7 мин.

Номер 10 в Ювентусе. Прошлое, настоящее, будущее

Десятые номера до сих пор занимают особое место в футболе. Еще с начала формирования тактических изысков десятыми номерами назначались игроки атаки, заполняющие свободное пространство между нападением и центром поля, позволяющие поддерживать атаку, избегая офсайда. Исторически роль десятки сформировалась из идеи ложных девяток и введения правила офсайда, понадобились игроки, которые будут оперативно заполнять пустоту, избегая офсайда. Ложная девятка требовала больших физических энергозатрат, в то время, как в Италии с этим наблюдались проблемы. Отсюда специалисты Виани и Рокко изобрели структуру, в которой один из игроков будет избавлен от функций прессинга и вся его творческая деятельность будет направлена исключительно в атаку.

Их положение на поле предопределяло игру, стиль команду, и десятками становились исключительные футболисты, способные в одиночку вести за собой коллектив, направляя его и задавая темп. Со временем эту функцию распределили между собой плеймейкеры из центра поля и бегающие фланги. Десятки приспособились и начали задавать креатив исключительно в зоне перед штрафной площадью. Это привело к росту голевой эффективности таких игроков и количества использующих десяток команд.

Исторически десятки начали развитие именно в Италии, с чем связан рост и успешность таких коллективов, как Ювентус, Милан, и Интер. Их первые десятки Ривера, Бониперти и Маццола задали курс на развитие футбола на годы вперед. Остановимся на Ювентусе. Первой известной десяткой считается Джампьеро Бониперти. "Мальчиком я носил значок черно-белых на лацкане своего пиджака, и в то время моим единственным желанием было сыграть хотя бы одну игру за "Юве". Для футболиста Ювентус был мечтой, и он с 14 лет и до конца карьеры посвятил всего себя этой футболке. Его связка с Сивори и Чарльзом и поныне считается одной их страшнейших атакующих трио в истории Италии. После завершения карьеры Бониперти остался в команде, долгое время работая президентом клуба.

После ухода Бониперти десятку забрал себе Сивори. Вряд ли он нуждается в представлении, однако следует сказать, что он положил начало присвоения данного номера иностранным игрокам. Сивори завоевал Золотой мяч в составе Юве и в историческом матче с Интером 9-1 положил шесть мячей в ворота молодых подменщиков основного состава черно-синих змей.

Золотую эпоху Ювентуса, которую начал Трапаттони, ставший лучшим тренером Ювентуса в истории, не назвали бы золотой без, пожалуй, сильнейшей десятки в истории клуба – Мишеля Платини. Француза называли королем футбола, пресса его ненавидела и обожала, а амбициозный и дерзкий Мишель творил на поле ровно то, что хотел. Платини принадлежит единственный гол в печально известном финале Кубка Чемпионов на стадионе Эйзель, который подарил Ювентусу первый главный европейский титул. Платини забрал три подряд Золотых мяча, а его уход очень сильно отразился на команде, которая следующие несколько сезонов отходила от победного похмелья, занимая далеко не призовые места. Мишель закончил карьеру очень рано, всего в 32 года, так как не мог себе позволить доигрывать в клубах, слабее Ювентуса, что считал низким и позорным для себя.

Следующая десятка Ювентуса довольно противоречивая для фанатов клуба. Роберто Баджо – исключительный футболист, который внес себя в историю Фиорентины и Ювентуса, причем не совсем с положительной стороны. Его вынужденный переезд в Турин ввиду долгов клуба стал приговором для футболиста, которого прокляли в родной Флоренции, и самое ужасное – Баджо очень не хотел переезжать. На презентацию он приехал с шарфом Фиоры, а после каждого матча между этими клубами Баджо всегда приходил к трибунам обеих команд и приветствовал своих фанатов и фанатов соперника. Тем не менее в него летели гнилые овощи, оскорбления, а болельщики Ювентуса лишь довольно потирали руки. И все-таки всемирную славу Роберто приобрел именно в Ювентусе, выложившись за клуб по полной, завоевав Золотой мяч и попав в десятку лучших бомбардиров в истории. Кто знает, сколько бы еще лет Баджо играл в Ювентусе, не попади в команду молодое дарование из Падуи.

