30 мин.

Стена, но не из камня. Скромный герой «Ювентуса» Андреа Бардзальи, о котором так редко писали в газетах

Пусть о катеначчо как о футбольном стиле говорят нынче только в прошедшем времени, сложно поспорить с тем, что в Серии А неизменно побеждает лучшая в стране оборона. За последние 10 лет только Ювентус под руководством Маурицио Сарри позволил себе отойти от этого постулата, пропустив аж 43 мяча, и все равно взяв Скудетто - этот сезон во многих отношениях стал уникальным благодаря коронавирусу, поэтому подобное исключение лишь подтверждает общее правило.

Голы возносят команду на первую строчку, это факт, но удержаться там в первую очередь удается лишь тем, кто не позволяет забить в свои ворота. И гегемония «Ювентуса», продлившаяся аж 9 долгих трофейных лет, служит тому прекрасным подтверждением. Ее главными героями из раза в раз называли не столько тренеров или главных бомбардиров сезона - в заголовках фигурировали представители оборонительной линии, о которой в будущем абсолютно точно будут читать лекции в Коверчано. Это пресловутая BBC, собранная по первым буквам фамилий трех центральных защитников Ювентуса, за спинами которых стоял великолепный Джанлуиджи Буффон.

И если о Буффоне знают во всех уголках земного шара, где есть хотя бы один футбольный фанат, о Бонуччи постоянно писали в каждое трансферное окно об интересе очередного европейского гранда, а Кьеллини с его перебинтованной головой украшал постеры и флаги на всех матчах Ювентуса, то об Андреа Бардзальи журналисты зачастую будто забывали.

Скромный семейный игрок, который обошелся клубу за копейки, за пределами поля никак себя не компрометирующий - что о нем писать? И все же Андреа сумел стать тем самым идеальным недостающим элементом, что в свое время вообще позволил родиться легендарной ВВС. Неудивительно, что тот самый уникальный сезон Юве при Сарри, в котором чемпион впервые за много лет не стал лучшей оборонительной командой, был первым сезоном для туринцев без Бардзальи. Символизм, как он есть.

И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем текущие новости под просмотр очередного матча «Ювентуса».

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Кладезь талантов

Тоскана - как много таинства и великолепия в одном только этом слове. Один из самых известных в мире итальянских регионов, сделавший себе имя за счет культурного наследия и потрясающих природных красот. Кажется, будто ребенку достаточно просто родиться в этой колыбели гениев, чтобы в будущем гарантированно стать одним из них. Города с тысячелетней историей, уникальные виноградники, мировые шедевры эпохи Возрождения, а также умопомрачительная местная кухня - и это только крупица наследия Тосканы.

Регион подарил миру не только художественное великолепие, за ним числится немало футбольных талантов, появившихся на свет именно в свете флорентийских огней. Одним из них стал Андреа Бардзальи, скромный гений, который очень долго ждал своего часа.

Андреа родился 8 мая 1981 года в Фьезоле - несмотря на свои скромные размеры, самом богатом городе Тосканы. Фьезоле испокон веков боролся за свое место под солнцем, постоянно привлекая под свое влияние самых могущественных людей Италии своего времени. И по сей день в его окрестностях можно увидеть останки древней архитектуры, напоминающей о виллах богатейших купцов римской империи, дворце самого цезаря Августа, и присутствии атрибутов обеспеченной и качественной жизни - акведук и мостовая.

Юный мальчишка Бардзальи ничем особо не выделялся в стане своей школы в Фьезоле, не слыл одаренным гением и будущей звездой, просто играл в футбол вместе с друзьями.

До 18 лет Андреа после школы посещал футбольную академию маленького флорентийского клуба Сан Фредиано Рондинелла, или просто Рондинелла, мечтая в будущем попасть в Фиорентину - сильнейший тосканский клуб, настоящая элита. Впервые ко взрослому футболу удалось прикоснуться в 1989 году - Рондинелла стала подтягивать юного игрока в состав под ротацию в Серии D, стараясь давать ему время без вовлечения в решающие игры сезона. Примечательно, что изначально Бардзальи играл в центре поля, делая ставку на свое физически мощное телосложение и не по годам развитое чтение игры. В редкие игровые минуты Андреа удавалось не ошибиться в позиционной расстановке без мяча, не потерять прикрепленного за собой игрока из виду, навязывая давление - этого хватало для того, чтобы его не исключали из состава. Но тренер явно не собирался делать ставку на юношу в то время, как Рондинелла едва вышла в Серию С2, решая приземленные задачи - просто закрепиться в профессиональной лиге. Потому руководство клуба предупредило семью игрока, что ему придется часто бывать в аренде в других командах. Таковы реалии спорта.

