7 мин.

Снова время «синих адиков» или в чём играть во дворе?

Ностальгии пост…

Есть традиция, каждую неделю мы с друзьями собираемся в зале, поиграть в футбол. Вывести шлаки, подразогнать жирок, да и просто хорошо и весело провести время. Думаю, многие из вас занимаются подобными вещами. И вот решил я купить себе новые чешки, дабы забивать голы а-ля Стоичков, отдавать пасы в стиле Робера Пиреса и, конечно, финтить, как Роберто Баджо.

Открыл интернет поискать обувку и впал в состояние фрустрации. Сюрприз-сюрприз, все ведущие спортивные бренды покинули нас, и маркетплейсы предлагают либо азиатские реплики найков за тройную цену, либо изделия таких гигантов, как Atemi, Talen или Virtey. И всё это мне напомнило моё детство, прошедшее в вечно во всем виноватые (вместе с половцами и печенегами), девяностые.

Наверное, в Москве выбор был более широким, но в моем тихом небольшом городке, вариантов футбольной обуви было 3:

  • шиповки

Резиновая галиматья, в которой нещадно потели ноги. К тому же, мы часто играли на асфальте или резине, так что шиповки я не любил.

  • кеды

Старые добрые советские кеды, с плотным мыском и жесткой подошвой. Обувь была надежная, но не самая удобная для игры в футбол.

  • синие кроссовки Адидас

И вот та обувь, в которой пинали мяч 80% мальчишек. Удобные, мягкие, а самое главное, доступные кроссовки, в которых можно было играть в футбол. На рынке (нашем вещевом) было доступно 3 модификации этих кроссовок. Самая дешевая и самая популярная – азиатские реплики этой классической модели. Материалы были неважными и рвались они довольно быстро, благо и стоили дешево.

Чуть дороже были синие кроссовки «Лидской обувной фабрики» (Беларусь). Это была реплика adidas Gazelle, которая выпускалась здесь официально еще с 1980-х годов. Написано на них было просто «Лида», модель ЛМ-17. И было не три полоски, а две. Обувка была качественная и надежная, но имела существенный минус – краска. Если, не дай бог, вы промочили ноги в этих кроссовках, вся ваша нога сразу становилась синяя, и отмыть ее можно было лишь спустя неделю. А ведь никакой дождь и никакие лужи остановить нас не могли, так что родители старались не покупать данные кроссовки. Хотя качество было что надо.

И, наконец, третий вариант синих кроссовок – обувь, производства Московского экспериментального комбината спортивных изделий «Спорт». Синий цвет, классические 3 полоски и шильдик «Москва» вместо «Адидас». Надежные, крепкие, качественные, удобные, но самые дорогие, а потому носил такие я редко.

Сейчас это кажется невероятным, но до олимпиады-80 в нашей стране кроссовки фактически никто не носил. Конечно, важным фактором было то, что их в советах просто не производили. Но стоит отметить, что и моды такой не было. Даже те, кто мог в то время побывать заграницей, привозили другие элементы гардероба. Но всё изменила московская олимпиада. Нужно было не ударить в грязь лицом, достойно одеть и обуть не только спортсменов, но и обслуживающий персонал. Справиться с этим советская легкая промышленность просто не могла. Встал вопрос соглашения с буржуазно-капиталистической фирмой. Естественно, быть техническим спонсором команды-хозяйки выгодно для любой спортивной компании. И не стоит забывать, какими мешками советские спортсмены брали медали в то время, одевать чемпионов – всегда выгодно. Контакты с советскими олимпийцами тот же Адидас совершал еще с хельсинской олимпиады-52, когда советские атлеты впервые приняли участие в играх. Первая олимпийская чемпионка в истории советского спорта легкоатлетка Нина Пономарева вспоминает, как на Олимпийских играх 1952 года сам Ади Дасслер снимал мерку с ее ноги, но в итоге сделал обувь меньше, чем привыкла спортсменка, и Пономарева решила выступать в своей старой паре. «Дасслер меня подвел — дал тапочки поменьше моих, точно по ноге. А они неудобные, поджимают. Срочно попросила новые, хотя уже решила, что выступлю в своих. Выходит, обманула. Но не будет же назад отбирать?»

И подобная практика была повсеместной, и не воспрещалась советским руководством. В записке Спорткомитета отмечается: «В неорганизованном порядке фирма постоянно на местах соревнований за рубежом предоставляла по собственной инициативе советским спортсменам новейшие образцы своей продукции, в основном в виде спортивной обуви». Подобное сотрудничество было взаимовыгодным, советские спортсмен получали качественную экипировку, а фирма фактически бесплатную рекламу. Разве плохо, олимпийский чемпион вступает в обуви твоей фирмы, и никаких гонораров спортсмену или федерации платить не надо.

Александр Аксинин на Олимпиаде-80

Например, сейчас Адидас платит по 75 миллионов фунтов в год Манчестер Юнайтед за право их одевать, а по контракту с баскетболистом Джеймсом Харденом, за 13-летнее сотрудничество «борода» получит 200 млн долларов. Естественно, это не значит, то Адидас всегда бесплатно поставлял экипировку. Спортсменов, команд и соревнований слишком много. И контракты на поставку периодически заключались. До 1975 года Спорткомитет СССР ежегодно закупал у фирмы Адидас обувь и некоторые виды спортивной формы для сборных команд на сумму до 70 тысяч рублей, на эти цели выделялось определенное количество валюты. И такие контракты были не только с немецкой фирмой. В 1965 году газета The New York Times со ссылкой на агентство АР сообщила о заказе 46 пар обуви для баскетболистов, который получила из СССР американская The Converse Rubber Company.

Итак, в 76 году представители фирмы Адидас всячески ублажали советских чиновников и выбили для себя контракт быть официальным поставщиком оргкомитета игр-80 в обмен на поставку униформы для обслуживающего персонала на сумму 2,5 млн долларов . Также фирма должна была отчислять 5% от продажи изделий с фирменным логотипом Олимпиады-80. Контракт также подразумевал и выпуск спортивной продукции на территории СССР. В 1978 году производство спортивной обуви (реплик моделей Адидас) начался на Московском экспериментальном комбинате спортивных изделий «Спорт». В течении нескольких лет ассортимент был расширен, и были запущены линии производства в Грузии, Армении, Украине и Беларуси. Самое ужасное интересное, что немецкая компания предоставляла не только технологии и оборудование, но и сырье ни говна, ни ложки:

"Общая стоимость заключенного в 1978 году соглашения оценивалась в 2220000 рублей: в эту сумму помимо самой лицензии (1 млн рублей) входили также оборудование стоимостью чуть больше 1 млн рублей, химическое сырье и другие необходимые материалы, которые советской стороне приходилось закупать в Германии. Как отмечается в записке Спорткомитета, при подборе сырья для нового производства только семь видов искусственных материалов, выпускаемых в СССР, было в принципе допущено до испытаний и всего два из них были признаны пригодными для производства обуви нужного качества. Некоторые компоненты в принципе не производились в стране. Например, согласно документу, запуск производства термопластичного полиуретана, необходимого для подошв, в ближайшие десять лет Минхимпромом даже не планировался. В 1980 году на закупку химсырья и материалов планировалось потратить 660 тысяч рублей, а в 1981 году — 1 млн (при объеме производства в 360 тысяч пар в год)".

Наконец-то в стране стала появляться качественная спортивная обувь. Достать ее было всё равно непросто, но уже возможно. Зародилась целая мода на ношение кроссовок. В "синих адиках" и джинсах не стыдно было прийти даже на официальное мероприятие. Но самое главное, заниматься спортом стало комфортнее.

Вот так в наш обиход благодаря Олимпиаде-80 и немецкой фирме Адидас вошли «олимпийки» (спортивные кофты) и «синие адики». Кстати, я бы и сегодня был не прочь поиграть в таких кроссовках, но хочется всё же иметь более широкий выбор.

Больше интересных историй в моем телеграм-канале.