11 мин.

Ювентус исключили из еврокубков на сезон. Чем обусловлено подобное решение и что делать дальше?

И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча «Ювентуса».

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Прокурор Джузеппе Чине год назад возобновил производство по делу о приросте капитала, закрытого в апреле 2021 года безотлагательным оправданием всех его участников. Мотивация у оправдания была понятной - сложно обвинить клубы в алгоритме действий, который нигде и так не регулируется. Каким образом можно зафиксировать ненадуманную наценку на того, или иного футболиста, если в отчетности и по сей день не задействован единый механизм расчета подобного норматива. Другое дело - его итоговое отражение в отчетности с учетом всей активной амортизации по контракту и выплаченной сумме, здесь можно отыскать требуемые для обвинителя рычаги - некорректно составленный отчет с последующим некорректным налоговым обложением так же является правонарушением и наказывается в соответствии с действующими нормами финансового права.

Месяц назад болельщики Ювентуса разожгли настоящее пекло негодования в социальных сетях после слов Карневалли о том, что Сассуоло помог Роме прирастить требуемый капитал в 30 млн евро для сведения баланса счетов. Этого удалось достичь путем продажи молодых футболистов с довольно высокой наценкой относительно их трансферной стоимости. Предмет негодования заранее был не совсем верно интерпретирован самими фанатами. По своей сути, Пинто и Карневалли не делали ничего противозаконного, равно как и остальные клубы Серии А в расследуемый прокуратурой Турина отрезок времени. Одни клубы продавали, другие покупали, наценка - вещь привычная и законная, поскольку актив несоизмерим обычными нормами.

И в чем здесь разница?

Первое, что просится на язык: системность. Паратичи и Ювентус обвинялись в не столько в самих сделах, сколько в их системности, что породило незаконный механизм урегулирования баланс за счет прироста капитала. Не сами трансферы - а причина их осуществления и злоупотребление оным на постоянной основе. Однако даже в этом случае в законодательной системе отсутствовал как таковой механизм оценки корректности заключения сделки даже с учетом включения других игроков для понижения стоимости первоначального актива. Подобная практика используется довольно давно, особенно в чемпионате Италии, где футбольные клубы банально не могут себе позволить оформить покупку контракта футболиста с полной выплатой единым платежом.

Тем паче любопытнее имеющаяся судебная практика по делам схожего толка и порядка. В частности имеется прецедент от 2008 года в бытность работы менеджера Джузеппе Маротты в Сампдории. В материалах по делу было упомянуто о злоупотреблении использования практики приращивания капитала при осуществлении массовых операций с молодыми футболистами, коих Маротта включал в сделки для снижения итогового финансового давления на годовой бюджет.

Прокурор следующим образом обозначил нарушения Сампдории в материалах дела:

• Нарушение принципов лояльности, честности и справедливости посредством ненормальной и инструментальной оценки игроков;

• Нарушение принципов лояльности, честности и справедливости для неоценки в последующих балансах, направленных на то, чтобы убытки выглядели ниже существующих.

Итогом стал денежный штраф клубу в размере 36 тысяч евро. Маротта был признан виновным и тоже выплатил штраф - в размере 20 тысяч евро. Абсолютно схожие аргументы можно было встретить и в мотивировке прокуратуры Турина, вследствие которых Ювентус в итоге понес наказание не только в финансовом, но и в спортивном плане - минус 10 баллов в турнирной таблице привели к выходу из еврокубковой зоны и потере третьего места в Серии А по результатам сезона 2022/23. Почему такое разительное отличие в итогах схожих по структуре и характеру обвинения дел: ключевая разница в итогах - Ювентус формально получил от рассматриваемой в контексте отклонения от правовых норм деятельности куда больше, нежели потенциально могла получить Сампдория. Размер ущерба должен был быть сопоставим.

В результате вынесенного вердикта клуб потерял потенциальную прибыль в размере 80 млн евро.

Отсутствие механизма оценки стоимости игроков и какого-либо контроля со стороны действующих спортивных нормативов относительно использования футболистов во время передачи прав ради изменения итоговой стоимости трансфера сыграло с Ювентусом злую шутку: у команды не было базы для подготовки защиты в этом направлении, ведь в правовом поле еще не было структурно и качественно разъяснено, как можно и нужно проводить сделки подобного формата. Следовательно, если федерация заключила о некорректности поведения в процессе заключения таких сделок, это было мотивировано иными нормами.

На основании обвинительного заключения FIGC УЕФА инициировала собственную проверку деятельности Ювентуса за весь отчетный период, находившийся под прицелом проверки прокуратуры Италии. Выводы были сделаны по аналогии с уже имеющимися - Ювентусу вменяли те же процедурные нарушения на постоянной основе в сфере ведения бухгалтерской отчетности. Это были сделки сомнительного характера с постоянным применением практики приращивания капитала и снижения стоимости игроков посредством включения в сделку массы молодых футболистов на постоянной основе.

Итоговый вердикт УЕФА звучал следующим образом:

- Исключение Ювентуса соревнований под эгидой УЕФА на сезон 2023/24;

- Наложение на клуб дополнительного денежного взыскания в размере 20 млн евро. Из этой суммы 10 млн будут учитываться в качестве отложенного штрафа, который будет применим лишь в том случае, если годовая финансовая отчетность клуба за 2023, 2024 и 2025 годы не будет соответствовать требованиям бухгалтерского учета, изложенным в приложении G к Положению о лицензировании клубов и финансовой устойчивости УЕФА

О чем говорится в приложении G к правилам УЕФА? Это правила, которые фактически регулируют правила бухгалтерского учета для представления финансовой отчетности для проверки на предмет соответствия ФФП.

И что же не так с этим приложением G?

Формально ничего, если бы не одно НО: С 01/07/2023 года в приложение был включен новый пункт относительно прироста капитала, а именно - включение игроков в сделки (IAS 38 об обмене с доплатами в случае обмена игроками). Именно после завершения судебного разбирательства в отношении Ювентуса, где одним из ключевых аргументов обвинения стали как раз подобного рода манипуляции.

«Что касается обменных операций игроков, то в постановлении указано, что именно компании должны оценить, имеет ли переводная сделка в качестве обмена, и в этом случае она должна учитываться в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета. Этот подход направлен на то, чтобы удержать операции по передаче с единственной целью искусственно завысить прибыль от передачи, а не в спортивных целях. Аудиторы клуба теперь обязаны подтвердить правильное применение описанных требований бухгалтерского учета и сообщать о любых расхождениях, если нет» - объяснили изменение правил ФФП в УЕФА.

Поэтому в случае обмена, т.е. реального обмена игрока на игрока, а не двух отдельных операций (клуб покупает игрока и продает другого клубу, у которого он его купил, т.е. как всегда происходили обмены между игроками ), вышеупомянутые принципы бухгалтерского учета устанавливают, что, если невозможно определить справедливую стоимость актива (как в случае с футболистами), необходимо учитывать чистую балансовую стоимость. 

Согласно изменению правил контроля, точнее его введения в принципе, отныне подобного рода сделки будут признаны действительными, если:

 • они включены в одно и то же соглашение о передаче;

 • они включены в несколько связанных контрактов на продажу;

 • они заключены в течение одного и того же периода регистрации;

 • они не связаны с какими-либо ограниченными денежными затратами;

 • они приводят к платежным обязательствам или срокам оплаты одинаковым или аналогичным как для переведенных игроков, так и для переведенных игроков, которые могут компенсировать стоимость друг друга.

И это огромный плюс: теперь у клубов есть база для сверки на соответствие всех собственных операций имеющимся правовым нормам, если стороны желают совершить обмен футболистами. Интересно другое: Ювентус, наказанный за несоответствие еще не принятым нормам ведения сделок по обмену, должен в течение трех сезонов в обязательном порядке следить за соответствием новой норме, чтобы не понести дополнительное наказание за тот период, когда этой нормы еще не было.

Теперь вернемся к обозначенному сроку, по итогам которого Ювентус должен привести всю свою отчетность в порядок.

Ранее, в сентябре 2022 года Юве заключил мировое соглашение с УЕФА. Оно касалось прежних расследований организаций в отношении всех клубов, задействованных в европейских чемпионатах, относительно соответствия ФФП. Ювентус, как и многие крупные коллективы, вышел за допустимые рамки и был оштрафован на сумму в 3 млн евро. Столь низкий порог был возможен только благодаря заключению мирового соглашения. По договоренности с УЕФА, Юве обязан ежегодно на протяжении следующих трех сезонов демонстрировать дефицит бюджета не ниже 60 млн евро. В случае превышения порога в один из сезонов будет применим принцип компенсации - Ювентусу потребуется возместить недостающий предел дефицита в другой сезон.

Только что закончился первый финансовый год, и ожидается, что результаты будут опубликованы осенью. Предполагается, что Ювентус сообщит о потерях примерно от - 90 до - 120 миллионов евро, а это означает, что клуб уже находится под давлением в следующие два года. На момент заключения соглашения еще не было известно об исключении команды из еврокубков, что в итоге сразу лишило туринцев прибыли в размере 80 млн евро. Также заканчивается срок действия спонсорского контракта с Jeep стоимостью в 42 млн евро. Таким образом, с учетом упущенной выгоды Ювентус обязан выйти в плюс минимум на 90 млн евро в 2025 году.

На рынке вариантов немного: Ювентусу требуются продажи. Из наиболее дорогих имеющихся активов в клубе есть Душан Влахович (70 млн евро), Федерико Кьеза (40 млн евро), Глейсон Бремер (40 млн евро), и Николо Фаджоли (35 млн евро). Однако перечисленные футболисты составляют костяк команды Аллегри, и пока новый спортивный директор Джунтоли намеревается его сохранить. Куда вероятнее в ближайшее время увидеть трансферы молодежи и невостребованных в основе футболистов, вроде Маккенни, Закарии, Де Винтера, Миретти, Илинга-Джуниора, и Суле. Небольшими операциями планируется компенсировать порядка 100 млн евро для облегчения следующего бюджетного периода, с учетом отсутствия приобретений.

Можно сказать, что Ювентус уже собран в том виде, каким мы можем его увидеть в следующем сезоне. Во всех линиях наблюдается переизбыток кадров разного уровня и класса, поэтому в отсутствие массовой распродажи пополнятся этот список точно не будет. Будущий сезон не будет отягощен участием в еврокубковых неделях, следовательно режим тренировок будет направлен на задел формы только под Серию А и Кубок Италии. Последний раз подобное наблюдалось при Антонио Конте в 2011 году. Джузеппе Маротта провел впечатляющую трансферную кампанию, произведя в совокупности порядка 80 сделок на вход и выход, включая арендные соглашения, завершение контрактных обязательств, приглашение свободных агентов, и прочее. Ювентус не играл в еврокубках, не имел возможности совершать крупные трансферные операции и никем не рассматривался в качестве потенциального фаворита на Скудетто - по иронии судьбы, в тот год главным претендентом считался Аллегри и его чемпионский Милан.

Невозможно предсказать, каким окажется следующий сезон, но одно понятно наверняка: в ближайшие пару лет руководство Ювентуса в качестве главного приоритета будет рассматривать по-большей мере финансовое благополучие клуба во избежание повторения ситуации последних лет. Именно по этой причине Аллегри сохранил свой пост, молодежь получила наконец возможность играть за первую команду, а приглашение свободных агентов с огромными зарплатами и высокими агентскими выплатами канули в небытие. Как бы то ни было, любое начало каждого из прошедших сезонов было наполнено предвкушением перемен, этот явно не станет исключением.

Больше информации и новостей:

Телеграм-канал Ювентус/Harry Hole

Дорогие читатели, напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать мой блог и канал, вы можете сделать это в комментарии.

Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:

Антонио Конте и роковое празднование. Легенду Италии и Ювентуса ненавидят в его родном городе

А что если... Ровно 5 лет назад судья Оливер убил надежды фанатов Ювентуса на великий камбэк

Ювентус просто привыкли наказывать? Как в Италии вновь имитируют борьбу с расизмом

Илио Мариани доказал всем, что Ювентус – это вкусно. История шеф-повара, кормившего туринцев 36 лет

Человек, увековечивший Ювентус. Клубный фотограф Сальваторе Джильо отдал 40 лет жизни команде Аньелли

Новый Буффон? Маттиа Перин стал символом пагубной привычки болельщиков навешивать ностальгические ярлыки