12 мин.

Linus Out. Что важнее действующему руководству Ювентуса – приверженность идеалам или голый маркетинг?

 

Этот материал будет немного отличаться от предыдущих статей, поскольку в нем куда меньше аналитической составляющей и исторического наполнения, зато куда больше эмоционального вовлечения. Описываемое событие несколько обескуражило меня, как болельщика Ювентуса, потому заранее хотел бы дать понять, что все написанное ниже будет пропитано моими сугубо личными переживаниями за любимый клуб, оттого во многом мы можем разойтись во мнениях. Тем не менее, именно подобные ситуации заставляют порой переживать куда больше, нежели обидное поражение или иное спортивное разочарование – ведь такие вещи, на мой взгляд, бросают тень на традиционные ценности, за которые я и полюбил эту команду, отчего становится в разы обиднее. Но закончим с лирикой и перейдем непосредственно к истории.

И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча «Ювентуса».

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Связь семьи Аньелли и мира Ювентуса.

Нерушимая ныне связь одной из самых уважаемых семей Италии и наиболее титулованного клуба страны обрела жизнь 24 июля 1923 года. В этот день глава предприятия FIAT, занимавшейся автомобилестроением, Джованни Аньелли был объявлен мажоритарным владельцем компании Juventus Football Club. На место президента клуба им был выбран собственный сын, Эдоардо Аньелли. Джованни рассчитывал определить наличие характера и умение управлять собственным активом. В своей речи на инаугурации Эдоардо пообещал всем, что будет принимать деятельное участие в жизни клуба, отдавая все свои силы и время во благо Юве. Им же в тот день был придуман девиз команды, находивший затем отражение во всех видах деятельности семейства Аньелли:

«Даже хорошее всегда можно сделать лучше»

Аньелли стал для Ювентуса, без преувеличения, отцом во всех отношениях. Его влияние было заметно везде: от найма персонала до строительства нового стадиона. Эдоардо буквально забрасывал клуб деньгами, требуя взамен лишь одного – побед. И вот в этом году эта связь отмечает ровно сто лет собственного существования, итогам которых можно посвятить целые энциклопедии – трофеи, легенды, скандалы, в этот век произошло буквально все, что могло произойти. Менялись эпохи, менялся сам мир, игра, но неизменным оставалась любовь каждого члена семейства Аньелли к одному из главных страстей своего дома – черно-белой футболке.

В честь столь грандиозного события клуб принял решение провести потрясающее шоу на собственном стадионе, которое было назначено на 10 октября. Слоганом стало незабвенное «TOGETHER, A BLACK&WHITE SHOW» – публичная демонстрация единения нескольких поколений футболистов и болельщиков на Альянце. Пока Ювентус не раскрывает всю программу, но доподлинно известно, что увенчает сие мероприятие специальный матч с участием клубных легенд – среди прочего приглашены такие звезды, как Алессандро Дель Пьеро, Зинедин Зидан, Марио Манджукич, Андреа Бардзальи, Анджело Перуцци, Марко Сторари, Пауло Соуза, Морено Торричелли, Мишель Платини, Чиро Феррара, Клаудио Маркизио, Паоло Монтеро, Антонио Конте, Фабрицио Раванелли, Алессандро Матри, Симоне Пепе, Анджело Ди Ливио, Николо Аморузо, Марко Юлиано, и Микеланджело Рампулла.

Помимо футболистов и, собственно, спортивной составляющей, планируется полноценный музыкальный перфоманс и некая постановочная программа на поле. И тогда же были объявлены специальные гости, среди которых DJ Габри Понте и редактор собственной передачи на станции Radio Deejay Паскуале Ди Молфетта, выступающий под сценическим псевдонимом Линус. Последний был объявлен ведущим всего запланированного шоу. Начиная с с этого момента, итальянская фанатская среда взорвалась негодованием. Социальные сети забиты тегом LinusOut, некоторые наиболее радикально настроенные фанаты активно призывают бойкотировать шоу, а зарубежные группы болельщиков недоумевают от столь весьма спорного выбора ведущего.

Кто же такой Линус? Почему его так ненавидят в Турине? И почему эта ситуация разочаровала лично меня?

Паскуале родился в Фолиньо, в округе Перуджа, 30 октября 1957 года. Родители перевезли пятилетнего малыша и его старшего брата Альбертино в Падерно-Дуньяно, поскольку главе семейства предложили там постоянную работу – ранее приходилось перебиваться лишь сезонными заработками.

Альбертино подрабатывал диск-жокеем в старшей школе, куда однажды привел и Паскуале, чтобы тот подменил его, пока брат отлучился на свидание. Линус (прозвище придумал зашедший на одну из дискотек преподаватель этой школы), всерьез увлекся музыкальным творчеством, став впоследствие самостоятельным диджеем, работающим на полставки сразу на нескольких небольших региональных радиостанциях. Он отвечал за дневной радиоэфир, подбирая музыку между многочисленными заурядными диалоговыми передачами.

В 1984 году продюсер миланской звукозаписывающей компании Клаудио Чеккето приобрел станцию, на которой работал Линус, и решил провести масштабную оптимизацию. Станцию переименовали в Radio Deejay, а для эфира были приобретены права сразу на несколько сотен новых композиций. Паскуале удалось избежать сокращения, и даже больше – своим взрывным нравом и острым на высказывания языком он умудрился понравится новому руководству и получил собственное время в сети вещания, которое мог заполнить любым материалом на свой выбор – сперва ему отвели час в неделю, спустя пару лет передача шла несколько дней подряд (чаще всего в выходные), а в 1991 году Линус объявил об открытии «Deejay Calls Italy», ставшую впоследствие флагманом Radio Deejay – она выходила ежедневно по будням. Там обсуждали музыкальные новинки, звездные скандалы, и прочий медийный белый шум, который привлекает довольно обширную группу потребителей.

За пять лет Линус из обычного радиоведущего дорос до художественного руководителя станции, ответственного за составление всего расписания и выбор музыки на всю неделю.

Паскуале – известный поклонник спорта во всех его проявлениях. Являясь активным участником многочисленных беговых и вело- марафонов, он старается вовлекать как можно больше спортивной составляющей в свои эфиры, начиная с 2004 года – во время Чемпионата Европы по футболу в Португалии Линус добавил себе очков популярности, открыв отдельную рубрику, посвященную высмеиванию основных футбольных событий, включая упоминание клише и стереотипов о действующих звездах, вовлечение зрителей в выдуманные скандалы и небольшой экскурс по текущим новостям.

Так Линус попал в поле зрения футбольных болельщиков: одни полюбили его чопорную манеру высмеивать устои футбола и придавать игре юмористический оттенок, другие возненавидели за чрезмерную объективизацию. Линус не чурался использовать резкие выражения в адрес команд и ультрас, мог пошутить на запретные темы дерби и междоусобиц, а затем запросто приехать на матч в качестве журналиста и провести репортаж прямо из комментаторской кабинки во время игры.

Со временем его популярность росла, и ведущего все чаще стали приглашать освещать более крупные события – так в 2014 году Линус комментировал Евровидение, где победил певец из Дании под сценическим псевдонимом Кончита Вурст. Линус не преминул отметить женский образ артиста и разобрать всю подноготную его образа жизни. Это безумно увлекало зрителей, откровенно засыпавших во время получасовой программы голосования и последующего полуторачасового объявления баллов. Дополнив это еженедельным эфиром на национальных телеканалах Italia 1 и Rai 2, Линус превратился в один из самых любимых голосов Италии, или по крайней мере стал одним из самых узнаваемых.

Казалось бы, чем же выбор Ювентуса в его пользу может возмущать фанатов?

И здесь стоит вновь напомнить о фундаментальной части карьеры Линуса – хайп и скандальность. Его никогда не смущают действующие рамки и нормы морали, если дело касается горячей темы. И если он успеет опередить конкурентов за право освещать эту тему для невовлеченного в детали зрителя, Линус выжмет из нее все соки. И не являясь открытым болельщиком ни одного из итальянских клубов, ведущий готов сцеживать хайп по любому возможному поводу.

В период прошлогодних судебных тяжб с участием Ювентуса большинство средств массовой информации ринулись публиковать громкие заголовки на тему близкой кончины великого клуба, скандальной славы после нашумевшего судилища, известного как Кальчополи, возможной дисквалификации в низший дивизион, и тому подобное. Линус выбрал сторону всех, кто был против Ювентуса, поскольку их количество явно преобладало над болельщиками самой туринской команды. Отныне все его пассажи в сторону черно-белых изобиловали издевкой и острыми уколами с намеком на скорую расправу. Доходило даже до откровенно уничижительных острот: так, к примеру, Линус записал обращение к владельцу клуба Джону Элканну с призывом дать возможность ведущему поднять популярность этого опостылевшего всем клуба, ведь даже обычный радиоведущий куда приятнее людям, нежели эта погрязшая в пороках команда.

Нередко с его стороны звучали полноценные призывы расправиться с Ювентусом по всей строгости закона, мол, даже собственным болельщикам уже стыдно признаваться в том, за кого те болеют. Это сопровождалось поддержкой других команд, которые, по мнению Линуса, не уподобляются преступникам и оттого забирают себе прямо сейчас все трофеи.

Но вот судилище кончилось, Ювентус понес наказание, а скандальный ореол вокруг клуба сошел на нет. С этого момента позиция радиоведущего заметно изменилась, ведь теперь туринцы превратились в униженных и несправедливо оскорбленных, в то время, как другие европейские клубы бесчинствуют на финансовом поприще и создают проблемы правоохранительным органам. Попутно Линус призывал FIGC прекратить «жевать сопли» и провести наконец обещанные реформы, поскольку итальянский футбол по своей сути превратился в синоним слова «скандал». Разумеется, сам Линус никогда не причислял себя к лику тех, кто эти скандалы и раздувал, отнюдь.

После объявления о том, что именно этот кандидат был выбран Джоном Элканном для популяризации грядущей феерии, болельщики взорвали социальные сети праведным гневом.

Дошло до того, что организованные ультрас подали петицию об отстранении ненавистного в Турине персонажа, известного своей страстью к грязи и всему сопутствующему. И здесь стоило бы завершить статью, подчеркнув обескураженность, которую я ощутил, наблюдая за списком приглашенных, однако Ювентус совершенно внезапно провернул еще более странную затею – во время нарастания подобно стихии фанатского возмущения пресс-служба клуба вдруг выпустила релиз о том, что известный радиоведущий Линус, к несчастью, не сможет провести это мероприятие по причине чрезмерной занятости собственными профессиональными обязанностями. Мотивировка почти дословная. Помимо этого, официальный сайт Ювентуса выпустил специальное предложение о снижении цен на мероприятие аж на 50% для держателей членского билета клубного фанатского сообщества. Резкое снижение цен свидетельствует о незапланированном снижении спроса на эти билеты, а ведь планируется празднование столетия присутствия семьи Аньелли в мире Ювентуса!

Резкий разворот в обратную сторону намекает на то, что руководство решило прислушаться к пожеланием собственных болельщиков и избавить их от необходимости терпеть на столь важной церемонии того, кому ценность этой футболки безразлична. Но вопросов сей жест вызвал больше, чем благодарности – зачем вообще было приглашать подобного персонажа, известного только благодаря ангажировании медийного закулисья и любящего провокации разного толка и характера? Неужели его популярность могла привлечь боссов самого популярного в стране клуба и могла стать поводом для продвижения праздника в невовлеченные массы? Чистый маркетинг? Медийность ценнее принципиальности?

На эти вопросы мы ответов, разумеется, не получим, но события последних лет заставляют всерьез задуматься об изменении самой сути Ювентуса. Команда, которая всегда жила в пределах собственной культуры, создаваемой и укрепляемой на протяжении целого столетия, вот-вот перейдет на сторону коммерции в ее худшем проявлении – любая реклама хороша, даже если ее суть лежит в негативном отражении рекламируемого продукта. Как говорил персонаж из известного ситкома «Друзья» – «Лишь бы говорили!». Либо все еще хуже – владельцам априори не важен футбол, им важен статус и ценность их актива прямо здесь и сейчас, остальное роли не играет.

Но лично я не могу себе даже представить, что Джанни или Умберто Аньелли позволили бы такому человеку, как Линус, после всего им сказанного, даже приблизиться к Альянцу, не то, чтобы вести столь важное для фанатов мероприятие. И это заставляет меня грустить...

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Дорогие читатели, напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать мой блог и канал, вы можете сделать это в комментарии.

Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:

Решение ценой в Скудетто. Болельщики Ювентуса так и не смогли простить Коллину за чемпионство Лацио в 2000 году

Форрест Гамп, или Швейцарский Экспресс. Карьера Штефана Лихтштайнера, нашедшая свой конец в весьма неожиданном месте

Парола и Panini: история одного черно-белого фотоснимка

Развод по-итальянски. Распри между Бонуччи и Ювентусом – как следует прощаться с легендой?

Убийца с лицом ребенка. Римский гладиатор Паоло Дибала, оставивший в Турине свое сердце

Новая надежда. Ювентус готов начать сезон 2023/24 с чистого листа

Обмен Влаховича на Лукаку: ключ к успеху, хитроумный замысел для спасения бюджета, или же гарантированный провал?