В 2000 году, в возрасте 19 лет, Андреа отправился на стажировку в Пистойезе, команду из Серии B.

Удивительная по-своему ситуация, поскольку формально это было значительное повышение для футболиста, ведь он переходил в дивизион на ступень выше, чем играл доселе - речь шла о первых минутах для Бардзальи в профессиональном футболе, но к сожалению, для Пистойезе это был просто вынужденный ход и исключительно под ротацию - команде требовался полузащитник на скамейку, поскольку главный тренер команды Джузеппе Пилон изначально хотел получить гарантии, что в случае травм команда не «поплывет», и всегда будет возможность влить свежую кровь на последних минутах.

Здесь для самого Андреа произошел переломный момент, определивший всю его дальнейшую карьеру

Пилон не был доволен увиденным на тренировках - его смущало то, что вчерашний любитель вместо подключения к атакам раз за разом предпочитает идти в стык с соперником. В опорной зоне Бардзальи показал себя из рук вон плохо, отчего Джузеппе принял решение перевести его на позицию центрального защитника. Там можно дать себе волю и вовсю отрываться на игроках другой команды - ломай, бей, роняй, лишь бы не случилось гола. Раз в молодом организме бушует столько энергии, нужно просто направить ее в подходящее русло. В эти же месяцы за Пистойезе в полузащите бегал Массимилиано Аллегри, неплохой полузащитник на пороге завершения своей игровой карьеры.

Андреа до сих с улыбкой вспоминает, как Аллегри наотрез отказывается от теории, будто сам Пилон придумал перевод Бардзальи в оборону, приписывая этот судьбоносный шаг себе:

«Я смотрел старые семейные записи со своих игр в юношеской лиге, понимая, как ужасно я выглядел в центре поля. Несуразный мальчишка, роняющий всех и вся - кошмар! В Пистойезе я обрел настоящего себя: центрального защитника, который не стремится быть тем, кем не является, это было правильное решение. А еще я помню, как на тренировках меня постоянно поддевал самый опытный в составе парень, по имени Массимилиано Аллегри. Ооо, он вовсю оттягивался, когда видел меня с мячом - эти шутки я помню до сих пор. Макс был безумно хорош на поле, у него была идеальная подача с фланга, но при этом он всегда был тощим, как тростинка, стоило дунуть - Аллегри уже валялся на газоне. Когда я позднее встретился с ним в Ювентусе, первое, что он сказал мне вместо приветствия - «Ты же в курсе, что это я сказал Пилону перестать мучиться и поставить тебя в оборону?» Удивительный человек, рядом с которым я научился смирению. Мало быть просто талантливым, настоящий чемпион обретает себя только после череды испытаний»

В Пистойезе, даже после смены позиции, удалось выйти на поле всего в пяти матчах. Это был путь к стагнации для молодого и вполне себе перспективного футболиста, потому Рондинелла забрала его обратно уже спустя полгода. Но Андреа абсолютно точно оставил о себе хорошую память, причем настолько, что Пилон взял его себе на карандаш, обещая продолжать следить за ним даже в Серии С, сможет ли он заявить о себе в третьем дивизионе уже в качестве центрального защитника. Увы, в альма-матер в обороне с лихвой хватало претендентов на место в основе, что Бардзальи за следующие полтора сезона смог сыграть всего в 13 матчах.

Ситуацию спас все тот же Джузеппе Пилон - он получил работу в Асколи, и первым же делом обратился к Андреа с вопросом о желании переехать в стан конкурента его нынешней команды. Прямым трансфером этого сделать не удалось, но помогла итальянская клубная привычка наращивать актив за счет бесчисленных арендных сделок с командами низших дивизионов. Пьяченца, что играла в Серии А, подписала Андреа на постоянной основе за бесценок, оформив затем сразу же его аренду в Асколи. Бардзальи последовал за зовом своего бывшего тренера, и в награду получил место в основе. Причем получил вполне себе заслуженно - Асколи благодаря вдохновленной игре молодой поросли в составе сумел закрепиться в Серии В и неплохо заработать за счет последующей перепродажи своих кадров. Андреа не остался незамеченным, попав в поле зрения нескольких клубов Серии А, желающих подешевле укрепить состав.

Для Бардзальи таким клубом оказался Кьево из Вероны.

31 августа 2003 года Андреа впервые вышел на газон стадиона под гимн Серии А. Запоминающийся дебют и ничья с Брешией 1:1 - трибуны были впечатлены игрой новичка из низших дивизионов, намертво зацементировавшего весь правый фланг обороны. Это послужило затравкой для всего сезона - Кьево смог остаться в верхней десятке турнирной таблице, а в графе «пропущенные голы» значилась цифра в 37 мячей! Меньше было только у Милана и Ромы - чемпиона и вице-чемпиона сезона. Прекрасное подспорье в резюме Бардзальи, сыгравшего ведущую роль в оборонительном компоненте структуры Кьево.

Помимо перехватов ему удалось даже трижды забить в Серии А, чему способствовало частое вовлечение Андреа не только в работу в тылу, но и на стандартах впереди. Физически одаренный защитник, который умеет делать на поле не только грязную работу - на столе спортивного директора Кьево стали появляться весьма заманчивые предложения от грандов, в том числе и от заветной Фиорентины, о которой уроженец Тосканы продолжал открыто мечтать. Но было еще слишком рано - Андреа боялся ошибиться и потерять шанс всей своей жизни из-за собственной неопытности, потому принял довольно спорное, как сперва казалось, решение, и перешел в Палермо. Клуб, который впервые за 30 лет вернулся в высший дивизион. Способны ли мы сегодня найти среди молодежи тех, кто в пиковый момент своего текущего карьерного роста осознанно сделает шаг назад, чтобы стать лучше? Таким был Андреа.

Сицилийская магия

Ныне почивший Маурицио Дзампарини за всю свою долгую и насыщенную жизнь много чего наслушался в свой адрес. Не самые однозначные решения на посту президента Венеции, Палермо, тренерская чехарда в немыслимых масштабах, склоки внутри трудового коллектива - бывало всякое. Но невозможно отрицать тот факт, что благодаря Дзампарини Палермо пережил один из лучших периодов в своей истории. И частью этого периода был Андреа Бардзальи.

Маурицио стал владельцем клуба в 2002 году, выкупив контрольный пакет акций за смешную сумму в 15 млн евро. В сицилийском клубе всего спустя один сезон уже вовсю феерил первый крупный трансфер нового президента - Лука Тони. Итальянский гигант предпочел уйти из Брешии в Серию Б, и причиной тому называл невероятные эмоции после личной беседы с Дзампарини и железной верой в то, что этот проект станет успешным. Сам Лука признавался, что порой ему казалось, будто он подписывал контракт не с клубом, а с президентом лично, превращаясь в его личного ставленника и защитника. Таким выходил Палермо в Серию А - боевитым, преданным и голодным. Потому решение Андреа Бардзальи перейти в столь амбициозный проект обретало свой смысл при правильном освещении.

Чемпионат-2004/05 вошел в историю Сицилии

Это было уникальное сочетание талантливых футболистов с удивительным стремлением показать себя под предводительством одного из лучших тренеров, умеющих работать с молодежью - Франческо Гвидолином. На посту тренера Палермо он был беспощадным для любого соперника, с хирургической точностью вскрывая недостатки в каждой линии поля, и умело надавливая на них с помощью навыков своей армады. Бароне, Гроссо, Тони, Дзаккардо - о них знали в Италии и до Палермо, но благодаря Гвидолину их по-настоящему стали бояться все клубы, включая гранды уровня Ювентуса и Милана. Новичок Серии А, доселе прозябавший в дивизионах пониже несколько десятилетий, смог в первый же сезон запрыгнуть на шестое место и получить путевку в Кубок УЕФА. Лука Тони стал лучшим бомбрадиром турнира, а Андреа Бардзальи - одним из главных творцов феноменального прорыва «темной лошадки» Серии А.

Палермо задал для себя слишком высокую планку, чтобы постоянно ей соответствовать, потому последующие результаты были скромнее, но выход в еврокубки переставал быть сенсацией - он превращался в формальность. В клуб постоянно приезжали будущие звезды, становившиеся таковыми именно в Сицилии, а команда привыкала к местам в верхней части турнирной таблицы. На триумфальном для Италии чемпионате мира в 2006 году в заявке числилось аж четыре футболиста из команды Дзампарини, одним из которых был Андреа. Прекрасная игра обороны Палермо держалась на могучих плечах Дзаккардо и Бардзальи, за что Андреа в 2007 году получил абсолютно заслуженную капитанскую повязку. Очередная удача прозорливого Маурицио, умевшего видеть жемчужины там, где другие видели повседневную обыденность.

