20 мин.

От Эйзеля до Рима. Как Ювентус взял Лигу Чемпионов в 1996 году, победив могучий Аякс

Ювентус давно прослыл главным еврокубковым неудачником ввиду частого попадания в финал и неизменного проигрыша любому сопернику при любых обстоятельствах. Особо остро эта боль чувствовалась перед финалом Лиги Чемпионов в 1996 году в Риме. На тот момент за плечами Ювентуса были лишь неизменные проигрыши, за исключением одной победы - и та на Эйзеле, сопряженная с невероятной болью и трагедией, потому вряд ли кто-то может вспомнить этот день как триумф или праздник. И как не вспомнить финал Кубка Чемпионов 30 мая 1973 года с тем же Аяксом в Белграде? Ох, эти имена: Дзофф, Капелло, Беттега, Анастази против Кройфа, Хана, Крола - и всего один гол, который стоил Турину победы. И вот этот день, 22 мая 1996 года стоит для всех болельщиков Ювентуса и по сей день особняком. Это день большой победы и фактически единственной для бьянконери в своем роде. День тактического триумфа и личной победы каждого ювентийца!

Через тернии к звездам.

Ювентус отменно прошел групповой этап, верно распределив свои силы на дистанции. Это не стало сюрпризом, команда Марчелло Липпи умела грамотно оценивать свои возможности и верно выходить на пик под самые главные игры сезона.

В группе итальянцы победили в первых четырех играх, одолев Боруссию из Дортмунда, Стяуа и Глазго Рейнджерс дважды. Осознав, что первое место уже никуда не денется, Ювентус позволил себе расслабиться и проиграть в Турине немцам, сыграв после этого ничью в Бухаресте.

Следующее противостояние в четвертьфинале вышло чересчур сложным - в соперники попался могучий Реал Мадрид, который в первом же матче дома одолел Ювентус 1:0, однако в Турине молодой Алессандро Дель Пьеро вместе с Микеле Падовано разорвали оборону мадридцев и подарили команде путевку в полуфинал, где их уже поджидал французский Нант. И вновь выездное поражение - 2:3, газеты разрывают первые полосы паникой и пораженческим настроением: как же так, Липпи, команда дважды вела в счете, где концентрация и настрой на победу? Однако в первом матче Ювентус обыграл французов 2:0, следовательно мог позволить себе даже подобное поражение, все равно игра была уже в руках. Очередной финал, очередное проклятье.

Аякс, напротив, на правах действующего чемпиона попросту не заметил своих соперников по группе, ни Реал, ни Грассхоппер, ни Ференцварош, одержав пять побед, лишь единожды сыграв вничью в Швейцарии, но никто будто и не заметил этой досадной осечки, списав неудачу на нелепую случайность. Аякс летел на всех порах к очередному титулу, и мало кто сомневался в победе аяксидов на этот раз.

В четвертьфинале пала Боруссия из Дортмунда, дважды проиграв всухую: 2:0 в Амстердаме и 1:0 дома. Куда интереснее оказался полуфинал с Панатинаикосом, который почти заскочил на удачу в финал к Ювентусу, но судьба оказалась не на их стороне. Победив доселе непобедимый Аякс на их территории в Голландии 1:0, греки уже сотворили сенсацию. Оставалось выстоять дома и желательно забить гол для собственного спокойствия.

Однако чуда не случилось - Аякс забил уже на четвертой минуте ответной встречи и затем без перерыва атаковал бедный Панатинаикос, разгромив того в итоге 3:0. К финалу действующий титулованный голландский механизм подходил спокойно и уверенно, осознавая прекрасно свою силу и превосходство.

Лебединая песня.

Все европейские газеты отдавали предпочтение Аяксу. Даже итальянцы, сжав зубы, считали голландцев бесспорными фаворитами. Но все было далеко не так однозначно. Команду Луи ван Гала было по сути принято считать фаворитами любого поединка, поскольку то была золотая команда, взявшая все мыслимые и немыслимые трофеи. При этом будто большинство поклонников забывало что тот чемпион в нынешнем сезоне был отнюдь не в том же состоянии, что и год назад.

Франк Райкард завершил свою выдающуюся карьеру на мажорной ноте, Кларенс Зеедорф уехал в Италию играть в Генуе, Эдгар Давидс сидел на чемоданах, общаясь по телефону с агентом в Милане. Помимо этого у Аякса перед финалом травмировались Сантос и Овермарс, Райцигера дисквалифицировали, а Патрик Клюйверт все никак не мог добрать форму после операции на мениске.

И в противовес этому будто наевшемуся чемпиону предстал Ювентус Марчелло Липпи, чей сезон в Италии отнюдь не был идеален - на первом месте оказался Милан, из Кубка вылетели рано, оставалась лишь одна отрада в виде очередного финала Лиги Чемпионов, где никто не верит в итальянскую армаду. Расклады далеко не самые радужные.

Помимо прочего, Аякс был назван и номинальным хозяином финального поединка, поэтому мог выбрать форму, в которой игроки выйдут на матч. Разумеется, голландцы остановились на своих традиционных домашних бело-красных футболках. Ювентус был вынужден одеться в выездную желто-синюю форму, которую болельщики уже давно прозвали военной, а самих футболистов - морскими пехотинцами, по аналогии с итальянской армией, где парадная форма морской пехоты выделяется наличием этих цветов.

Итак, вся Европа назвала своего фаворита, Италия с тенью сожаления выбрала сильнейшего, даже игроки начинали сомневаться в возможности победить столь сильного соперника. В триумфе были уверены только двое: Лучано Моджи и Марчелло Липпи. Тренер настолько не допускал возможности поражения и понимал силу своей команды, что накануне игры даже не стал репетировать серию пенальти,а на пресс-конференции еще перед игрой против Реала спокойно отвечал, что его команда достойна лишь победы, потому любой соперник падет. Что до Лучано Моджи - именно он создал по крупицам эту команду, зная ее вдоль и поперек, досконально, каждый винтик построенного двигателя. Обман, шантаж, угрозы, подкуп - многое писали и говорили о его методах, но доказан лишь один факт - Моджи собрал чудовищную по силе и потенциалу команду, которую идеально дополнял Липпи.

Даже перед финалом внутри клуба из Турина было множество проблем: Виалли уже понимал, что его выживают из команды, предлагая пяткратное понижение зарплаты, Верховод и вовсе подписал годовой контракт и так и не дождался предложения продления. Вкупе с этим весенняя травма легких и операция только усиливали потерю чувства собственной значимости в такой большой команде. Дидье Дешам в очередно раз получил зимой травму сухожилия и заставил тренера искать себе альтернативу. Проблем хватало, но накануне игры никто об этом даже не задумывался. На кону стояло нечто большее, чем собственные неурядицы.

За обедом перед игрой с Аяксом в штабе стояла полнейшая и фактически гробовая тишина. Некоторые футболисты ковыряли в тарелках вилками, не притронувшись к еде. Напряжение снял помощник Моджи Грациано Галлетти - по наставлению Лучано он ворвался в столовую с дудкой и начал скандировать: Юве! Юве! Юве!

Первым не выдержал Антонио Конте. По словам очевидцев, Граф так хохотал, что свалился под стол, икая сквозь смех. Следующим взорвался Виалли, за которым громогласным смехом зашлась и вся столовая.

Лаки Лучано сотворил шедевр всей своей жизни, к которому двигался столько лет сквозь столько проблем и преград, что именно он заложил первый кирпичик победного настроения, не уходившего из команды до последних секунд матча.

Жестокий финал для настоящих мужчин.

Луи ван Гал не экспериментировал, взяв на игру установку 3-4-3, надеясь на свою великолепную оборону. Ван дер Сар в том сезоне сумел заявить о себе на всю Европу, восхищая потрясающей игрой на выходах и при ударах по углам. Перед ним мостились Блинд, Силой и Богард. Венчал треугольник Франк Де Бур в опорной зоне, начиная атаки своей команды, в чем ему помогал голкипер, восхитивший в тот вечер Ювентус, заставив тех выкупить контракт.

По бокам от Де Бура разместились Давидс и Рональд Де Бур, завершал центральное построение интеллект этой великолепной команды Яри Литманен, занимая позицию треквартисты. В атаке Нванку Кану стоял в острие, а Мусампа и Джордж расположились по бокам. Фирменным отличием команды Ван Гала была игра с высокой линией обороны и доминированием в центре поля. По сути, это был анонс будущей Барселоны Хосепа Гвардиолы, которая забирала себе мяч и больше не отдавала. Молодость в сочетании с опытом и невероятной физической формой обеспечивала Аяксу постоянный конвейер побед.