Молодой Алессандро Дель Пьеро с первых же игр впечатлил Липпи и вытеснил Баджо с его позиций в составе. Сандро побил нерушимые рекорды Сивори и Бониперти по количеству проведенных матчей и забитых голов за Юве, стал величайшим ювентини в истории и олицетворением команды навсегда. Трижды сыграл с Ювентусом в финалах Лиги Чемпионов, выиграв ее один раз, и по сути последний раз до нынешнего года. Зону десятки перед штрафной итальянские журналисты до сих пор называют Зоной Дель Пьеро. Его звали ведущие клубы мира, но Алессандро неизменно отказывал, а его решение сопровождать клуб после ссылки в Серию В навсегда увековечили его для болельщиков как мистера Ювентуса. Сандро заслуживает отдельного поста, дополню лишь тем, что после ухода Дель Пьеро лично для меня в мире футбола потух один из определяющих факелов, греющих во время просмотра каждого матча. Пока не нашлось футболиста, который бы смог зажечь этот факел в прежнюю силу.

Следующую десятку примерил Карлос Тевес, который, к сожалению, провел в клубе лишь 2 сезона, однако в памяти фанатов он остался весьма достойным носителем легендарного номера, а также Карлитос вывел клуб в Лигу Чемпионов и помог завоевать два Скудетто и два кубка Италии. Его преемник десятого номера Поль Погба играл в полузащите и не был типичным десятым номером, который молодому игроку выдали скорее авансом за заслуги. При этом Поль испытывал психологические проблемы, связанные с давлением ожиданий от столь значимого номера, поэтому его решение приписывать ручкой к номеру дополнительные цифры не обрадовали болельщиков. Он не долго носил десятку, переехав в Англию.

Последняя десятка – Паоло Дибала. Этот футболист внес свой вклад в историю клуба, забив больше 100 голов, обогнав великого Баджо. Также Паоло – рекордсмен по голам на новом домашнем стадионе Юве, и один из ключевых винтиков в структуре команды. После ухода ведущих лидеров именно Дибала стал лицом команды, плотно ассоциируясь исключительно с Ювентусом. Этот союз казался нерушимым, а молодому аргентинцу приписывали славу и карьеру Дель Пьеро. Но сложилось так, что Дибала покидает клуб, а десятый номер вновь остается без хозяина. Отсюда возникает дилемма в его судьбе.

Сейчас активно идут слухи о переезде Погба обратно в Турин, следовательно, и номер хотят закрепить за ним. Другие слухи отправляют номер в сторону Федерико Кьезы, который является в данный момент вторым талантливейшим игроков в команде после Дибалы, причем еще и с итальянским паспортом, что для фанатов тоже немаловажно. Решение вернуть десятку итальянцу сыграло бы большую роль на мой взгляд, но это далеко не главное. Касательно игроков, играющих непосредственно в роли десятки, можно забывать, так как данная позиция постепенно уходит в небытие. Топовые команды повально отказываются от данной роли на поле, отдавая предпочтение более командному футболу. Теперь один гений не может в одиночку побеждать, как ранее это делали Платини, Зидан, Дель Пьеро и Месси. Теперь побеждает команда. Отсюда следует мысль, что десятый номер на футболке становиться лишь почетным дополнением и данью уважения от клуба, не более.

На мой взгляд в следующем сезоне следует придержать десятый номер. Кьеза играет большую роль, но его будущее пока туманно, после тяжелой травмы. Погба совсем не попадает в определение десяток, чувствуя себя с ней неловко. А футболиста, по значимости сравнимого с Дибалой, Дель Пьеро или Баджо в команде пока нет. Мне кажется, стоит подождать минимум сезон, чтобы удостовериться, что тот же Кьеза готов взвалить на плечи тяжесть давления этого культового номера, или же в команде появиться новый герой. Пока я подходящей кандидатуры не вижу, но от этого ожидания и волнение лишь усиливается.

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE