14 мин.

Личность черно-белой истории. Джампьеро Бониперти

В мире Ювентуса было много известных футболистов. Были лучшие на своих позициях, были самые дорогие в мире. Были те, кого в итоге болельщики называли легендами. А был Джампьеро Бониперти. 

В погожий воскресный вечер 20 июня 2021 года на игру чемпионата мира сборная Италии вышла в траурных повязках. Повод был тяжелейший - за день до этого скончался любимец Италии Джампьеро Бониперти в возрасте почтенных 92-х лет. Заголовки газет были однозначны - сегодня умерла часть Ювентуса. Этот маленький заголовок полностью отражает то, кем был Джампьеро для клуба и команды. И в то же время не отражает ничего. 

Джампьеро родился 4 июля 1928 года в Баренго, округ Пьемонт. Впервые как футболист заявил о себе еще в низших лигах, первым его клубом стал Момо, но надолго он там не задержался. В 1947 году его позвал к себе Ювентус, и Бониперти переехал в Турин. Это был его последний переезд в карьере. Уже в 19 лет Бониперти стал лучшим бомбардиром Серии А, обогнав даже своего кумира с детства - Валентино Маццолу, Джампьеро наколотил аж 27 голов и приковал к себе внимание всех крупных клубов Европы. 

"О сезоне 1947-48? Это был мой лучший сезон. Я забил 27 голов – на два больше, чем Валентино Маццола, один из величайших игроков и настоящий чемпион. Я помню дерби с "Торино", когда ударил по воротам, а он выскочил из ниоткуда и остановил мяч на линии. А потом он забил нам гол".

Есть интересный факт: сам же Маццола ранее звал золотого мальчика в свой Гранде Торино, чтобы там предложить ему более выгодные условия контракта. Джампьеро ответил просто: "Я - это Ювентус".

"Попасть в "Ювентус" было моей мечтой. В детстве я носил значок бьянконери на лацкане своего пиджака, и в то время моим единственным желанием было сыграть хотя бы один матч за "Юве". И я счастлив, что мне удалось провести 459"

Джампьеро стал тем лучиком света, что был необходим стране после Второй Мировой войны. Израненная Италия нуждалась в героях, и Бониперти стал таковым на футбольном поле. Вместе с Маццолой вся страна превозносила игроков за их достижения и красоту игры, пока не случилась катастрофа на Суперге. Самолет со всей командой Гранде Торино разбился, а самый сильный клуб в стране фактически перестал существовать. Бониперти остался последней радостью всего Кальчо. Возглавляя две прекраснейшие команды Ювентуса в период 50-х годов (начала и конца десятилетия), Бониперти бил рекорд за рекордом, заставляя клуб побеждать. Он зарекомендовал себя как безжалостный хищник в штрафной - Джампьеро шикарно бил с обеих ног, шикарно играл головой и обладал потрясающей скоростью и движением корпуса, оставаясь для защитником незаметным убийцей. Голы текли рекой. Но Бониперти не был жаден - его пасы Сивори и Чарльзу были столь же убийственны, что и голы. Это трио и по сей день считается самым сильным атакующим трезубцем на Апеннинах.

Сивори был больше обласкан публикой, его любили за его эпатаж, за вспыльчивый характер, он чаще становился объектом газетных заголовков. То же самое и Джон Чарльз - награды приходили ему так же часто, как и передачи от Бониперти. Но при этом душой и сердцем команды каждый футболист, тренер, и даже уборщик назвал бы не задумываясь его, Бониперти. Помимо физических данных его отличали прозорливость, хитрость и невиданная практичность. Это наглядно демонстрирует эпизод, случившийся между ним и президентом Джанни Аньелли: за голы Джанни давал ему корову со своих ферм. Управляющие с этих ферм всегда жаловались, что Бониперти безошибочно выбирал всегда самых лучших дойных телок и зачастую забирал беременных, двойная польза. Как он определял это на глаз - осталось загадкой. Аньелли лишь смеялся, отмечая гений игрока и за пределами поля.