Разумеется, Марчелло Липпи и не собирался превосходить столь выстроенную и компактную команду по стилю и качеству. Требовалось совершить обратное - стать анти-Аяксом и обратить их оружие сами же во вред. Идея Липпи была в том, чтобы привнести хаос в построения команды Ван Гала, разбив их привычный ход игры и заставив импровизировать. Раньше почти никто не рисковал так играть против Аякса - команда работала, как часы, но в этом была и основная слабость - у голландцев не оказалось плана Б.

Анализируя финал 1996 года, многие статисты и аналитики любили использовать такие фразы, как антифутбол, убийцы красоты, невыносимое зрелище - это было справедливо, но бессмысленно. Марчелло Липпи осознавал риск игры от себя против такой машины, поэтому принял решение убить на корню любые проблески тотального голландского футбола, тем самым убивая и зрелищность. Вряд ли его хоть как-то беспокоило, что о нем завтра напишут в газетах.

Что послужило аргументом итальянскому тренеру для подобного хода? Финал прошлого года, где Аякс в прекраснейшем по красоте матче обыграл Милан Фабио Капелло. Именно эта игра стала показательной и ключевой для суждения Липпи о безысходности в плане игры против Аякса с позиции силы - голландцы были несоразмерно крепче итальянских визави и попросту перебегали их, добив постоянно нарастающим темпом игры. Некоторые эксперты советовали последовать примеру Панатинаикоса, добившемуся победы в Амстердаме путем контратак и параллельного прессинга, но Марчелло пошел своим путем. Он слишком хорошо знал свою команду и понимал, как ей удобнее сыграть.

Современный Ювентус под руководством Массимилиано Аллегри будто использует конспекты Марчелло Липпи, датированные 22 мая 1996 года. Точно такая же манера разбивать матч на повременные эпизоды, рассчитанные на индивидуальные возможности собственных футболистов, уход в оборону, включение прессинга с последующим выключением игроков от своей позиции, перемена флангов, осознанное торможение хода игры, передержка мяча, моментальный взрыв и ускорение темпа на 10-15 минут с очередным последующим выключением.

Спустя 20 лет выйдет комедийный сериал Тед Лассо, в котором американский тренер приедет тренировать клуб из Англии. В одном из матчей Тед, ввиду тотального преимущества соперника по классу, принимает решение не строить футбол на поле по собственным лекалам, а сотворить хаос, выбив из колеи Тоттенхэм своими нестандартными перемещениями и выключив всю их тактику. Эта идея возведена в абсолют комедии, однако будто воздает честь по чести великой победе Липпи, достигнутой по сути тем же путем.

Кадр из сериала "Тед Лассо"

Однозначно можно заявить лишь одно - план сработал, но далеко не идеально. Ювентус создал гораздо больше голевых ситуаций, чаще бил по воротам и мало владел мячом. Однако по-настоящему сломить Аякс не удалось, только уравнять собственные шансы с прошлогодним чемпионом.

Марчелло Липпи поставил схему 4-3-3, где Феррара и Верховод заняли центр обороны, а Пессотто и Торричелли встали по флангам. Основная задача центра обороны была вновь схожа с лекалами Конте и Аллегри при использовании Кьеллини и Бонуччи - один защитник работает по игрокам индивидуально, второй подчищает и перекрывает путь остальным. В полузащите и вовсе располагались чуть ли не лучшие игроки своего времени: Антонио Конте, Паоло Соуза и Дидье Дешам явили собой тот идеал атакующего построения, что стал для Липпи безупречным идеалом. Даже ссора с Конте по приезду Липпи в Ювентус не смогла помешать созданию этого великолепного триплета.

Атака большинству фанатов Юве отзовется уколом в сердце, задев самые чувствительные ноты души: Виалли, Раванелли и молодой Дель Пьеро были главным творением того сезона - поскольку Алекс готовился летом переезжать в аренду, Виалли и вовсе хотел уйти зимой, а Раванелли будто потерялся в пучине собственных переживаний, выдав довольно серый сезон. И эту триаду форвардов Марчелло Липпи противопоставил величайшей обороне европейского футбола того десятилетия. И не прогадал.

Первую голевую атаку запустил Торричелли, которого некогда Баджо прозвал Джеппетто, по имени плотника из сказки о приключениях Пиноккио. Как и персонаж сказки, Морено за четыре года до финала работал никому неизвестным плотником на мебельной фабрике в Брианце. Его заприметил Джентиле на одном из любительских матчей и посоветовал Моджи взять парня для спаррингов основной команды. Спустя всего несколько лет без Джеппетто никак нельзя было представить себе механизм Липпи. Торричелли пропустил оба полуфинала с Нантом, а на матч финала вышел с болью в лодыжке, но именно его выброс из аута стал ключевым - Ювентус подхватил мяч после ошибки Франка Де Бура и Раванелли завершил атаку голом.

Гол почти ничего не изменил - Аякс продолжал пытаться построить комбинационный футбол в нужном для себя темпе, а Ювентус просто срывался с цепи и нещадно лупил аяксидов по ногам. У итальянцев будто не было установки играть, вместо нее - ломать, разрушать и уничтожать. Из всех полевых футболистов Ювентуса только Алессандро Дель Пьеро не принимал участие в избиении, стараясь напомнить болельщикам, что его клуб все же умеет играть и в обыкновенный футбол, без грубости.

Время от времени Аякс вырывался из бесконечной череды насилия в центре поля и доходил до ворот Перуцци - тут же становилось жарко. Там, где не справлялся вратарь, его всегда страховал Торичелли, выбрасываясь на мяч всем телом, не щадя себя под ударами. И при всем при этом ответный гол стал даже большей неожиданностью, чем первый - Франк Де Бур не очень удачно пробил штрафной, но Перуцци будто стал клевать носом, лишь в последнюю секунду вспомнив про летящий мяч, поэтому вместо того, чтобы его поймать, голкипер просто отбил перед собой. Этим тут же воспользовался быстрый Литманен и сильнейшим ударом вколотил круглого в ворота.

Марчелло Липпи в ярости начал кричать на игроков и подбежал к помощникам. Невероятная игра всей линии обороны Ювентуса дала маху всего на одну атаку - и получила нелепый по содержанию гол. Проклятье финалов Лиги Чемпионов для Ювентуса тут же напомнило о себе и все комментаторы начали наперебой вспоминать неудачи клуба в ключевых играх прежних лет.

Чуть позже тяжелейшую травму получил Антонио Конте, который по своей сути являлся тренером на поле. Прихрамывая, Конте добрался до медиков, а сбоку у него моментально все опухло и налилось кровью. Обидно, что эту травму ему нанес будущий футболист Ювентус Эдгар Давидс. Вместо Антонио вышел Югович, который был куда хуже в плане игры в отборе и прессинге, но все же куда точнее работавшему с мячом при передачах. Игра выровнялась, Ван Гал отреагировал на замену Юве и выпустил хромающего Клюйверта, который сразу забыл о колене и бросился в бой.

Следующая замена Липпи Соузы на Де Ливио была самой важной в текущем отрезке игры - Анджело умел отыгрывать медзалу, а Паулу слишком устал сдерживать неуемного Давидса. Выдвинув вперед Торичелли, Липпи пошел ва-банк: на поле вышел Падовано вместо Раванелли и будто дал сигнал Аяксу - теперь мы окончательно уходим в оборону и будем ломать все, что вы отважитесь построить.

Пессотто и Торичелли начали меняться флангами, приведя атаку Аякса в ступор. Однако вдруг у Джеппетто свело ногу и от усталости начались судороги, пришлось выпускать замену и окончательно переводить Пессотто на непривычный для него противоположный фланг. А часы все тикали, матч близился к концу. Надвигалась серия пенальти, в которую так не верил Марчелло Липпи. На последних секундах Ювентус создал шикарную атаку, Югович прострелил на Дель Пьеро и тот почти в упор изо всех сил бьет в угол. Трибуны взорвались криком, но это были голландцы - Ван дер Сар взял этот мяч. Комментатор Бруно Лонги еле сдерживался, чтобы не начать ругаться в прямом эфире, а ведь это заядлый болельщик Интера испокон веков. Вся Италия стояла на ногах и переживала за своих игроков. Но прозвучал свисток арбитра - лотерея серии пенальти должна была определить судьбу команд и окончательно укрепить веру в проклятье, либо в его отсутствие.

По итогу 120 минут Липпи подошел к Виалли, носившему капитанскую повязку, и спросил: - Пробьешь? - Если найдете пятерых безумцев, кто действительно готов, я с радостью посмотрю на них со стороны. Если не найдете - я к вашим услугам.

Что забавно, такие парни действительно нашлись, и весь на нервах Виалли, который четыре года назад уже проиграл в финал Лиги Чемпионов в стане Сампдории, не стал бить. Ему не хватило сил даже смотреть на партнеров, бьющих по мячу, поэтому Джанлука простоял всю серию спиной.

Среди желающих бить оказались главные герои встречи, которые настолько прочувствовали мощь Аякса на себе в буквальном смысле, что их сердцами владела лишь холодная ярость - первыми вызвались Феррара и Пессотто. Затем к Липпи подошли Падовано и Югович. Последним тренер подозвал Алессандро Дель Пьеро, и тот, сжав кулаки, согласился.

Дальше состоялась культовая серия пенальти, которую спустя два десятилетия болельщики Ювентуса с восторгом пересматривают вновь и вновь. Это была настоящая битва нервов, интеллекта и реакции. Единственным напутствием Луи ван Гала была фраза о недопустимости пижонства, ведь Перуцци великолепно работает по пенальти, до последнего ожидая удар, чтобы поймать тот момент начала полета мяча и понять его траекторию. "Поэтому бейте сильно и по углам". Липпи устроил целую сцену с речью, где превозносил пройденный путь до чего-то действительно судьбоносного и несколько минут посвятил игре Ван дер Сара в воротах. Настоящий итальянский алленаторе!

Серия пенальти, подарившая счастье одним и горе другим. Как и все подобные серии.

Давидс слишком близко к сердцу принял напутствие тренера и ударил максимально просто - по центру. Разумеется, Перуцци взял такой удар.

Феррарра вложил всю ярость, накопившуюся за этот матч длинною во всю карьеру, и как есть на духу пробил в левый от себя угол. Ван дер Сар угадал, но не взял.

Литманен довольно далеко отошел от мяча, а прямо перед ударом на мгновение остановился, запутав этим лишним движением Перуцци. Удар в пустой угол и гол.

Пессотто, равно как и его партнер Чиро, вложил в удар всего себя и свою суть. Ван дер Сар и здесь угадал направление, но вновь опоздал с толчком. Гол.

Схолтен не мудрил, не гадал, не пижонил, он просто на классе глядел в один угол, а ударил в противоположный с невероятной силой. Перуцци вслепую прыгнул и не угадал. Гол.

Падовано годами тренировал удары в правый от себя угол, развивая мышечную память левой ноги на правильную траекторию полета, чтобы вратарь не смог угадать. Ван дер Сар угадал. Но не взял.

Силой решил последовать примеру своего соперника и также схитрить, ударив в слабый для себя угол. Удар вышел сильный, но не точный, Перуцци будто не напрягаясь начал прыжок и красиво поймал этот мяч.

Последним к мячу подошел Югович. На его лице читалось просто невероятное спокойствие, Владимир даже умудрился улыбнуться. Где-то в Косовске-Митровице совсем маленький Милош Красич вместе с другом прильнут носами к экрану телевизора и начнут мысленно мечтать о Ювентусе именно в этот момент. Не глядя на вратаря, Югович спокойно разгоняется и вонзает правой ногой мяч в левый от себя угол ворот со снайперской точностью.

Дель Пьеро так и не успел продемонстрировать класс пробития пенальти, дабы подарить своей команде столь заветный трофей, но я уверен, что он ни разу не сожалел об этом. Виалли, не стесняясь слез, обнимал Марчелло Липпи, Морено размахивал флагом, который взял у кого-то с трибуны, болельщики по всему миру влюблялись в этот Ювентус и начинали скупать футболки Дель Пьеро со всех европейских рынков, Перуцци купался в объятиях своих партнеров. Именно этот Ювентус в этом воплощении и с этим характером десятилетия спустя болельщики будут называть лучшим за всю историю. Да, Ювентус Трапаттони выиграл куда больше титулов, но все же этот Юве влюбил в себя сразу несколько поколений болельщиков, которые уже забыли сладость прекрасной победы в Лиге Чемпионов, но по-прежнему продолжающие в нее верить. Именно этот Ювентус сумел привезти в Турин трофей без крови и шлейфа трагедии. Именно этот Ювентус стал последним в своем роде - безжалостным, непобедимым, и действительно сильнейшим в мире.

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:

Сильные мира сего. Кому Ювентус обязан своим величием?

Из Минска в Турин. История Сергея Алейникова, впечатлившего Ювентус

Трагедия на Эйзеле. История победы Ювентуса, написанная кровью

Крёстный отец Ювентуса. Лучано Моджи

Питбуль, который кусает. История Эдгара Давидса, ставшего синонимом футбольной страсти

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты!