13 мин.

Пеп Лейндерс. «Интенсивность» Неделя 32: Зарядные устройства

Вступление/Пролог

***

Когда ФК «Ливерпуль» выигрывает трофей, это максимальное чувство, потому что очень, очень многие люди прилагают к этому максимум усилий. По этому поводу мы собрали весь персонал в спортивном зале тренировочного центра AXA — и я имею в виду действительно весь персонал — для группового снимка с кубком. Все улыбались. Юрген обратился ко всем: «Это будет единственная фотография, которую я сохраню. Было так много невероятных моментов, но эту фотографию я сохраню. Спасибо. Она про путешествие, и мы сделали это все вместе». Кубок настолько велик, насколько велики усилия, которые вы в нее вкладываете, так и есть. Но лучший снимок, который я видел по поводу финала, был тем, когда мы всей гурьбой бросились к Келлехеру. Выражения на их лицах сделали меня таким счастливым, видя парней, которых я люблю и уважаю, в такой эйфории. Эти снимки стали культовыми, и именно этот я сохраню, зная, что мы забили все одиннадцать ударов и не отвлеклись, даже когда Кепа всем видом показывал на правый угол.

Кстати, моей любимой фотографией в финалах и с ними связанной была та, где я был с Трентом, моим капитаном, сразу после финала Лиги чемпионов в Мадриде, когда он прыгнул мне на спину после финального свистка. Эти моменты также определяют кубок. Вирджил позже объяснил мне, что пенальти от Кепы был настоящим «ударом в голову», потому что в этот момент группа поняла, что, если он забьет, все начнется сначала. В мозгу это меняется от «Я сделал свою работу — какое облегчение» до «Я должен бить снова — что мне делать и куда мне ударить?» Чтобы проиллюстрировать это, можно увидеть на фотографиях, что Милнер фокусируется и снова становится сосредоточенным — вот почему он не смог побежать вместе с другими. Красота. В футболе есть два типа людей, в каждом клубе: те, кто видит кубок наполовину полным, и те, кто видит кубок наполовину пустым. Убедитесь, что вокруг тебя есть те, кто видит его наполовину полным, потому что они будут искать и предлагать идеи, чтобы наполнить его еще больше. Остальные только создадут и запустят проблемы. В академии мы называли их зарядными устройствами или разрядниками аккумуляторов. Будьте тем, кто дает энергию.

Однако у нас было не так много времени, чтобы отпраздновать победу в финале. В среду вечером на «Энфилде» мы обыграли «Норвич» — да, снова — в Кубке Англии. В день матча я сидел с Рэем и Джоном в нашей столовой в «Титанике». На следующий день Рэй должен был улететь в Бангкок и Сингапур, чтобы подготовить наш предсезонный тур. По выражению его лица было видно, что он с нетерпением ждет долгого полета, честно. Джон был в противоположном настроении, потому что наши юноши до 19 лет обыграли «Генк» в 1/8 финала Молодежной лиги УЕФА по пенальти, причем Харви Дэвис спас два из них. Одну неделю и в двух случаях один из наших вратарей был героем.

Юрген начал собрание команды с того, что сказал ребятам: «С воскресного матча только наш капитан останется на поле. Мы меняем остальных по двум причинам. Первая из них проста: потому что мы МОЖЕМ это сделать. Вторая причина заключается в том, что мы уважаем "Норвич". Мы всегда находили правильный настрой после напряженного момента, и это то, чего я ожидаю и сегодня. Мы верим, что со свежими ногами мы сможем показать, кто мы есть. Будьте самим собой с настоящим контрпрессингующим отношением». Мне нравится эта часть тренерства. Если хотите доминирующую команду, привязывайте ее к контрпрессингу, а не к владению мячом или мастерству. Вот почему наша главная футбольная идея заключается в том, что контрпрессинг — это не предложение, это закон. Ребята тоже не разочаровали, так как мы вышли в четвертьфинал со счетом 2:1. В таких играх я чувствовал себя гораздо комфортнее с Хендо и Милнером на поле. Они заставляли остальных действовать коллективно, они вели и корректировали каждую секунду игры, ни у кого не было шанса сыграть чуть меньше в обороне. Не то чтобы Таки нуждался в таком лидерстве — он выдал невероятную игру в кубковом матче, забив оба наших гола в первом тайме.

Говоря о лидерстве, как раз перед тем, как мы вышли из тоннеля, Али обратился к команде: «Они хотят играть на контратаках, у них быстрые игроки, поэтому нам нужно остановить эти забеги». Все слушали. Мы шокировали их, мы прессинговали с первой минуты, по-настоящему интенсивно. Мы выдали хорошую смесь победного настроя и качества, лучшее сочетание в футболе. В такие вечера, когда мы сильно меняем состав, наши главные стрелки следят за тем, чтобы мы не теряли концентрацию или интенсивность.

Вот это да, мы вышли из такого напряженного игрового периода, а нам еще предстояло столько интенсивных футбольных матчей. «Вест Хэм», «Интер», «Брайтон», «Арсенал» и, теперь, после жеребьевки Кубка Англии, «Ноттингем Форест». И все это до следующего международного перерыва. Я ко многому привык, но это новая версия современного футбола: нон-стоп, без перерывов, постоянно против хорошего соперника, нам нужно выигрывать каждую игру, если мы хотим чего-то добиться. Но Билл Шенкли сказал об этом так: играть в футбол на самом высоком уровне — это не давление, это награда. Я предлагаю принять эту данность: давление — это награда за усердную работу. Например, за один месяц Мо пять раз сыграл по 120 минут.

Мы впервые, как группа, вышли в четвертьфинал Кубка Англии и, конечно же, впервые таким составом выиграли Кубок Лиги. Нашей целью было провести максимальное количество матчей в этом сезоне. Чем больше мы играли, тем лучше, так как это означало бы, что мы были на пути к успеху. Но это действительно усложняет подготовку из-за ограничений по времени.

В следующем периоде все будет зависеть от восстановления, чтобы снова обрести свежие ноги и свежую голову: кому нужен отдых, кто может снова играть и как долго. Свободное время так же важно, как и время тренировок. Они идут рука об руку. Тренировки работают только тогда, когда парни жаждут информации и хотят играть. По этой причине мы не выпустили на поле тех, кто отыграл все 120 минут на «Уэмбли» в домашнем матче против «Норвича». За исключением Роббо, который во время разминки спросил меня: «Я единственный выживший из отыгравших 120 минут парней?» Я сказал ему: «Да, потому что ты единственный левый защитник, который у нас есть!» К сожалению, Оуэн Бек получил травму, иначе у Роббо тоже был бы выходной. В перерыве я сказал Хендо, что мы собираемся дать ему максимум 60 минут, так как грядут матчи против «Вест Хэма» и «Интера». Предоставление всем остальным выходного против «Норвича» дало нам время по-настоящему потренировать их, им нужно было снова сконцентрироваться и сыграться; продолжайте фокусироваться на том, чего мы хотели так как мы этого хотели, всегда с мыслью, что каждый несет ответственность за все, потому что, когда ты знаешь, что произойдет, это дает тебе долю секунды, чтобы проявить творческий подход. Речь идет про то, что мы делаем — мы делаем вместе, и мы делаем это со 100-процентным настроем на победу. Каждый день, снова и снова; что мы защищаем их, чтобы они атаковали и использовать контрпрессинг в качестве плеймейкера, потому что лучший способ начать решающую атаку — это вернуть мяч высоко в поле. Игроки должны чувствовать во время тренировок, что просто «пути к отступлению нет». С момента их появления и до момента ухода каждый отдел должен приложить все усилия, чтобы помочь им достичь нужных уровней.

