38 мин.

Марк Ортон. «El Más Grande» История «Ривер Плейт». Главы 4 и 5

Вступление

Трофеи

Библиография

Фотографии

Глава четвертая: «Люди говорили, что мы играли хорошо»: «Ла Макина»

«Симфония с пятью исполнителями», — так журналист Борокото назвал лучший атакующий квинтет в истории аргентинского футбола — «Ла Макина» («машина»): Хуан Карлос Муньос, Хосе Мануэль Морено, Адольфо Педернера, Анхель Лабруна и Феликс Лустау, благодаря точности их взаимодействия, подобного часовому механизму. Как позже заметил Альфредо Ди Стефано о кажущейся простоте результата: «Один играл хорошо, другой бегал, третий передавал мяч, а четвертый забивал голы». Хотя с 1942 по 1946 год они сыграли вместе всего 18 раз — и ни разу против «Боки Хуниорс» — они оставили неизгладимый след, как индивидуальный, так и коллективный; не только в истории «Ривер Плейта», но и как утверждение аргентинского национального футбольного стиля, известного как «Ла Нуэстра» («наш путь»), основанного на индивидуальном мастерстве и импровизации, которому «Ла Макина» стала синонимом и который до сих пор находит отклик. Как писал позже в газете La Opinión журналист Данте Панцери, «новый стадион «Ривера», открытый в 1938 году, означал определенные социальные перемены. Роскошный стадион означал, что и футбол на нем будет роскошным, с «Ла Макиной»».

Команда также была известна тем, что получала удовольствие вне поля, и не в последнюю очередь благодаря неисправимому Морено, чей казуистический вид и усы в стиле Эррола Флинна придавали ему вид кумира на утреннике. О Морено говорили, что он часто проводит первую половину игры, приходя в себя после предыдущей ночи, прежде чем выдать бравурную игру во втором тайме. Как вспоминал Педернера в интервью World Soccer в 1994 году: «Мы были большими друзьями и любили те вечера, танго, игры в карты. Но мы знали, что находимся в достаточной форме, чтобы это не повредило нашей игре на следующий день. Думаю, благодаря этому мы играли лучше». Так, в 1939 году Морено был наказан директорами клуба за ночные похождения после поражения 2:3 от «Индепендьенте», после чего другие игроки «Ривера» объявили забастовку в знак солидарности со своим популярным коллегой. Пара также снималась вместе в радио-мыльных операх, которые принесли славу Эве Перон. Тем временем Лабруна, дебютировавший в лиге из-за дисквалификации Морено, с удовольствием делал ставки и был постоянным посетителем ипподрома. За два десятилетия до того, как Дон Реви использовал это в качестве средства сплочения команды в «Лидс Юнайтед», тренер Ренато Чезарини использовал игры в лото в тренировочных лагерях, дабы развеять скуку.

Имре Хиршля сменил на посту тренера бывший игрок и тренер юниоров Ренато Чезарини, который начал кампанию 1939 года с тем же составом, который годом ранее занял второе место. Его назначение тренером юниоров стало еще одной инициативой Либерти на посту президента, направленной на привлечение бывших игроков каждой из возрастных команд, чтобы привить esprit de corps [слаженность и взаимопонимание внутри команды, прим.пер.] всему клубу, чтобы все молодые люди, переходящие в первую команду, были приобщены к традициям и ценностям клуба. Эта политика должна была принести плоды в долгосрочной перспективе, но мгновенных результатов не было. Когда в первой половине кампании команда не могла найти свой ритм, «Ривер» сделал полдюжины приобретений в середине сезона: Умберто Маффей, Флоренсио Кафферетти, Хосе Мартинес, Хорхе Алькальде, Леонардо Чилауррен и Аскансио Кортес. Усиление пошло на пользу, и «Ривер» в результате продолжительной беспроигрышной серии поднялся в турнирной таблице. Самым громким результатом стал разгром со счетом 6:0 новой команды Хиршля — «Росарио Сентраль». Но это не помешало венгру поставить это себе в заслугу: «Эти шесть голов забили мои ребята». Поражение от «Индепендьенте», а также дисциплинарная дисквалификация Морено и последовавшая за ней забастовка товарищей по команде в знак солидарности с ним поставили крест на титуле «Ривера». Однако резервисты, которых прозвали «Лос Герильерос» («воины»), так упорно играли в последних девяти матчах, что к концу сезона вернули «Ривер» на второе место, отстав от «Индепендьенте» на шесть очков, несмотря на то, что забили 100 голов в чемпионате. Этот сезон также ознаменовался последним выходом Бернабе Феррейры в футболке «Ривера» — 29 октября против «Ньюэллс Олд Бойз». Из-за травм в том сезоне он провел всего четыре матча, не сумев забить ни разу, и был вынужден завершить карьеру в возрасте всего 30 лет. К концу карьеры Феррейра забил 187 голов в 185 матчах в составе «Ла Банда Роха» — это лучший показатель по количеству голов за игру среди всех игроков в истории аргентинского футбола.

Сезон 1940 года «Ривер» начал под руководством бывшего венгерского вратаря Ференца Платко, так как Чезарини вернулся к своей прежней роли, а в качестве новичков были привлечены вингер Оскар Диас, испанцы Серафин Аэдо и Оскар Диас. Приведя «Коло-Коло» к титулу чемпиона Чили в предыдущем году, Платко попытался внести новшества в игру «Ривера», внедрив «М-оборону», но семь поражений в 12 стартовых матчах означали, что совет директоров не дал Платко достаточно времени, чтобы его изменения вступили в силу. В июле того года венгра сменил Чезарини, который с помощью Карлоса Пеучелле развил тактическую работу Хиршля и внес изменения в стиль игры «Ривера», которыми прославилась команда. Под руководством итало-аргентинца судьба клуба сразу же пошла в гору: 7 июля «Ривер» разгромил «Банфилд» со счетом 6:0. В завершающей стадии сезона они обыграли «Ланус» 7:1, «Чакариту» 7:0 и «Атланту» 7:1 в трех подряд матчах. Благодаря такому повороту в судьбе «Ривер» закончил сезон на заслуженном третьем месте, уступив «Боке Хуниорс» и «Индепендьенте».

Рождение «Ла Макины»

Опираясь на сильный финиш предыдущего сезона, «Ривер» пополнился тремя уругвайцами: вратарем Хулио Барриосом, защитником Авелино Кадильей и нападающим Исмаэлем Риверо. Команда Чезарини стартовала как нельзя лучше, разгромив «Атланту» со счетом 5:0, но нестабильная серия результатов, включающая три поражения в четырех матчах, привела к падению «Ривера» вниз по турнирной таблице. Травма нападающего Роберто Д'Алессандро, полученная перед матчем с «Индепендьенте» 1 июня, послужила поводом для продуманных кадровых перестановок, которые впоследствии привели к появлению «Ла Макины». Постоянный левый защитник Адольфо Педернера был переведен в центрфорварды по предложению ветерана Карлоса Пеучелле, а левый защитник Аристобуло Деамбрози заменил Педернеру на фланге. «Ривер» выиграл со счетом 2:1, а Педернера забил гол и стал лучшим игроком матча.