Новый вызов и крупный провал

Травма мениска на Евро-2008 и удручающая игра обороны сборной Италии заставили Андреа задуматься о собственном будущем. Ему было уже 27 лет - тот возраст, когда большинство игроков обретают себя и достигают высот, в то время, как сам Бардзальи явно не был согласен до конца карьеры играть в Палермо, ограничиваясь лишь борьбой за участие в еврокубках, нежели за осязаемые трофеи. Потому итальянский защитник запросил у Дзампарини трансфер в команду рангом повыше. Клуб бы смог на нем заработать, а сам Андреа - утолить назревшую жажду триумфа. Президент не противился, а первым клубом на связь с Бардзальи вышла Фиорентина - заветная мечта всей жизни.

К сожалению, на пути желания встала суровая реальность - деньги. Агент игрока запросил непомерную для «фиалок» зарплату, высоко оценив класс Андреа. Фиорентина вышла из гонки, а сам игрок решил попытать счастья за пределами Италии, где после сицилийского опыта и разбившихся грез не хотел играть ни за одну другую команду. Его приютил немецкий Вольфсбург, куда его зазвал товарищ по цеху Дзаккардо, где Бардзальи из сильного защитника превратился в звезду мирового масштаба. И где в итоге едва не закончил карьеру во всеобщем забвении.

На тренировках в Палермо команда, достигшая своего определенного потолка, нередко выражала характерную для слишком быстро взобравшихся на вершину спортсменов расслабленность и вседозволенность - пик достигнут, можно где-то и отдохнуть, где-то расслабиться, жизнь хороша. Андреа перенял пагубную привычку и мог в лучах своего статуса не до конца выполнить упражнение, не добежать круг целиком, огрызнуться на тренера - пресловутая «звездность» не обошла стороной и Бардзальи. Тренер Вольфсбурга Феликс Магат, о деспотизме которого ходили легенды, пресек подобное моментально и избавил Андреа от надуманного величия. Магат воспитывал в своих подопечных несокрушимую железную волю путем боли и страданий. О его тренировках боялись вспоминать те, кто уходил из под его палки, столь жесток порой был Феликс. Андреа вспоминал, как однажды он не смог отжаться положенное количество раз - в наказание тренер заставил его взобраться на холм со своим 93-килограммовым партнером по команде Мадлунгом на плечах. И это был лишь единичный пример общего подхода к формированию правильного отношения к дисциплине. Слово тренера - закон. Иначе ты вылетаешь отсюда. Таковы правила игры.

Вольфсбург во главе с Магатом позволил Бардзальи вновь ощутить пьянящее дуновение моментального успеха - команда стала чемпионом Бундеслиги, а Андреа сыграл каждую возможную минуту в триумфальном сезоне, превратившись из наглого претендента на место в еврокубках в настоящего робота. Трудовая этика и тоталитаризм в раздевалке - в этих условиях Бардзальи смог превозмочь свой максимализм и стать идеальной шестеренкой в победном механизме. Оборона работала как часы, а итальянец послушно отрабатывал на тренировках до тех пор, пока его держали ноги. Магат воспитал в нем чемпионский менталитет, и сам же едва не погубил.

Вольфсбург, подпрыгнув так высоко, явно потянул от усердия важную мышцу - команду спустя всего год стало заметно лихорадить. К 2011 году так и вовсе недавние чемпионы едва успели спастись от вылета. Бардзальи все реже выходил на поле, поскольку имел неосторожность поссориться с диктатором и потерял его протекцию. Руководство обратило внимание, что Андреа впал в немилость, и в том же злополучном сезоне 2010/11 выставили его на трансфер - аж в январе. Разница с медийным фоном на момент ухода из Италии была колоссальная - усилиями главного тренера игрок сборной Италии, капитан одной из главных сенсаций середины нулевых в Серии А, а позднее и победитель Бундеслиги с отличными физическими данными и превосходной статистикой будто по щелчку пальцев превратился в одряхлевшую ленивую вчерашнюю сенсацию, который по своей вине и лени не попадает в состав немецкого аутсайдера, и от которого пребывающий на дне турнирной таблицы Вольфсбург готов так легко избавиться. Кошмарное реноме, коим умело воспользовался Джузеппе Маротта, нашедший себя в Ювентусе в период активно развивающегося там кризиса.

