и расстоянием до ближайшего защитника. Баскетбольный мяч летит над защитой. Защитники, находящиеся далее диапазона в полтора метров, не имеют значения. В хоккее все сложнее. Шайба должна пройти сквозь защиту, и любой игрок на пути к воротам является препятствием.

Важнейший фактор для определения качества броска — это готовность вратаря. Если он стоит на коньках в правильной позиции и может выехать за пределы вратарской, чтобы сократить угол обстрела, то бóльшая часть ворот закрыта. В то же время, если найти передачей партнера под бросок в одно касание по другую сторону «челночного пути», может открыться целая половина ворот.

«Челночный путь» (англ. Royal Road — устойчивое выражение в общей лексике, означающее «кратчайший путь» — прим. пер.) — это невидимая дорожка, ведущая от ворот до ворот на ледовой площадке. Передача через «челночный путь» — это та, которая пересекает эту невидимую дорожку.

Райан Стимсон и его коллеги недавно отслеживали передачи в множестве матчей НХЛ. Проект Стимсона заключался в категоризации этих передач. Передачи через «челночный путь» были вынесены в отдельную категорию. Команда Стимсона отслеживала не только передачи, но также и последующие броски. В 2017 году на Конференции спортивной аналитики Sloan Стимсон и Мэтт Кейн представили доклад, в котором говорилось, что в НХЛ 14,6 % передач через «челночный путь» приводили к взятию ворот (без учета подобных передач при атаках с численным перевесом). (10) Эти данные были основаны на 565 матчах сезона 2015/16. В том сезоне НХЛ в среднем к взятию ворот приводили 8,5 % бросков.

Такая эффективность бросков после передач через «челночный путь» обусловлена тем, что они, как правило, застают защиту и — что еще важнее — вратаря вне позиции. На другом полюсе — броски из угла зоны, при которых защита и вратарь практически всегда в правильной позиции. Стимсон и Кейн определили, что лишь жалкие 1,6 % таких бросков вели к взятию ворот. 

Не существует идеального определения плохой расстановки в защите. Оно включает различные варианты, где нападение четко владеет шайбой, а один из атакующих игроков остается открытым и имеет потенциальную возможность для беспрепятственного броска по воротам, если на него последует передача.

Если защита команды НХЛ занимает правильную позицию, то добиться взятия ворот атакующей команде практически невозможно. Успех атакующей команды зависит от ее способности создавать ситуации, где защита оказывается вне позиции. Успех обороняющейся команды зависит от ее способности предотвращать подобные ситуации.

Расстановка защиты имеет важнейшее значение, но модель анализа игры не должна останавливаться на ней по двум причинам. Во-первых, не существует данных для определения всех ситуаций, когда защита находится вне позиции. Это было бы возможно, если б НХЛ предоставляла данные по перемещению игроков, сравнимые с аналогичными данными в НБА. Пока этого не произойдет, широкомасштабный анализ расстановки игроков так и останется несбыточной мечтой.

Еще одна причина, по которой эта модель должна развиваться, заключается в том, что в таком виде она не ставит перед тренерами и командами четких задач. Какой смысл говорить команде, что ей нужно реже допускать позиционные ошибки? Это слишком расплывчатое указание.

Вместо этого мы углубимся в три ситуации, которые приводят к очевидному большинству позиционных ошибок в обороне.

Понравилось? Поддержи проект рублем! Наша карта – 4274 3200 3863 2371

Часть 1. Почему Овечкин постоянно проигрывал «Питтсбургу»? Все думали, что просто не везет – на самом деле, есть конкретные ответы (Предисловие, вступление, первая глава)

Часть 2. «Статистика – как фонарь для пьяницы: можно опереться, но не осветить путь». Зачем нужна хоккейная аналитика

Часть 3. «У нас лига бизнесменов. Готовы бросать откуда угодно, лишь бы поднять себе Корси». Статистика, которая говорит об игре лучше, чем счет Часть 4. Статистика увлечена игроками и противостояниями типа Овечкина с Кросби. Но сначала нужно понять, что ведет к успеху

Автобиография Фила Эспозито. «Вид на нудистский пляж? Отлично. Я там прямо в центре и встану». Последняя глава автобиографии Эспозито (и ссылки на все предыдущие)

Автобиография Шона Эйври. Закончил карьеру из-за Тортореллы, женился на супермодели и стал актером. Последняя глава книги Эйври (и ссылки на все предыдущие)

Фото: Gettyimages.ru/Gregory Shamus