Сидя с Мо, Роббо, Вирджилом, Фабиньо и Трентом в столовой в четверг, Верж спросил меня по-голландски: «Что мы собираемся делать сегодня?» Я ответил и ушел, и сразу же все остальные тоже поняли, какого рода тренировки ожидать! Когда я вернулся, то сказал Тренту при всех, что Никлас прислал мне сообщение после «Норвича», в котором говорилось, что нам реально не хватало подач Трента. «Мне тоже нужно подавать со стандартов, потому что я сделаю еще больше голевых передач», — ответил Мо. «Но тогда ты не забьешь столько голов, — ответил Роббо. — И тебе следует быть осторожнее с пенальти, потому что у нас появились новые способные это сделать ребята!» — пошутил он, имея в виду Трента и себя, забивших в серии пенальти в ворота «Челси». На тренировке я созвал всю группу как раз перед тем, как мы начали нашу работу над защитой. Глядя в глаза Мо, Вирджилу и Тренту, я сказала парням: «Атака выигрывает игры, но оборона выигрывает чемпионаты. Мы очень хорошо увидели это в финале против "Челси". Мы хороши, но всегда есть место для совершенствования, поэтому сейчас по-настоящему сосредоточьтесь на том, чтобы сохранить компактность защитной линии против этих нападающих мирового класса. Последняя линия адаптируется к тому, куда катится мяч». В своей голове, пока я продолжал говорить, я думал: может быть, я слишком сильно продавливаю это. Затем некоторые парни начали смеяться в сторону Мо, но Трент сразу же вмешался: «Правда причиняет боль, ребята». Он прикрывал мою спину!

Я бы хотел, чтобы «предголевая передача» стала более важной в футболе. В пятницу вечером мы смотрели в отеле матч «Интер» - «Салернитана», и [Николо] Барелла был великолепен. Юрген спросил меня, почему я смеюсь; мы были в разгаре дискуссии, но я наблюдал за игрой одним глазом и увидел, как он сделал еще один невероятный пас. «Я просто так счастлив, что он не играет против нас, — сказал я. — Каждая атака начинается с него, это пугает». В «Порту» я внедрил инициативы, в рамках которых я подсчитывал количество успешных передач или дриблинга нашего основного пула талантов, которые этими действиями попадали в зоны A, B и C. Зона A — это пространство между линиями, зона B — пространство с внешней стороны последней линии, а C — пространство за последней линией. Затем я сравнил количество и успешные инициативы с лучшими игроками первой команды «Порту» и игроками, которые были столь влиятельны в европейском футболе. Как вы можете себе представить, когда я не готовился и не проводил тренировок, я просто все время был с ручкой и бумагой, анализируя матчи. Это дало им представление о том, куда им нужно стремиться. С командой до 16 лет в «Ливерпуле» я показывал каждому из моих игроков все их «успешные и неудачные инициативы» в понедельник. Я распечатывал цифры и вешал их на дверь раздевалки. Пути к отступлению тоже нет — «инициативы» не лгут. Трент, Херби Кейн, Бен Вудберн, Райан Брюстер, Ян Дханда и Адам Льюис буквально дышали ими. Их постоянно поощряли проявлять больше инициативы в игре, а на тренировках всегда подталкивали делать больше и лучше. Даже центральные защитники стали гораздо активнее искать способы доставить мяч в три ключевые зоны. Это просто отличный инструмент для разработки и воплощения игровых идей для поддержки улучшений.

Когда Брендан Роджерс привел меня в первую команду в качестве тренера, я провел презентацию с нашими игроками, чтобы объяснить этот процесс: «Это то место, куда мы хотим доставить мяч, зона А, зона В, зона С. И это то, чему мы собираемся обучать. Атака и прессинг. Атака и прессинг!» Я помню, как однажды Адам Лаллана пришел и сказал мне: «Цифры Коутиньо, они же не правильные?» В своих хороших играх он был просто неудержим. Я думаю, что он достигал 48 инициатив, из которых 40 были успешными. Плюс голевая передача и гол. Теперь, когда я упомянул Адама, мне нужно поделиться тем, что я мне действительно его не хватает в нашем клубе, что он является и был сердцем нашего стиля игры.

День матча с «Вест Хэмом» и наши прогулки в день матча становились все более оживленными. Казалось, что пандемия в Англии уже закончилась. «У нас отличная команда», — сказал я Джону, когда парни шли перед нами. «Отличное к ней дополнение — Луис», — ответил он. Он прав — тот доказал, что может изменить ход матча. Милнер разговаривал с Мо, когда люди кричали из окна на другой стороне улицы: «Да, Мо!» Можно почувствовать, какой великолепный у нас сезон, по тому, как люди с нами общаются. Светило солнце, и я сказал Али: «Когда Англия такая, в ней есть все». «Всего в жизни просто не может быть», — ответил он мне. Я смеюсь: «Ты можешь получить все… просто не в одно и то же время». Мы посмеялись, но я верю в то, что нужно всегда сосредотачиваться на том, что у тебя есть. Хитрость в жизни заключается в том, чтобы научиться видеть кубок наполовину полным. Я вернулся в свой гостиничный номер, и в 12:30 должен был начаться матч Премьер-лиги: «Лестер» - «Лидс». «Мы не будем идеальными, и это нормально, но нам нужно сражаться так, как команда всегда делала до меня». Мне понравилось это сообщение от Джесси Марша перед его первой игрой. Так умно, это снимает напряжение.

На нашем же командном собрании за сорок часов до начала матча, Юрген выступил с убедительным посланием. «У нас была интересная неделя: эмоциональная игра на "Уэмбли", десять изменений в составе с отличным настроем и подходом в Кубке Англии, и теперь мы выходим на третье соревнование на все той же неделе. Люди говорят со мной о квадрупле, я думаю, они хотят создать красивую историю. Это правда, что единственная команда, которая может это сделать — это мы, потому что мы выиграли Кубок Лиги. Проблема по этому поводу может заключаться в том, что это смягчает наш подход к тому, чтобы рассматривать следующую игру как следующий финал. Если все пойдет хорошо, у нас будет еще 21 игра, а это значит, что еще 21 финал. Как мы можем пережить подобный период? Только одним способом: сосредоточиться на этой игре. У нас это хорошо получается, но мы должны оставаться такими же. Настрой на осознание того, что будут проблемы. Мы играем с максимальной интенсивностью, мы не хотим легкого пути, мы прыгаем так высоко, как только можем. Ребята, много слов, но это не сложно, давайте уже играть. Создайте атмосферу внутри, и это создаст атмосферу снаружи».

Следующий финал — «27-й финал» Премьер-лиги — 1:0 дома против «Вест Хэма». Честно говоря, мы отплатили результатом, но не нашей игрой. Дело было не в том, что мы были плохи, но мы просто упустили слишком много явных возможностей. Мы знали, что будет трудно, потому что «Вест Хэм» был просто очень хорош. Возьмем, к примеру, их самый большой момент, когда они выбежали из глубины за наших защитников. Такие своевременные забеги из второй линии случаются только в Премьер-лиге. Но, как всегда, Трент выбил мяч с ленточки и Али всем телом встал на его пути, сохранив свои ворота в неприкосновенности. Страсть имела — и всегда будет иметь — значение. Есть только один способ играть против них — больше играть с мячом, чтобы можно было лучше контролировать Микаила Антонио и трех бегунков, но когда вы контратакуете быстро, как это делали мы, как мы хотим это делать, у них всегда был шанс использовать пространство, которое мы оставляли, потеряв мяч. То, как вы атакуете, очень сильно влияет на то, как вы справляетесь с контратаками. Мы так часто разгонялись до невероятных скоростей. Количество контратак, которые у нас были, количество раз, когда мы выходили три в три на их половине поля, конечно, это происходит гораздо чаще с такими нападающими как Садьо, Луис и Мо. Все трое хотят убежать. Иногда мы могли замедлиться и контролировать атаку, чтобы дать время покомбинировать. Как бы то ни было, Садьо забил гол и снова великолепно Бобби сыграл роль ложной «девятки». Снимаю шляпу. В последний раз, когда мы играли с ними в ноябре, они доставили нам проблемы своими стандартными положениями, мы пропустили от них два гола, но мы улучшили оборону при стандартах, что было крайне важно, иначе такие игры просто не выиграть. В тот год, когда мы стали чемпионами, у нас было много подобных матчей — разница была только в том, что мы были на десять очков впереди!

«Какой Луис молодец», — сказал Милнер, выходя со стадиона. «Он был как ракета при контратаках», — сказал Юрген.

Тяжелая игра, но мы справились со своей задачей. Впереди был «Интер» и «Брайтон».

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где только переводы книг о футболе и спорте.