Маротта сумел за копейки для футбольных реалий - 300 тысяч евро - выкупить Андреа и привести в Ювентус.

О трансфере почти не писали, посчитав его обыденностью для итальянского клуба в долгах, стремящегося усилить ротацию кем-то из небытия. Стоящий на пороге завершения карьеры и депрессии Бардзальи вернулся в Италию, как все посчитали, доигрывать последние сезоны в тонущем вчерашнем гранде, не оправившимся от чистилища в лице Серии В. Как оказалось, ошиблись абсолютно все, кроме самого Джузеппе Маротты.

BBC как фундамент чемпионской машины

Андреа представили без особой помпы, а его дебют вышел таким, что хуже не придумаешь. Сперва Ювентус проиграл 2:1 Удинезе, а затем Палермо Дзампарини в несколько издевательском стиле нанесли поражение новой команде Бардзальи, будто намекая - и на кого ж ты нас променял? Ювентус лихорадило: после возвращения из Серии В клуб никак не мог найти себя и выйти из темноты, заблудившись в поисках собственного достоинства. Тренеры менялись, трансферы обновляли рейтинг провалов сезона - от Андреа Бардзальи были настолько низкие ожидания, что его скромная игра в первые месяцы после перехода уже воспринималась как должное. И в итоге в первый же сезон после его переезда команда Луиджи Дель Нери заняла седьмое место. На лето была запланирована массовая чистка и очередная смена тренера, футболисты отправились в отпуск без каких-либо амбициозных возгласов, в ожидании следующей попытки хотя бы не провалиться. Но Маротта и новый президент клуба Андреа Аньелли, столь неудачно начавшие строительство своего проекта, смогли изменить, без прикрас, все.

На пост главного тренера был приглашен бывший полузащитник клуба Антонио Конте.

Под его требования команда целиком и полностью обновилась и заметно преобразилась с точки зрения качества. В центр поля был приобретен Андреа Пирло из Милана, в оборону куплен Штефан Лихтштайнер, в пару к Маркизио приехал удивлять молодой талантливый чилиец Артуро Видаль, а в нападении к внезапно раззабивавшемуся в Кальяри Алессандро Матри плечом к плечу встал черногорский бородач из Ромы Мирко Вучинич. Не галактикос, но вполне себе добротный костяк для команды, борющейся за место в зоне еврокубков. Тем более, что во главе коллектива стоял человек, доселе тренировавший лишь команды, совершенно далекие от класса Ювентуса. Стоило ли возлагать на него дополнительные и ничем не оправданные надежды на трофеи?

Как выяснилось позднее, еще как стоило

Ювентус имени Конте начал очень тяжело. Пресса, тренеры и игроки Серии А один за одним отдавали первенство действующему чемпиону Милану, а туринцы же настолько неловко стартовали, что в графе «ничьи» зачастую было куда больше матчей, чем в графе «победы». Схема 4-2-4 с последующим перестроением под активный прессинг 4-2-3-1 работала со скрипом, команда хоть и не пропускала голы, но и забивала слишком мало. Пирло старался выполнять работу диспетчера за всех, предоставляя партнерам возможность заниматься исключительно черновой работой, но защита функционировала с некоторым непониманием обязанностей друг друга, молодой Бонуччи вытеснял из основы заметно сдающего, как тогда казалось, Бардзальи, а в атаке фланги не помогали, а больше мешали, оголяя при этом за собой огромные пространственные участки, позволяя убегать в контратаки всем, кто не закроется от такого Юве в штрафной.

Конте не учел, что подобное может работать идеально в клубах низкого ранга, но в Серии А команды не позволят просто так проводить все игры в атмосфере подобных качелей. Первая игра с Пармой стала исключением из правил, где Юве на одном лишь энтузиазме забил сразу четыре мяча, однако затем последовал результативный спад. Второй тур с Сиеной вышел невероятно скупым на моменты и сложнейшей победой в один гол. А затем в пяти играх Ювентус четыре раза сыграл вничью. Антонио Конте аккуратно начал внедрять в состав сразу трех вышеупомянутых защитников, но с поправкой на то, что Кьеллини отыгрывал на левом фланге, на своей прежней позиции. Команда набирала ход и даже выдала серию в четыре победы подряд, но при этом на поле постоянно оставалось некое чувство определенной недосказанности. Победы одерживались с отрывом в один гол, а Ювентус неизменно пропускал. Игра с Палермо вышла разгромной, но это было сродни первому туру - больше исключением, чем правилом.

И вот произошел тот самый роковой перелом - выездной матч с Наполи

В Неаполе Ювентус начал игру из рук вон плохо. Кьеллини вновь забрал себе левый фланг, Матри на первых минутах побегал в атаку, но затем Наполи полностью забрал себе центр поля и с 10 минуты без остановки терроризировал ворота Буффона. Горан Пандев не забил добивание с пенальти, но через 7 минут Гамшик забил после розыгрыша стандарта. Затем Пандев исправился за пенальти и забил второй гол под занавес первого тайма. Ювентус же выглядел жалко и блекло. Чувствовался сильный нерв и упадок настроения у туринцев.

Но в перерыве Конте решил закончить со своей любимой схемой и перейти на свой страх и риск к доселе не опробованной вариации 3-5-2. Видаль с правой зоны полузащиты переместился аккурат к штрафной под нападающими, Пирло опустился целиком в опорную зону, а перед Буффоном впервые встали стеной ВВС. Матри моментально забил гол, но Пандев вернул на 68 минуте преимущество в два мяча. Казалось, что Ювентус впервые потерпит поражение. Однако с 70 минуты Ювентус забрал себе мяч и всей своей оставшейся мощью навалился на ворота, отыграв разрыв и до последних минут сохраняя надежду на победу. Этот матч продемонстрировал Конте истинные способности его игроков в правильном расположении и с тех пор до текущего дня он не приемлет никаких других схем, кроме различного рода вариаций 3-5-2.

С точки зрения прямых результатов игра с Наполи не стала откровением и не положила начало бешенному спурту. Ювентус продолжал чередовать ничьи с победами, а в промежуток с 22 тура по 27 и вовсе одержал лишь одну победу над несчастной Катанией, остальные игры прошли вничью. После этого Конте произнес свою знаменитую речь на тренировке о необходимости умирать на поле и при необходимости оросить его своей кровью, но добыть наконец победу любой ценой. После этого с 28 тура и до конца чемпионата Ювентус исключительно побеждал, кроме одного матча с Лечче, где Буффон в конце игры случайно отдал мяч сопернику и пропустил глупейший гол.

Ювентус перестал пропускать от слова совсем

В последних 12 турах команда пропустила всего 3 гола, включая тот самый злополучный мяч от Лечче. Последовали разгромы в 3:0, 4:0, и даже 5:0 над Наполи, Ромой и Фиорентиной соответственно, разгром Новары, победа над Интером и Лацио с голом Дель Пьеро со штрафного, команда будто просто разучилась проигрывать. И в первую очередь такая уверенность в своих силах исходила с последнего рубежа - обороны.

Почему вдруг оборона так мощно и стабильно заиграла? Футболисты оставались те же, изменилось лишь расположение, верно? Не совсем так. Помимо расположения были изменены и прямые обязанности с учетом сильнейших сторон каждого. Конте за первые месяцы досконально изучил всех трех футболистов на практике и сумел выделить у каждого те самые верные характеристики, которые в совершенстве дополняли друг друга.

Леонардо Бонуччи по своей сути являл собой слабейшее звено. Итальянский защитник плохо держал соседнюю зону, далеко выбегал вперед, упускал за спину нападающих из-за поспешного отыгрыша один в один. Поэтому Конте освободил его частично от черной работы, расположил ближе к опорной зоне и дал возможность вместе с Пирло начинать розыгрыш и атаку. И оказалось, что у Бонуччи невероятный по точности дальний пас, благодаря которому нападающие умудрялись выбегать один на один с вратарем соперника, оставляя за собой всю команду соперника.

Кьеллини был лидером всей тройки и воплощал собой дух победного Ювентуса. Его отборы и чтение игры позволяло перемещаться одновременно по своей и соседской зонам, подчищая за Бонуччи все огрехи. Джорджио внушал страх самым грозным нападающим любой топовой команды, и даже Ибрагимович отмечал, что его худший соперник на поле и единственный сопоставимый по грубости и жестокости - Кьеллини. Его способность бороться до конца, заряжать уверенностью партнеров и вырывать результат на зубах была столь же ценной, как и мотивация от Конте в раздевалке. Можно сказать, что Кьеллини на поле передавал дух тренера игрокам.

С Андреа Бардзальи все было куда проще - он просто отрабатывал в обороне за троих и в совершенстве делал свою работу. Там, где не справлялись партнеры, он исправлял за всех. Бардзальи по-новому раскрылся после работы с Антонио Конте и начал показывать футбол такого уровня и качества, которые никогда прежде не демонстрировал. Его сильнейшим аргументом стала раскрывшаяся универсальность - при переходе в атаку именно Андреа компенсировал нехватку ресурса сзади и чуть-ли не в одиночку выполнял всю работу обороны. Его присутствие позволяло футболистам Ювентуса создавать численное преимущество и прессингом уничтожать любого соперника. В будущем оказалось, что Андреа способен даже играть на фланге обороны, но использовать его там постоянно сродни использованию Феррари для доставки почты.

Позднее Антонио Конте не уставал нахваливать себя за подобное решение:

«Когда я пришёл в «Ювентус», команда пропускала много голов. Все говорили мне, что виновата оборона, что Бардзальи, Кьеллини и Бонуччи – плохие защитники. Я начал работать над их игрой, а они выкладывались на тренировках на сто процентов. Я сделал так, что они начали блистать на поле. Теперь мы называем трио защитников «Ювентуса» одним из лучших в мире»

Последняя игра волшебного сезона имени Конте на фоне уже утвержденного за Ювентусом чемпионского титула оказалась по-своему особенной для каждого ювентино, и для Андреа Бардзальи в частности. Команда прощалась с Алессандро Дель Пьеро, это был его последний матч на домашнем стадионе в Серии А, поэтому на трибунах вовсю текли слезы и готовились овации. Соперник в лице Аталанты будто заранее уже все понял, поэтому особо не сопротивлялся. Алекс с подачи Джаккерини забил напоследок свой самый последний черно-белый гол, отпраздновал с командой, и утонул в объятиях своих друзей. Не хватало лишь последнего завершающего аккорда для достижения абсолютного катарсиса - за прошедший сезон каждый игрок Ювентуса успел отличиться голом хотя бы один раз. Каждый, кроме Бардзальи...

В ворота Аталанты поставили пенальти на последней минуте матча - будто само провидение пришло на помощь, и без малейших раздумий команда толкнула к отметке Андреа. Бардзальи уверенно реализовал удар, и сезон был официально завершен. Ювентус стал чемпионом Италии впервые с 2006 года, команда ни разу не проиграла, пропустив при этом всего 20 голов за сезон (в сравнении с 47 голами прошлого года это было сродни чуду), а оборонительная тройка BBC стала завсегдатаем любой схемы в каждом из следующих сезонов Антонио Конте.

Роль Бардзальи в машине, выстроенной главным тренером, становилась фундаментальной. Он страховал партнеров, позволял Бонуччи выходить высоко к опорной зоне для помощи в продвижении мяча вперед, памятуя о великолепных передачах Лео, шикарно читал маневры соперников еще до их исполнения, перехватывая всех и все, что идет в его сторону. Андреа использовал школу Магата для полноценного становления в качестве топового футболиста, понимая важность и ценность терпения и дисциплины. Раз за разом отрабатывая закостеневшие приемы с удивительным хладнокровием в глазах, Бардзальи никогда не уходил со своего поста в атаку, неизменно наблюдая за командой с последнего оборонительного редута. Когда соперник пробовал организовать себе для пробежки коридор - Андреа уже был там. Когда футболист старался пробросить мяч мимо кого бы то ни было из Юве - Андреа был там. И каждый раз противник вылетал за пределы поля от мощнейшего толчка, а Бардзальи моментально возвращал мяч своей команде.

Приход Массимилиано Аллегри лишь укрепил позиции Бардзальи на небосклоне лучших из лучших среди итальянского бомонда. Последующий переход на схему в 4-3-3 никоим образом не помешал троице продолжать удивлять общественность уровнем взаимопонимания на поле, где даже без слов каждый защитник предугадывал действия товарища и подстраивался под них. Андреа не стоял на месте и совершенствовал свою игру, ведь даже совершенство можно сделать еще чуть лучше. Его ставили как справа, так и слева, он мог заменить Кьеллини и Бонуччи на их позициях без какой-либо потери качества, пробовал себя на правом фланге обороны, не уставал бегать по всей линии защиты, если того требовала ситуация, и пока Андреа был на поле - сопернику приходилось превосходить свои собственные возможности, чтобы хотя бы закатить один несчастный гол в ворота Буффона. И Бардзальи за это обещал невыносимые страдания каждому, кто недоработал в своей зоне.

Заложенный Магатом перфекционизм, помноженный на бешеную страсть Конте и прагматизм Аллегри завершили преображение Бардзальи - отныне это был один из лучших в мире защитников, невзирая на его возраст и отсутствие медийного фона. О нем мало писали в газетах, потому что куда интереснее было читать об очередном скандале или шедевральном голе, нежели о превосходном перехвате или непревзойденном отборе - это работа обороны, повседневность, которая просто должна выполняться. Когда люди захотят в старинный храм или собор, они впечатлены декорациями, фресками и общей атмосферой, не задумываясь о работе тех, кто ежедневно поддерживает сие великолепие в чистоте и порядке. Андреа был именно таким: пока на поле все лавры уходили Пирло, Кьеллини, Бонуччи, Тевесу, Игуаину, Дибале, Манджукичу и Буффону, Бардзальи просто продолжал останавливать соперников и не пускать никого в свою штрафную. Он не убегал забивать голы, не пробовал покрасоваться дальними ударами, только защита - это его работа.

Но его заслуги все же нашли достойную оценку: Андреа был признан лучшим защитником Италии в 2012 году, четыре года подряд попадал в символическую сборную Серии А вплоть до 2016 года, и в 2017 году получил Национальную премию за образцовую карьеру имени Гаэтано Ширеа, являя собой образец достойного поведения и приверженности принципам честной игры. Настоящий Ренессанс для футболиста, который шесть лет назад считался никому не нужным лентяем, который готов завершить в приступе безнадеги свою карьеру. Бардзальи будто хорошее вино, которое с годами становится только лучше - главное подобрать к нему достойный аперитив и правильную снедь. 8 Скудетто подряд, 4 кубка Италии, 4 Суперкубка Италии - Андреа за восемь лет карьеры в Турине приобрел больше трофеев, чем многие итальянские клубы за всю свою историю. И при этом роль самого игрока в достижении этих трофеев была неоценимо высока.

В 2019 году, после 206 матчей в черно-белой футболке, подняв над головой очередной трофей, Андреа Бардзальи принял решение наконец завершить свою карьеру. Не в статусе гонимого всеми лентяя, отнюдь - как вожак оборонительного построения, о котором будут писать в учебниках и мемуарах. Под аплодисменты родных трибун, Андреа, скромно улыбаясь, сел на скамейку в своем последнем матче и снял бутсы. Без лишнего пафоса, громких слов и лишних заявлений - именно так он приходил в Ювентус. И именно так покинул Альянц. А вместе с ним оборона туринского клуба на протяжении последующих лет начала стагнировать и разрушаться. Тот материал, что намертво сдерживал бетонные сооружения в тылу команды, исчез. В этом отражен некий символизм относительно роли Бардзальи в той самой нашумевшей тройке - пока пресса обхаживала более медийных персон, Андреа, скромно улыбаясь, продолжать чинить и перестраивать, казалось бы, нерушимую стену, не давая ей развалиться. И только после его ухода она окончательно разрушилась...

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты!

Обязательно поддержите материал, поставив ему плюс.

Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:

Решение ценой в Скудетто. Болельщики Ювентуса так и не смогли простить Коллину за чемпионство Лацио в 2000 году

Форрест Гамп, или Швейцарский Экспресс. Карьера Штефана Лихтштайнера, нашедшая свой конец в весьма неожиданном месте

Парола и Panini: история одного черно-белого фотоснимка

Развод по-итальянски. Распри между Бонуччи и Ювентусом – как следует прощаться с легендой?

Испытание за испытанием. Поль Погба оказался на краю своей карьеры по причине употребления допинга. Это конец?

Лудомания и долги. Николо Фаджоли попал в переплет, и теперь игрок отстранен на 7 месяцев от футбола

Место в четверке или четвертое место? В раздевалке Ювентуса, по словам игроков, начали проскальзывать мысли о Скудетто

Эпидемия травм в европейском футболе. Перед матчем с Интером у Ювентуса катастрофа в центре поля