Победа позволила «Риверу» перезагрузить сезон с низкого десятого места, но Педернера вернулся на свою привычную позицию левого защитника после восстановления Д'Алессандро от травмы. Однако после очередного поражения «Ривера» от «Сан-Лоренсо» и «Боки Хуниорс» Чезарини повторил эксперимент в ответном поединке с «Индепендьенте». И снова это оказался мастерский ход, достойный прошлого тренера в качестве циркового иллюзиониста: Педернера оформил хет-трик в убедительной победе 4:0 и остался на этой позиции до конца своего пребывания в «Ривере».

Одержав победу над «Тигре» за неделю до этого, «Ривер» разгромил чемпионов «Боку Хуниорс» со счетом 5:1 19 октября на «Эль Монументале». Морено сыграл главную роль, забив вместе с Лабруной, Педернерой и дублем Деамбрози, и вывел «Лос Мильонариос» на грань завоевания титула. Победу восхваляла газета El Gráfico, посвятившая триумфу «Ривера» 14 страниц. Титул был завоеван в следующее воскресенье в финальном матче в Ла-Плате, где «Ривер» обыграл «Эстудиантес» со счетом 3:1.

Чтобы укрепить превосходство «Ривера» в сезоне 1941 года, они также выиграли Кубок Адриана Эскобара, победив в финале «Уракан», и финалы, перенесенные на следующий год: Кубок Ибаргурена, проводившийся между чемпионами AFA и победителями Лиги Росарио с победой над «Ньюэллс Олд Бойз», и Кубок Рикардо Альдао против «Насьоналя». Кубок Адриана Эскобара — турнир с сокращенной продолжительностью матчей (20 минут на тайм), который был проведен после окончания регулярного сезона 2 ноября на стадионе «Эль Монументаль». Став чемпионами лиги, команда Чезарини напрямую вышла в полуфинал, где обыграла «Сан-Лоренсо» со счетом 2:1 благодаря двум голам Анхеля Лабруны. Позже в тот же день гола Д'Алессандро за две минуты до конца хватило, чтобы обыграть «Уракан» и отдать трофей «Риверу».

В Кубке Ибаргурена «Лос Мильонариос» все сделали в первые полчаса в матче против «Ньюэллс» 22 марта 1942 года на стадионе «Ферро Карриль Оэсте». Педернера открыл счет уже через пять минут после начала матча, Лабруна добавил второй мяч с пенальти 11 минут спустя, а Д'Алессандро завершил разгром на 33-й минуте, обеспечив «Риверу» уверенную победу со счетом 3:0. Тем временем в Кубке Рикардо Альдао, который на этот раз проходил в два этапа, «Ривер» разгромил «Насьональ» со счетом 6:1 на стадионе «Газометро» в Сан-Лоренсо 29 марта. Таким образом, ответный матч, состоявшийся через восемь месяцев, 5 декабря, на «Эстадио Сентенарио» в Монтевидео, стал простой формальностью: «Ривер» сыграл вничью 1:1 и вернул трофей на берег Рио-де-ла-Плата.

Помимо уже устоявшихся элементов атаки «Ривера», таких как Педернера и Морено, теперь также стали важнейшими компонентами Муньос и Лабруна. Правый вингер Муньос был выходцем из потреро. После того как он сделал себе имя в немодном «Док Суде», его переманил в «Ривер» трехкратный президент клуба Антонио Либерти, который был впечатлен игрой Муньоса с близким контролем мяча и низким центром тяжести. Муньос вступал в индивидуальную борьбу с защитниками соперника, обыгрывая их и делая передачи на Лабруну. Метрономическая надежность этой пары была настолько велика, что болельщики «Ривера» создали собственную речевку в честь празднования гола: «Солнце встает, луна вылезает, Муньос подает, Лабруна забивает».

Лабруна заменил великого Бернабе Феррейру в качестве главного копьеносца команды, хотя это был совершенно другой тип игрока, который использовал мастерство и ловкость, а не чистую силу и мощь, которые так хорошо служили его предшественнику. Несмотря на недостаток роста, усатый Лабруна был таким эффективным финишером благодаря юности, в которой он играл в баскетбол. Игра научила его предвидеть, ограничивать свои движения и бить по мячу с ходу, а также позволила ему высоко выпрыгивать из положения стоя, обходя защитников, что помогло ему забить 294 гола за карьеру в составе клуба.

Несмотря на атакующую мощь команды, успех «Ривера» был основан как на надежной обороне, так и на индивидуальном мастерстве и креативности. Хосе Рамос играл ключевую роль в возвращении мяча в центр полузащиты, когда они его теряли, а затем использовал свою великолепную технику, чтобы вновь вывести «Ривер» в атаку. Правый защитник Рикардо Ваги освоил офсайдную ловушку, делая решительные шаги вперед в последней линии обороны, чтобы ловить нападающих соперника, а Норберто Яконо, дебютировавший в 1939 году в качестве 20-летнего игрока, стал эффективным персональным опекуном на позиции правого полузащитника — еще один опыт, который Чезарини перенял из своей игры в Италии. Мужественный Яконо был настолько искусен в этой роли, что его прозвали «Эстампилья» («печать») за то, что, несмотря на свой маленький рост, он припечатывался к противникам. Даже Морено отходил назад, чтобы выполнить свои защитные обязанности, и в одном из поединков славно опекал легендарного парагвайского нападающего «Индепендьенте» Арсенио Эрико.

Победный состав 1941 года: Вратари: Хулио Барриос, Антонио Родригес; защитники: Рикардо Ваги, Авелино Кадилья, Альберто Куэльо, Антонио Бланко; полузащитники: Хосе Рамос, Норберто Яконо, Бруно Родольфи, Хосе Мария Минелья, Аарон Вергифкер, Фернандо Санчес; нападающие: Хосе Мануэль Морено, Анхель Лабруна, Адольфо Педернера, Аристобуло Деамбрози, Роберто Д'Алессандро, Карлос Пеучелле, Хуан Карлос Муньос, Исмаэль Риверо, Рафаэль Бланко, Роберто Абеллай.

Уверенный в своих силах и полный доморощенных талантов, Чезарини добавил в команду на сезон 1942 года только Хосе Гарсию из «Лануса». Если в сезоне 1941 года Педернера превратился в обычного центрального нападающего, то в этом сезоне он стал плеймейкером команды. Защитник «Сан-Лоренсо» Игнасио Диас дважды выводил его из игры во время предыдущей кампании, и в результате Пеучелле предложил Чезарини вернуть Педернеру на более отстраненную позицию — предтечу современной «ложной девятки» — чтобы затруднить его опеку защитниками соперника. Играя дальше от штрафной площади соперника, Педернера стал осью команды, генерируя большинство розыгрышей, отдавая длинные передачи, как квотербек, чтобы использовать скорость Лабруны. Благодаря своим стратегическим качествам он получил прозвище «Наполеон футбола». Мало того, это изменение позволило форвардам меняться позициями, как баскетболистам, постоянно смещая ось атаки в попытке запутать защитников соперника и создать свободные зоны, что стало предвестником «тотального футбола» голландцев в 1970-х годах.

«Ривер» блестяще стартовал, выиграв шесть и сыграв вничью еще один из семи первых матчей, но именно следующая игра поставила точку в легенде. 12 июня 1942 года после победы «Ривера» со счетом 6:2 над «Чакарита Хуниорс» журналист Борокото написал статью в El Gráfico под заголовком «Линия нападения играет как машина» и рассказал, как один из болельщиков спросил его после игры: «Что вы думаете о «Ла Макине»?». Название закрепилось за командой, и в дальнейшем она будет почитаться как таковая. Если раньше упоминания о механической игре в аргентинском футболе использовались для осуждения скучной эффективности британских пионеров игры, то в этом случае все было иначе: «Ривер» действовал скорее как точные часы, и ее стали отождествлять с «Ла Нуэстра». Более того, благодаря общенациональному распространению радио и таких журналов, как El Gráfico и Goles, подвиги команды доходили до всех уголков страны, а не только до тех, кто мог физически наблюдать за ними в Буэнос-Айресе.

Через 16 дней после разгрома «Чакариты» Деамбрози был заменен в матче с «Платенсе» на левом фланге 19-летним Феликсом Лустау, и была создана последняя часть «Ла Макины». Несмотря на худощавое телосложение, из-за которого его окрестили «Чаплином» за сходство с актером, Лустау стал одним из величайших аргентинских футболистов всех времен. Одним из самых бесценных его достоинств была способность отходить назад и выполнять функции вспомогательного защитника, а также выдвигаться вперед, становясь, по словам журналистов, первым «вентилятором» в игре, обеспечивая кислородом менее подвижных и атлетичных игроков, таких как Педернера, дабы восстановить дыхание между атаками. Но именно в качестве быстрого и умелого вингера Лустау был наиболее разрушительным, заставляя защитников отвлекаться на финты, паузы и неожиданные всплески скорости.

19 июля «Ривер» со счетом 4:0 разгромил «Боку» на «Эль Монументале» и вышел на половину сезона, имея преимущество в шесть очков над «Сан-Лоренсо» и «Эстудиантесом». После возобновления игры команда Чезарини продолжила победную поступь после неожиданного поражения со счетом 1:6 от «Расинг Клуба» 27 сентября. 8 ноября «Ривер» впервые выиграл лигу на стадионе «Боки» «Ла Бомбонере» за три матча до конца сезона. Ближайшие соперники «Ривера», «Сан-Лоренсо», проиграли на выезде «Банфилду», и теперь «Риверу» нужна только ничья в Ла-Боке. Некоторое время казалось, что эта надежда не оправдается, так как два гола Бернардо Гандуллы вывели «Боку» вперед со счетом 2:0. Гол Педернеры в самом начале второго тайма подарил «Риверу» новую надежду. Однако, когда в упорного хавбека Яконо попал предмет, брошенный с трибуны, и он был вынужден покинуть поле, «Риверу» пришлось играть последние 20 минут вдесятером — в те времена замены были недоступны. Тренеру Чезарини пришлось произвести перестановки в своей команде, чтобы закрыть брешь в обороне, переведя Лабруну на позицию «тройки». Именно он перевел игру в пользу «Ривера», пройдя на дриблинге мимо трех соперников и передав мяч на Педернеру. Первый удар Педернеры пришелся в кипера «Боки», но он забил с отскока, сравняв счет 2:2. В эти более спортивные времена, чем те, которые впоследствии стали нормой в отношениях между двумя клубами, директора «Боки» принесли шампанское в раздевалку гостей, чтобы «Лос Мильонариос» могли выпить за победу в чемпионате. Описывая победу «Ривера» в El Gráfico, Феликс Фраскара отметил, что у команды «физиономия великих чемпионов, тех, что остаются в памяти».

В 1942 году для участия в Кубке Карлоса Ибаргурена, помимо Лиги Росарио, были приглашены победители межпровинциального турнира Чемпионата Аргентины. Таким образом, 4 апреля 1943 года «Ривер» встретился с командой, представляющей Лигу Кордобес, на стадионе «Газометро». В первом тайме провинциальные любители с трудом удерживали преимущество «Лос Мильонариос» в один гол, но во втором тайме шлюзы открылись, и «Ривер» одержал легкую победу со счетом 7:0: дважды забили Деамбрози и Лустау, еще по голу забили Лабруна, Педернера и Морено.

Победный состав 1942 года: Вратари: Хулио Барриос, Себастьян Сирни, Альберто Вуйят; защитники: Рикардо Ваги, Луис Феррейра, Авелино Кадилья; полузащитники: Норберто Яконо, Бруно Родольфи, Хосе Рамос, Фернандо Санчес; нападающие: Анхель Лабруна, Аристобуло Деамбрози, Хосе Мануэль Морено, Адольфо Педернера, Хуан Карлос Муньос, Феликс Лустау, Роберто Д'Алессандро, Альберто Галло.

В 1943 году титул защищала практически та же команда, только с добавлением Эусебио Виделы. В Кубке Пабло Рамиреса — недолговечном турнире, названном в честь военного диктатора, пришедшего к власти в результате переворота в том году, и в котором впервые встретились клубы из внутренних районов со столичными — бывший полузащитник «Тигре» сыграл за команду всего один раз: «Ривер» был выбит в первом же раунде командой «Сан-Лоренсо». Однако подопечные Чезарини продемонстрировали лишь проблески своего мастерства предыдущего сезона. После победы над «Платенсе» в начале мая «Ривер» проиграл дома «Ланусу» 0:3, а еще одно поражение 1:2 от «Эстудиантеса» сократило их отставание от лидера до одного очка на полпути по ходу сезона.

Во второй половине сезона между «Ривером» и «Бокой» развернулась прямая борьба за чемпионский титул. Победа «Боки» со счетом 2:1 в суперкласико 27 сентября позволила им сместить «Лос Мильонариос» с вершины, а ничьи с «Росарио Сентраль» и «Сан-Лоренсо» означали, что «Ривер» закончил сезон на втором месте, отставая от своих главных конкурентов на мучительное одно очко. Утешением стало то, что Анхель Лабруна впервые стал лучшим бомбардиром лиги, забив 23 гола, наряду с Луисом Арриетой из «Лануса» и Фрутосом из «Платенсе». El Gráfico отметил техническое превосходство команды над остальными участниками, написав: «Проиграть всего одно очко и довести свои надежды до последнего этапа чемпионата — это кампания, которая делает честь «Риверу»». В отличие от них, трудолюбивая «Бока» просто делала свое дело, совершенствуя под руководством тренера Альфредо Гарасини оборонительную систему М, которую Платко не удалось внедрить в «Ривер».

Четыре игрока были подписаны на сезон 1944 года, так как команда Чезарини стремилась вернуть себе корону лиги. К команде присоединились вратари Хосе Сориано и Сегундо Диас, а также защитник Хоакин Бермудес и нападающий Марио Моросано. Кампания началась позитивно: «Ривер» начал 15-матчевую беспроигрышную серию, в которой одержал десять побед. Однако уход в середине сезона двух лучших игроков команды, Морено и Родольфи, после победы 2 июля над «Сан-Лоренсо» (2:1) в мексиканские клубы «Реал Эспанья» и «Пуэбла» соответственно, ознаменовал резкий спад формы, и команда потеряла свой непобедимый статус в матче против «Уракана», а действующие чемпионы «Бока» нашли свою собственную богатую жилу формы. Уход Морено нарушил равновесие в команде, и Чезарини не смог адекватно заменить его игроком аналогичного качества.

Уход пары стал символом растущей напряженности в отношениях между игроками и директорами клубов по поводу распределения доходов от огромных толп, проходящих через аргентинские турникеты в 1940-х годах, а также других нарушений контрактов и ограничительной рабочей практики. Более 70 игроков последовали за Морено в Мексику, где игроки смогли заработать гораздо больше, чем в Аргентине, предвещая более трудные дни впереди. Кроме того, в конце года Адольфо Педернера стал вице-президентом Ассоциации футболистов Аргентины (FAA), профсоюза игроков, созданного 2 ноября 1944 года. Зарождающаяся организация начала требовать перемен, которые спустя четыре года приведут к огромным последствиям. Сориано, перуанский голкипер «Ривера», будучи капитаном клуба и стюардом раздевалки, также был членом-учредителем FAA и стал ключевым голосом в отношениях между профсоюзом и клубом.

Чемпионство было фактически потеряно 3 сентября, когда команда проиграла суперкласико со счетом 0:1 на «Эль Монументале», и «Бока» с перевесом в два очка сохранила чемпионство. О роли ухода Морено в капитуляции «Ривера» размышлял Борокото, написавший в El Gráfico 13 октября: «Атака «Ривера», которая способствовала распространению названия «Ла Макина», играющей по памяти... хотя потенциал ее бойцов и взаимопонимание были утрачены с дезертирством Морено...» На самом деле, предполагалось, что игроки сообщали друг другу, что они будут делать дальше, свистя друг другу, хотя это было скорее связано с хорошо поставленной тренировкой и командной работой. Потеря формы привела к тому, что Чезарини остался без работы после ничьей 0:0, а «Ривер» провел четвертую игру без побед. Его заменил другой бывший игрок, Карлос Пеучелле.

Рыцари гнева

Пеучелле усилил свой состав на сезон 1945 года, подписав Эдуардо Родригеса из «Эстудиантеса» и Мануэля Жудиса из «Уракана». Нестор Росси также был переведен из резерва и стал игроком, которого многие считают лучшим центральным полузащитником в аргентинском футболе. Уже в раннем возрасте Росси выделялся своим внушительным телосложением, позиционированием и темпераментом, а его классические указания с середины поля привели к тому, что его прозвали «американским ревуном».

Несмотря на неожиданное поражение в стартовом матче от «Ньюэллс Олд Бойз» со счетом 2:3, в следующей игре «Ривер» обыграл «Велес» со счетом 3:1 и начал девятиматчевую победную серию, быстро подтвердив свои права на титул. Сориано вновь занял свое место в воротах, обеспечив первый сухой матч команды в победе 2:0 над «Ланусом» 5 мая после того, как пропустил четыре первых матча из-за травмы, во время которых его заменяли дублеры Каррисо и Гризетти. Несмотря на меньшую кассовую привлекательность, Альберто Галло наконец-то заменил ушедшего Морено и стал звездой правого фланга атаки, а остальные игроки «Ла Макины» вернулись к привычным делам. 8 августа El Gráfico писал, что «Ривер» демонстрирует «блестящий футбол, разыгрываемый с хитростью, качеством действий, красотой и элегантностью». К середине сезона «Ривер» создал десятиочковый отрыв, и хотя «Бока» сократила его до двух очков за три матча до конца, победив в суперкласико на «Ла Бомбонере» со счетом 4:1, промах их великих соперников в матче с «Росарио Сентраль» привел к тому, что «Лос Мильонариос» выиграли чемпионат, победив «Чакариту» со счетом 2:0 в предпоследнем матче благодаря голам Лустау и Лабруны, который снова стал лучшим бомбардиром лиги — на этот раз единолично — с 25 голами. По словам Феликса Фраскары из El Gráfico, «Ривер» был «командой, находящейся в идеальном равновесии» и «достойным выражением аргентинского футбола», поскольку он доминировал в турнире, который возглавлял на протяжении 28 из 30 туров.

Однако, несмотря на превосходство, продемонстрированное «Ривером» в 1945 году, именно в этом сезоне команда стала известна как «Рыцари гнева» из-за количества побед в один мяч. Классический пример — домашняя победа над «Бокой» со счетом 1:0, добытая благодаря голу Лустау на 56-й минуте, хотя «Лос Мильонариос» уже должны были вести в счете с преимуществом в несколько мячей. Команда Пеучелли часто была виновата в том, что перебарщивала и тратила, казалось, бесконечное количество времени на то, чтобы воплотить свое превосходство в голы, хотя сами игроки всегда были абсолютно уверены в достижении окончательной победы. Как позже рассказывал Муньос в интервью El Gráfico, «мы выходили на поле, и наша тактика была ясна: получить мяч, сделать касание, пойти в дриблинг, то, другое, и гол придет. Как правило, они приходили поздно, и беспокойство было вызвано тем, что игры никогда не заканчивались раньше времени. Внутри штрафной мы явно хотели забить, но в центре мы наслаждались игрой, никто нас не торопил». Между тем Педернера утверждал, что, хотя критики, возможно, и имеют право на существование, соперники теперь более жестко опекают нападающих «Ривера», заставляя их быть более терпеливыми в построении игры, когда они обходят защитников.

Утвердив себя чемпионами Аргентины, «Ривер» распространил свою гегемонию на весь регион Рио-де-ла-Плата, обыграв «Пеньяроль» дома и на выезде в Кубке Рикардо Альдао. В первом матче, состоявшемся 6 декабря в Монтевидео, Лабруна забил дважды после того, как Эрнесто Видаль сравнял счет в матче с уругвайцами, обеспечив команде Пеучелле преимущество со счетом 2:1. В ответном матче в Буэнос-Айресе Лабруна отличился хет-триком, а «Ривер» выиграл со счетом 3:2 и завоевал трофей.

Победный состав 1945 года: вратари: Хосе Сориано, Амадео Каррисо, Эктор Гризетти; защитники: Рикардо Ваги, Эдуардо Родригес, Сантьяго Келли; полузащитники: Хосе Рамос, Норберто Яконо, Мануэль Джудиче, Нестор Росси, Эктор Феррари, Даниэль Штемберг, Элихио Корвалан; нападающие: Альберто Галло, Адольфо Педернера, Анхель Лабруна, Феликс Лустау, Хуан Карлос Муньос, Аристобуло Деамбрози, Хоакин Мартинес, Альфредо Ди Стефано, Роберто Колл.

Выиграв три из пяти предыдущих чемпионатов лиги, «Ривер» не испытывал особой нужды в пополнении состава перед сезоном 1946 года, хотя одно прибытие в середине сезона встретило всеобщее одобрение инчас. 28 июля 1946 года тысячи людей собрались на стадионе «Ферро Карриль Оэсте», где «Атланта» проводила домашний матч, чтобы увидеть возвращение в цвета «Ривера» Хосе Мануэля Морено. Болельщики сломали проволочные заграждения, окружавшие поле, чтобы увидеть звезду, и он отплатил им тремя голами, благодаря чему «Ривер» одержал победу со счетом 5:1. В тот день Антонио Баес заменил Лабруну, но уже через неделю «Ла Макина» воссоединилась для победы над «Чакаритой» со счетом 2:1 благодаря голам Лустау и Педернеры. Лебединая песня «Ла Макины» состоялась 17 ноября на «Газометро», когда команда сыграла вничью с «Ураканом», а Лабруна забил оба гола. Этот выдающийся квинтет играл вместе в последний раз, так как Педернера в конце сезона перешел в «Атланту», а его скорость и мощь снизились после операции на колене.

Несмотря на воссоединение знаменитой линии нападения и лидерство в турнирной таблице, «Ривер» смог закончить сезон 1946 года лишь на третьем месте, уступив «Сан-Лоренсо» и «Боке Хуниорс». Они упустили свое преимущество после ничьей 1:1 с «Тигре», а затем еще больше потеряли позиции, проиграв 0:2 в суперкласико на «Ла Бомбонере». И все же, как утверждал Фраскара в El Gráfico 20 декабря, «несмотря на то, что они не играли с той восхитительной точностью, которая была в недавнем прошлом, они заслужили первое место».

В сезоне 1947 года в рядах «Ривера» произошло обновление, и они попытались вернуть себе доминирующее положение в аргентинском футболе. Хосе Мария Минелья заменил Пеучелле на тренерской скамейке, Ди Стефано вернулся из аренды в «Уракане» и занял место Педернеры в линии нападения, а Сориано заменил в воротах бывший дублер Эктор Гризетти. Еще одно пополнение произошло с подписанием нападающих Уго Рейеса из «Расинга» и Франсиско Родригеса из «Атланты».

«Ла Саета Рубия», «белокурая стрела», Ди Стефано играл на более выдвинутой позиции, чем Педернера, и использовал свою невероятную скорость, хотя он был достаточно универсален, чтобы играть в любом месте в линии нападения. Ди Стефано сразу же начал забивать голы, запомнившись болельщикам «Ривера» тем, что забил дважды в домашней победе над «Платенсе» со счетом 5:1 20 апреля, а неделей ранее «Ривер» открыл сезон победой с тем же счетом над «Ланусом». После этого команда Минельи провела три матча без побед, включая поражение 0:2 от «Боки», но затем вновь обрела свою форму, одержав шесть побед подряд, и подошла к середине дистанции, отставая от «Индепендьенте» на два очка. Они перенесли эту хорошую форму на вторую половину кампании, проиграв лишь раз «Уракану», в то время как «Индепендьенте» терял очки, и завоевали титул, имея игру в запасе, разгромив «Росарио Сентраль» на «Эль Монументале» со счетом 4:0. Ди Стефано закончил сезон лучшим бомбардиром лиги, забив 27 голов в 30 матчах. Его выступления в том прорывном сезоне принесли ему вызов в национальную сборную на Чемпионат Южной Америки 1947 года в Эквадоре, где его шесть голов в нескольких матчах помогли сборной Аргентины выиграть соревнование.

Еще один год, богатый на трофеи, завершился победой в Кубке Рикардо Альдао над «Насьоналем». 19 ноября команда Минельи выиграла захватывающий матч на «Эстадио Сентенарио» со счетом 4:3, несмотря на то, что дважды уступала в счете, благодаря хет-трику Лабруны и голу Ди Стефано. Спустя три дня на «Газометро» «Ривер» одержал более комфортную победу со счетом 3:1 благодаря еще одному хет-трику, на этот раз забитому правым нападающим Уго Рейесом. В рядах соперников в тот день был игрок, который окажет огромное влияние на судьбу «Ривера» в последующее десятилетие: Вальтер Гомес.

Победный состав 1947 года: вратарь: Эктор Гризетти; защитники: Рикардо Ваги, Луис Феррейра, Эдуардо Родригес; полузащитники: Нестор Росси, Хосе Рамос, Норберто Яконо, Эктор Феррари, Освальдо Мендес; нападающие: Уго Рейес, Альфредо Ди Стефано, Феликс Лустау, Хосе Мануэль Морено, Анхель Лабруна, Франсиско Родригес, Роберто Колл, Антонио Баэс, Хоакин Мартинес.

Несмотря на созданную вокруг них легенду, классическая атакующая линия «Ла Макины» сыграла вместе только в 18 матчах в период с 1942 по 1946 год. Пожалуй, именно в сезоне 1942 года «Ла Макина» достигла наибольших высот. Однако в эпоху до появления телевидения, не испытав себя в борьбе с иностранными соперниками так, как это сделает «Сан-Лоренсо» в 1947 году, «Ла Макина» не была так известна за пределами Аргентины, как должна была бы быть. Однако, как позже отметил Панцери, нововведения Чезарини и Пеучелли можно было увидеть в великой венгерской сборной 1950-х годов, где Шандор Хидегкути повторил роль Педернеры в качестве оттянутого центрального нападающего, а Пеп Гвардиола считает этот ход вдохновением для игры Лионеля Месси в качестве ложной девятки в великой команде «Барселоны» конца 2000-х годов. Хотя великие команды «Алумни» и «Расинг Клуб» начала XX века были статистически более успешными в плане завоеванных титулов, они не оказали такого же философского влияния на аргентинский футбол. «Ривер» был командой, которая играла в такой футбол, который был способен развлечь толпу, заполнявшую самый большой и лучший стадион в Аргентине. Возможно, отличительной чертой «Ла Макины» стало то, что в тот период «Ривер» соперничал с исключительной, пусть и работящей командой «Бокой Хуниорс», которая сама была столь же успешна в плане выигранных чемпионатов, пусть и не играла в тот стиль футбола, который сделал «Ривер» столь любимым в прессе. Чтобы усилить вклад «Ла Макины» в аргентинский футбол 1940-х годов, следует отметить таких игроков, как Минелья, Педернера, Морено, Лустау, Муньос, Лабруна, Рамос, Эдуардо Родригес, Ди Стефано, Росси и Яконо, которые помогли сборной Аргентины выиграть Чемпионат Южной Америки в 1941, 1945, 1946 и 1947 годах.

Глава пятая: Забастовка!

Конфликт между игроками и директорами в аргентинском футболе, который завел аргентинский футбол в тупик в 1948 году и продолжался до 1949 года с отъездом за границу лучших игроков страны, впервые проявился в «Ривере» в споре между Альфредо Ди Стефано и президентом клуба Антонио Либерти по поводу условий его контракта. С момента своего создания в 1944 году FAA добивалась от футбольных властей повышения зарплаты и улучшения условий труда, что стало отражением более широкого объединения профсоюзов и борьбы за права рабочих, начавшейся в середине десятилетия под эгидой тогдашнего министра труда полковника Хуана Доминго Перона, который поддерживал рабочих в спорах с работодателями. К 1946 году Перон был избран на пост президента с самым большим мандатом в истории Аргентины во многом благодаря своей основной поддержке рабочего класса, а профсоюзы получили больше возможностей для проведения забастовок в поддержку своих целей. Во время аренды в «Уракане» Ди Стефано видел, как его товарищи по команде остаются без зарплаты, и был готов встать на защиту своих прав и прав своих коллег после возвращения в «Ривер».

Не было никаких признаков грядущего конфликта во время закрытия сезона 1948 года, когда Ди Стефано вместе с игроками сборной Марио Бойе и Норберто Мендесом, а также известными актрисами Нильдой Арриетой, Мабель Доран и Нелли Дарен участвовал в съемках фильма Con los mismos colores («В тех же цветах»), проказы по сценарию Борокото о трех звездах футбола, выступавших за конкурирующие клубы, но объединившихся, чтобы играть за сборную Аргентины. Спорт был популярным жанром для фильмов в ту эпоху, с их националистическим подтекстом, широко поддерживающим цели перонизма, а героические поступки Ди Стефано в сезоне 1947 года вознесли его в ранг медийной звезды, востребованной как журналистами, так и радиокомментаторами.

Перед началом чемпионата Аргентины «Ривер» пересек Анды, чтобы принять участие в Чемпионате чемпионов в Сантьяго — круговом соревновании с чемпионами лиг шести других стран Южной Америки, которое стало предшественником Кубка Либертадорес. «Лос Мильонариос» пошли вперед с первых же минут: Уго Рейес сделал хет-трик в разгроме эквадорского «Эмелека» со счетом 4:0 18 февраля, а через три дня обыграли перуанский «Депортиво Муниципаль» со счетом 2:0. Надежды «Ривера» на победу в турнире были разрушены после поражения 0:3 от уругвайского «Насьоналя», после чего «Ривер» восстановился и разгромил боливийский «Литораль» со счетом 5:1, а Ди Стефано на этот раз забрал себе приз Лучшего игрока матча. Их пребывание в Чили завершилось ничьей 0:0 с бразильским «Васко да Гама» и победой 1:0 над командой «Коло-Коло», представлявшей принимающую страну, благодаря чему они заняли почетное второе место.

«Ривер» ярко начал сезон 1948 года, забив четыре мяча в двух подряд победах над «Тигре» и «Велес Сарсфилд», а «Уракан» стал единственной командой, которой удалось их обыграть в первой половине сезона, но слишком большое количество ничьих не позволило им добиться большего прогресса. 1 августа «Ривер» обыграл «Боку» со счетом 2:1 на стадионе «Ла Бомбонера». Это была первая победа на стадионе соперника с 1940 года и первая с момента открытия нового стадиона. В середине сезона 1948 года «Ривер», набрав 21 очко, возглавлял турнирную таблицу вместе с «Расингом». В начале второго круга ничьей дома с «Тигре» было достаточно, чтобы обеспечить им единоличное лидерство. В матче с «Велесом» они упустили преимущество в три мяча и в итоге сыграли вничью 3:3, а «Расинг» вновь сравнялся с ними по очкам. Однако в поединке на «Газометро» «Расинг» победил со счетом 2:1, и до конца сезона «Ривер» больше никогда не выходил на первое место в турнирной таблице.

Тем временем надвигались грозовые тучи. После того как FAA не удалось добиться официального признания от AFA, игроки «Ривера» объявили забастовку 14 ноября 1948 года перед игрой с «Платенсе». Единственным игроком, не сложивший оружие, стал Хосе Рамос, который решил продолжить играть. Когда до конца сезона оставалось шесть туров, клуб заменил бастующих игроков любителями и юниорами в ущерб посещаемости, которая резко упала, поскольку зрители отказывались смотреть на некачественный продукт. К чести новичков, они отлично проявили себя и помогли «Риверу» закончить сезон на втором месте, отстав от чемпионов «Индепендьенте» на четыре очка. Положительным моментом стало то, что в сезоне 1948 года Амадео Каррисо стал основным вратарем, и эту позицию он не покидал на протяжении почти двадцати лет, став, возможно, величайшим аргентинским вратарем всех времен. Амадео Каррисо родился 12 июня 1926 года в Руфино — том же городе, что и Бернабе Феррейра, где он развивал свою игру в команде «Пасифико де Руфино». В ноябре 1944 года Амадео Каррисо подписал контракт с «Ривер Плейт». Изначально классический вратарь, отбивающий удары с ленточки, но именно играя в великой команде «Ривера» 1950-х годов, Каррисо разработал то, что стало его фирменной игрой вратаря-гонялы, опередившей свое время на десятилетия. Согласно интервью El Gráfico, атакующий стиль команды обязывал его играть дальше впереди, разрывая контратаки, а отличная работа ног — результат игры на позиции центрального нападающего в юниорском возрасте — позволяла ему действовать в качестве вспомогательного защитника и начинать атаки, отдавая пас игрокам впереди себя. В то славное десятилетие Каррисо стал пятикратным чемпионом лиги в составе клуба.

Для игроков «Ривера» самыми серьезными предметами спора стали максимальная зарплата в 1500 песо в месяц, которую получают 13 игроков, и свобода контракта. В то время, когда средняя зарплата промышленных рабочих выросла на 53%, игроки утверждали, что им, как создателям зрелищ для рекордной публики, приходящей посмотреть на них, следует получать больший кусок доходов. Ди Стефано был одним из самых ярых сторонников забастовки, а также проявлял солидарность с игроками из небольших клубов, которые часто месяцами не получали зарплату из-за финансового плохого управления. В свою очередь, руководители «Ривера» назвали «неблагодарными» тех бастующих игроков, которым «платили щедро и вовремя», и, как и другие клубы, заявили, что уступка требованиям игроков приведет к финансовым потерям и поставит под угрозу будущее аргентинского футбола как профессионального вида спорта.

Конфликтный характер перонизма отражался в связях начальства «Ривера» с ключевыми представителями режима. Хотя эти связи не были столь явными, как тесная связь министра внутренних дел Рамона Серейхо с «Расинг Клубом», директора «Ривера» могли проявлять покорность по отношению к правительству, когда это было взаимовыгодно. В 1948 году клуб обратился с просьбой о выделении средств на строительство социального объекта в центре города, в баррио Конгресо, и получил государственный кредит в размере 1,7 миллиона песо. Первый камень в основание клуба заложили сам президент Перон и его харизматичная жена Эвита, а сам Перон и Серейхо стали почетными членами клуба.

Неспособность перонизма примирить эти противоположные полюса своей широкой коалиции поддержки способствовала тому, что спор между игроками и директорами затянулся надолго. Поскольку глава AFA Оскар Николини был ставленником перонистов и склонялся к интересам директоров клубов-единомышленников, руководящий орган не смог сыграть роль честного посредника в этом конфликте. Забастовка закончилась 4 мая 1949 года, когда сезон того года начался с запозданием, хотя «Ривер» уже принял меры предосторожности, зарегистрировав игроков из внутренних районов на случай, если их постоянные игроки не вернутся на работу, подписав Рауля Мартинеса, Анхеля Де Сикко, Сантьяго Армандолу, Лидоро Сорию и Сесара Кастаньо. В середине сезона к ним присоединятся Рамон Мойано, Адольфо Монтес и Хуан Хосе Негри.

Вечная дружба

Когда внимание вернулось к делам на футбольном поле, первоначальный интерес к сезону 1949 года вызвал матч, проходивший по другую сторону Атлантики, в Италии. 4 мая самолет Avio Linee Italiane с игроками и официальными лицами команды «Иль Гранде Торино», которая пять раз подряд выигрывала итальянскую лигу с 1943 по 1949 год, возвращаясь в Турин с товарищеского матча с «Бенфикой» в Лиссабоне, врезался в базилику Суперга в условиях сильной облачности, в результате чего погибли все находившиеся на борту, включая великого Валентино Маццолу, капитана команды. Это была трагедия, которая потрясла Италию примерно так же, как мюнхенская трагедия потрясла Великобританию почти десятилетие спустя.

По предложению президента «Ривера» Либерти клуб отправил в Турин команду, укомплектованную такими звездами, как Лабруна, Ди Стефано и Росси, чтобы сыграть в благотворительном матче 26 мая против команды всех звезд Серии А, обозначенной как «Символ «Торино»». На «Стадио Комунале» в Турине «Ривер» сыграл вничью 2:2 благодаря голам Ди Стефано и Лабруны и поставил точку в так называемой «вечной дружбе» с «Торино», когда итальянцы в знак благодарности приняли диагональный красный поясок «Ривера» в качестве своей второй формы.

Во время пребывания в Италии команда посетила Ватикан и имела аудиенцию у Папы Пия XII. В матче аргентинской лиги, который должен был состояться 29 мая против «Расинга» на «Ла Бомбонере», пока первая команда находилась в Италии, «Ривер» выставил запасной состав. Но это не имело значения, так как они победили своих более сильных соперников со счетом 3:0 благодаря двум голам Эмилио Физеля и одному — Рамона Мойано. На следующей неделе победа 1:0 над «Велесом» вывела «Ривер» на первое место в таблице с 11 очками, опередив на два очка «Платенсе». В 1952 году, немного оправившись от катастрофы, «Торино» совершил ответный визит в Буэнос-Айрес, чтобы сыграть с «Ривером», подтвердив тем самым «вечную дружбу». Игра, церемониальный старт которой дал президент Перон, завершилась победой хозяев со счетом 3:1. Аргентинские хроникеры заявили: «Европейский футбол имеет свою систему, наша игра так же хороша и продуктивна, как и лучшая».

Эльдорадо

Предсезонное усиление состава «Ривера» оказалось прозорливым. В то время как FAA добилась гарантий заработной платы и свободы контрактов, крайне важно, что максимальная заработная плата осталась на прежнем уровне. Игроки подписывали новые контракты под давлением, но, не выдержав тупиковой ситуации с зарплатой, начали принимать предложения из-за рубежа в сезоне 1949 года, что привело к массовой эмиграции из аргентинского футбола. Все началось с отъезда Хосе Мануэля Морено в Чили. Рассказывая о своем дебюте за «Универсидад Католика», El Gráfico написал: «Он заслужил это, и те, кто разыгрывает жесткую карту для чилийского спорта, заслуживают этого». Более 50 аргентинских игроков выбрали мятежную колумбийскую лигу Димайор, получившую прозвище «Эльдорадо» в честь колониальных испанцев, искавших там золото, где они могли значительно увеличить свои зарплаты, не сдерживаемые максимальными зарплатами или санкциями ФИФА. Как пишет El Gráfico: «Это блестящая финансовая операция, логичное стремление каждого профессионала, и теперь путь был открыт еще для двух известных людей, оба из «Ривер Плейт», Альфредо Ди Стефано и Нестор Росси. Мы привыкаем к этому, но это не значит, что мы должны перестать сожалеть об этом как зрители или думать о положении аргентинского футбола на международном уровне».

Директора клуба были также недовольны годовым отчетом «Ривера», записав: «Два наших игрока, Нестор Росси и Альфредо Ди Стефано, следуя по стопам других, полностью забыв о своих контрактных обязательствах, почти тайно исчезли из страны». Ди Стефано и Росси променяли «Лос Мильонариос» из Буэнос-Айреса на «Мильонариос» из Боготы, где они играли вместе с бывшим коллегой Адольфо Педернерой. Эта пара была не единственными игроками «Ривера», перешедшими в колумбийские клубы: к Димайор присоединились Луис Феррейра и Рейес. Ди Стефано больше не выходил на поле «Эль Монументаль» до 24 июля 1960 года, когда он сыграл за свою новую страну Испанию против сборной Аргентины.

Эпизод с Ди Стефано затянулся на долгие годы. Даже играя в Колумбии, Ди Стефано официально оставался игроком «Ривера», и клуб договорился о его переходе в «Барселону» в 1953 году за 4 миллиона песет. Одновременно «Реал Мадрид» также согласился подписать игрока, но за 1,5 миллиона песет с его фактическим клубом «Мильонариос де Богота». Пока два испанских гранда спорили, кто из них подпишет контракт с Ди Стефано, Федерация футбола Испании пыталась заключить сделку, по которой они будут номинально делить игрока, выступая попеременно за каждый клуб. Эта идея показалась «Барселоне» абсурдной, и она отказалась от сделки, оставив поле свободным для «Реала», который в итоге заплатил за услуги нападающего 5,5 миллиона песет, компенсировав каталонцам деньги, которые они уже выплатили «Риверу».

Несмотря на отъезд игроков, команда Минельи оставалась на первом месте в чемпионате до 18 сентября, когда ее сместил «Расинг», обыгравший команду со счетом 1:0 на «Эль-Монументале». «Расинг», которому удалось сохранить своих лучших игроков на фоне отъезда в Колумбию, предлагая игрокам автомобили и другие льготы, чтобы обойти максимальную зарплату, вырвался вперед, опередив на шесть очков «Ривер», который обыграл «Платенсе» в плей-офф и занял второе место после того, как сравнялся с ним по очкам. Этот сезон стал последним для защитника Рикардо Ваги, который после своего дебюта в 1935 году стал важным игроком «Ла Макины», а в конце сезона решил завершить карьеру.

После ухода ключевых игроков, «Ривер» вышел на трансферный рынок перед сезоном 1950 года, заплатив рекордную сумму в 750 000 песо клубу «Насьональ» из Монтевидео за уругвайского нападающего Вальтера Гомеса. Игрок был дисквалифицирован ФА Уругвая на год после того, как ударил судью во время матча за «Насьональ» в Монтевидео против «Пеньяроля». Это лишило его возможности принять участие в победной кампании своей страны на чемпионате мира 1950 года в Бразилии, но уругвайские власти амнистировали его, чтобы он мог сразу играть за границей и не отбывать весь срок дисквалификации. Гомес стал легендой клуба благодаря своему ленивому стилю, скрывающему потрясающую способность забивать голы. Его популярность среди инчас «Ривера» была такова, что они скандировали: «La gente ya no come por ver a Walter Gómez» («Люди теперь живут без еды, чтобы увидеть Вальтера Гомеса»). К уругвайцу присоединились нападающие Луис Эрнесто Кастро и Мануэль Барбейто.

В первой половине чемпионата «Лос Мильонариос» не впечатляли. После победы в стартовом матче они проиграли дома со счетом 4:1 команде «Кильмес», начав восьмиматчевую безвыигрышную серию. Для Гомеса день 16 июля был горько-сладким. В то время как его два гола в тот день помогли победить «Сан-Лоренсо» со счетом 2:1, в Рио-де-Жанейро его соотечественники, обыграв сборную Бразилию, перевернули все представления о чемпионате мира. Когда с трибун, где болельщики слушали радио, пришло известие о результате, Гомеса обняли другие игроки на поле. Позже он рассказывал, что провел остаток игры в слезах гордости, хотя и с сожалением, что не был причастен к великой победе своей страны. Первую половину сезона «Ривер» закончил на два очка выше от подвала таблицы, а ниже были только «Чакарита», «Кильмес» и «Тигре». Не помог «Риверу» и контрактный спор между нападающим Хуаном Хосе Негри и правлением клуба. «Ривер» пытался продать игрока в «Кильмес», но Негри отказался от этой сделки и клуб решил перезаключить с ним контракт, так как теперь он регулярно играет в первой команде. Когда он не явился на игру против «Сан-Лоренсо», клуб применил к нему санкции за нарушение контракта.

Во второй половине сезона фортуна команды из Нуньеса полностью изменилась. Опираясь на голы Гомеса, «Ривер» выиграл пять матчей подряд и приблизился к лидерам «Расингу» на расстояние четырех очков. Все надежды на дальнейший прогресс испарились 1 октября, когда «Ривер» был разгромлен со счетом 5:3 в Авельянеде командой «Ла Академия». «Ривер» закончил сезон на четвертом месте, на девять очков позади чемпиона «Расинга».

В том же году руководители «Ривера» снова обратились к правительству с просьбой о займе в размере 3,3 миллиона песо на благоустройство тротуаров и территории вокруг «Эстадио Монументаль», как того требовал муниципалитет Буэнос-Айреса. К счастью для клуба, кредит был предоставлен, что свидетельствует о постоянном стремлении перонистского режима поддерживать строительство спортивной инфраструктуры. В качестве благодарности клуб выразил свою поддержку переизбранию Перона на президентских выборах 1951 года. Эта поддержка была вознаграждена после того, как Перон был выбран на второй срок, а президент «Ривера» Либерти был назначен генеральным консулом Аргентины в Генуе.

В 1951 году «Ривер», оправдывая свое миллионерское реноме, раскошелился на приобретение защитника Альфредо Переса, полузащитника Хулио Ваннини, а также нападающих Сантьяго Вернацца, Альберто Де Зорзи и Хуана Хосе Пиццути. Новым игрокам потребовалось время, чтобы найти свою игру, начав кампанию нестабильно, перемежая убедительные победы над «Расингом», «Ураканом», «Чакаритой» и «Бокой» с тяжелыми поражениями от «Банфилда» и «Индепендьенте». В то время как другие гранды также пытались найти форму, «Ривер» отставал от лидеров всего на пять очков к середине дистанции.

Во второй части сезона команда Минельи подняла свой уровень, но ничьи с «Велес Сарсфилд» и «Сан-Лоренсо» оказались фатальными для ее шансов на титул, и она мучительно отстала от «Расинг Клуба» и «Банфилда» всего на одно очко. Ничья 1:1 с «Сан-Лоренсо» 18 ноября 1951 года на стадионе «Газометро» также вписала «Ривер» в историю аргентинского футбола как участника первой в стране телевизионной игры. Матч транслировался с помощью всего двух камер, а комментарии на канале Canal 7 давали Эрнесто Велтри, Энцо Ардиго и Рауль Горо.

В подтверждение того, что «Ривер» развивается по правильному пути, мощный удар и разрушительный атакующий потенциал правого нападающего Вернацца помогли ему закончить сезон лучшим бомбардиром лиги с 27 голами. Времена расцвета для «Лос Мильонариос» снова были не за горами.

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где только переводы книг о футболе и спорте.

Если хотите поддержать проект донатом — это можно сделать в секции комментариев!