Редкий сезон обходился без стандартных 15-ти голов от Джампьеро. За свою карьеру он забил 182 мяча, а также провел за клуб 459 матчей. Больше сорока лет ни один игрок Ювентуса не мог даже приблизиться к этим цифрам, пока в Турине не появился Алессандро Дель Пьеро. Бониперти залетел в десятку лучших бомбардиров Серии А в истории, а сам Пеле включил его в список 125-ти величайших футболистов в мире. Но цифры не отражают всей значимости десятого номера на поле. Предложения о переходах сыпались на него, лично Джанни Аньелли приезжал к нему домой и говорил, что без согласия игрока даже рассматривать и читать их не будет. Ответ Бониперти был так же лаконичен, как и вся его жизнь - Без Ювентуса нет и меня. И Аньелли удовлетворенно отправлял в обратную сторону отказ клуба.

За время своей игры Бониперти поднял над головой 5 Скудетто и забрал Кубок Италии. Закончил он свою карьеру самым простым способом: после очередной игры Бониперти принес свои бутсы кладовщику, который работал с экипировкой команды и сказал: "Забирай, они мне больше не нужны". Больше Джампьеро не касался мяча, даже на пляже с семьей. По его словам, если заканчиваешь - делай это полностью. Команда будто потеряла не капитана, а члена семьи. Джон Чарльз отмечал: "Потеря Бониперти с технической точки зрения фундаментально повредила команде. Мы лишились мозга, столпа центра поля, человека, который направляет и координирует работу других игроков, незаменимого игрока для команды, которая хочет играть в современный футбол". При этом именно Чарльз был обладателем Бронзового мяча, а не Джампьеро. И тем не менее потеря Бониперти сказывалась сильно на каждом игроке. 

Закончив карьеру Джампьеро обратил свой взор в менеджмент. Уже в 1971 году Бониперти стал руководителем Ювентуса, став для команды вторым человеком после Джанни Аньелли. Фактически он стал его руками и глазами в клубе, преданность Бониперти-футболиста клубу передалась и Бониперти-президенту. С ролью Аньелли и их влиянием он не мог и не хотел соперничать, но так как Джанни физически не мог уделять достаточно времени конкретно клубу, тут Бониперти был нужен на все сто процентов. 

Они были как две противоположности одного целого, две ипостаси самой жизни. Джанни Аньелли за годы зарекомендовал себя как донжуан, любитель вечеринок, ценитель всего самого дорогого и стильного. Ему даже приписывали роман с самой Жаклин Кеннеди, а дети четы Кеннеди не раз сравнивались с лицом итальянского плейбоя. Бониперти же был женат, называя супругу единственной женщиной в его жизни, растил детей, газеты вообще ничего не знали о его личной жизни за пределами площадки клуба. Хмурый и молчаливый Бониперти ненавидел СМИ, почти не давал интервью, и у него фактически не было друзей. Теперь давайте возьмем характеры двух важнейших людей для Ювентуса и попробуем наложить их на философию клуба, чей характер ближе всего раскрывает стиль клуба, который узнаваем по всему миру уже на протяжении более 50 лет? Именно так, именно Бониперти прослеживается до сих пор в любой команде при каждом тренере. Именно Бониперти сказал заветное: "Победа - не самая важная вещь, это единственное, что имеет значение". Фраза навечно стала девизом команды, а Андреа Аньелли даже приказал нашить девиз на футболки игроков. Второе место - недопустимо. Либо ты победил, либо ты проиграл, третьего не дано.

Аньелли, слывя своим вредным характером, отмечал, что неоднократно подзуживал надо Бониперти. Признавая, что Джампьеро гораздо больше разбирается в футбол, так как играл в него, Аньелли постоянно напоминал тому, что в кресле президента он уступает другим президентам других клубов, выводя Бониперти из себя. Тем не менее, эти шутки никак не были связаны с реальной работой президента, так как Бониперти выстроил настоящую диктатуру на всех этапах работы команды. Он привел в команду врача и бухгалтера на постоянной основе, чего раньше ни один клуб не делал. Он долгое время отказывался подписывать звезд в команду, так как те, по мнению президента, являлись залогом нарушения дисциплины и внесения раздора в раздевалку. Между Джанни и Джапьеро было много споров по поводу приглашения Платини и Марадонны, Аньелли мечтал соединить две величайшие звезды своего времени в своем Ювентусе, Бониперти категорически отвергал эту затею. Путем долгих личных переговоров и компромиссов было решено привезти лишь Платини, который был менее импульсивен и не подконтролен, нежели Марадона. 

Переговоры Бониперти тоже не любил, даже ненавидел. Почти также сильно, как ненавидел нарушение дисциплины. Его позиция всегда была однозначна - вот наше предложение, читай и подписывай здесь и сейчас, либо убирайся отсюда. Джампьеро не скрывал реального положения вещей: "Я создал коллектив, в котором был лишь один босс, приказывал лишь один, а остальные выполняли". Самый титулованный тренер в истории Ювентуса Джованни Трапаттони раздражался от вопросов прессы, мол, состав выбирает не тренер, а президент. Тем не менее даже Трапаттони был подотчетен в любых действиях президенту. И это не обсуждалось.

Будучи жестоким, Бониперти всегда оставался справедливым, порой даже чересчур. Есть интересный эпизод в его истории, который это замечательно продемонстрировал: после чемпионата мира 1982 года, где Италия триумфально победила, три новоиспеченных чемпиона Тарделли, Джентиле и Росси дерзко явились в кабинет президента и попросили поднять им зарплату ввиду их нового статуса. В отчет Бониперти отстранил их от всех тренировок, игр и отправил на трибуны. Это продолжалось неделю. Спустя 7 дней игроков опять позвали в кабинет президента. Те, испугавшись увольнения, попрощались со своими партнерами, однако в кабинете их ждали новые контракты с улучшенными условиями заработной платы. Игроки для Бониперти были родными детьми, которых он воспитывал и защищал до последнего. Тот же Росси до событий чемпионата мира был пойман на договорных матчах. Его отстранили от любых мероприятий, связанных с футболом. Обычно подобный прецедент означает завершение карьеры, но Бониперти считал иначе. Он вернул игрока в Ювентус, во время его дисквалификации обязал тренерский штаб продолжать заниматься с игроком неофициально и тем самым подготовил его к Чемпионату мира, где Росси стал главным героем. 

Джампьеро Бониперти никогда не был приверженцем старых традиций и всегда приветствовал молодежь и инновации в клубе. По его мнению именно грамотный сплав мудрости и опыта мог поспособствовать лучшему результату. За талантами он наблюдал по всей Италии, выхватывая ее без лишних сантиментов. Держа на контрактах несколько десятков человек Бониперти забирал самых перспективных игроков у всех клубов. По итогу подобный подход стал традиционным для Ювентуса, в частности в начале нулевых Лучано Моджи мог забрать абсолютно любого игрока у любой команды независимо от обстоятельств. Джентиле позже отмечал, что Бониперти зачастую приходил к молодым ребятам в раздевалку, беседовал с ними о жизни, давал множество советов, а его любимым был совет жениться, ведь это способствует превращению мальчиков в мужчин. Игроки никогда не боялись сурового президента, они были готовы умирать за него на поле и выполнять все, что повелит им Бониперти. 

Это был идеальный менеджер для столь огромного клуба. Друзья называли его святым, а соперники - дьяволом и исчадием ада. Ювентус при Бониперти превратился в главную силу Италии, а его методы работы называли тиранией. Это было неудивительно, учитывая, сколь успешен стал клуб при Джампьеро. За его отстраненность от СМИ те пытались выставить президента холодным и черствым, что было в корне не так. Бониперти был до конца своей жизни влюблен в Ювентус и отдавал всего себя клубу, не жалея ни сил ни времени.

Именно при Бониперти Ювентус взял свой первый Кубок европейских чемпионов 29 мая 1985 года в Брюсселе в игре против Ливерпуля. Но этот день вошел в историю не борьбой сильнейших, а трагедией, унесшей жизни 39 человек. Болельщики Ливерпуля, крича оскорбления в сторону фанатов Юве, прорвались через ограждения, разделявшие сектора. Обезумевшие от страха люди начали бежать, но слишком большое скопление народа вызвало обрушение трибуны, завалившей множество людей. Матч хотели отменить, но в итоге все же провели в надежде остановить насилие. Платини забил с пенальти единственный в матч гол и заплакал.

Бониперти очень хотел вознести клуб на европейскую арену в качестве постоянной доминирующей силы:

"Ювентус" не в моём сердце, это и есть моё сердце. Он может играть плохо, но когда я вижу эту футболку, я забываю все и просто болею". "Играть за "Ювентус" было мечтой моей жизни. Я отдал бы пять лет жизни за победу "Ювентуса" в Еврокубке".

На момент прихода Бониперти в руководящий состав Ювентуса, у того было 13 Скудетто, у Интера - 11, у Милана всего 9. Когда Бониперти покинул кресло президента, у команды было 22, 13, 11 соответственно. Также при Бониперти клуб выиграл все существующие еврокубки, причем первым в мире забрал сразу все. Стал гегемоном внутри Италии и главной итальянской силой в Европе на рубеже веков. Именно Бониперти нашел и привел в клуб того, кто затем станет его прямым наследником, побив все рекорды и завоюет любовь поклонников сильнее, чем сам Бониперти - Алессандро Дель Пьеро. Из биографии Алекса:

"Я и мой агент составили целый план, думали над тем, что мы скажем при встрече с ним. Но когда мы зашли к нему в офис, мы поговорили пять минут, он вытащил контракт и сказал: "Вот контракт, подписывай. А ещё до этого, когда он впервые увидел меня, он сказал мне постричься". 

В 2006 году клуб переживал сложнейший эпизод своей жизни - ссылку во второй дивизион. Бониперти публично поддерживал команду вновь и вновь, рассуждая о том, что убить Ювентус невозможно, он всегда восстанет. В тот же год Джампьеро объявили почетным президентом и доверили на церемонии открытия нового стадиона в 2011 году стать главным действующим лицом, вместо с еще одной легендой - Дель Пьеро. Они сели на садовую скамейку, вынесенную на поле, кругом потушили свет, направив его лишь на двух игроков, олицетворяющих прошлое и настоящее Ювентуса. Из всех людей, имевших отношение к Ювентусу на поле и в кабинетах, наверное не было столь одинаково важных за всю историю клуба. 

Внук Джампьеро, Филиппо Бониперти, последовал по стопам деда и провел несколько матчей за основную команду "Ювентуса". Из интервью Джампьеро после матча Ювентуса против "Манчестер Сити", в котором Филиппо вышел на замену: "Он носит футболку, возможно, с самой важно для " Ювентуса" фамилией, - рассказывает Джампьеро. - Сдержать слёзы в такие моменты очень тяжело, но в этот раз это почти получилось. Я не смотрел игру - закрылся в комнате один и слушал радио с трансляцией. Когда слышал фразы "Дель Пьеро передаёт пас Бониперти", меня кидало в озноб. Филиппо был очень эмоционален. За прошлые несколько дней он мне рассказывал обо всём его этом беспокойстве. Я был просто счастлив за него. День, когда ты одеваешь футболку бьянконери, просто невозможно забыть. Мой сын Джампаоло позвонил мне прямо со стадиона. Ну, вы же знаете, что отцы всегда волнуются сильнее, чем дедушки. В это время для меня существовал только один момент. Не знаю, что делала в этот момент моя жена, но после игры даже она была взволнована. Более того, я увидел, как эту игру провёл мой внук. Для меня это просто счастье".

Ровно год назад Джампьеро Бониперти ушел из жизни. Ювентус осиротел. Многие не скупились на прощальные слова, отдавая дань уважения великому человеку, полностью посвятившему всю свою жизнь одной стезе. Их было много, они были красивы. Но лучше всех сказал однажды сам Бониперти, которого мы ранее уже процитировали и который лучше других знал, что он собой представляет для клуба: "Я - это Ювентус".

Подписывайтесь на блог.

Больше информации и новостей в телеграмм-канале:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE