11 мин.

Александр Шмурнов: «Спортивное интернет-телевидение в России находится на одном уровне с Угандой»

Работа в кадре предполагает чрезвычайно насыщенный график. Поэтому выкроить даже час для беседы с заметной персоной порой представляется миссией невыполнимой, делая отсылку к культовому американскому блокбастеру. Нам повезло. В эксклюзивном интервью один из самых востребованных спортивных журналистов и комментаторов российского телевидения Александр Шмурнов рассказал о текущем положении дел на современном медиа-рынке, поделился мнением, почему Россия – далеко не самая спортивная страна, а также сравнил отечественную Премьер-лигу с чемпионатом Албании.

«РОНАЛДИНЬО ЕДВА НЕ УБИЛИ. ПРИЧЕМ ТРИЖДЫ»

— Вы работали на многих крупных футбольных турнирах. Расскажите, какой из них был самым ужасным по организации?

— Как-то один польский коллега рассказал мне один анекдот. Я спросил у него: «Как дела?». На что последовал ответ: «Польша блестяще подготовилась к Евро-2012». Такое отношение было у организаторов и в ЮАР, и в Украине, и в Бразилии. Эти страны были не очень готовы к проведению турниров подобных масштабов. Те же поляки не достроили дороги. В ЮАР было довольно страшно находиться в некоторых городах. Например, в Дурбан для обеспечения мер безопасности возле стадиона сгоняли военную технику. Йоханнесбург – вообще отдельная история. Там тебе прямо указывали: «Вот там можешь гулять, а сюда не ходи – тебя застрелят». Бронетранспортеры до этого я видел не раз, поэтому в целом меня ситуация в ЮАР не пугала. Но все-равно ощущения были не самые комфортные.

— История апартеида до сих пор вносит свои коррективы в окружающую обстановку. А что касается Бразилии?

— Там не понравилась общая помпезность, которую организаторы попытались придать многочисленным фан-фестам. Идея заработать как можно больше денег на проведении различных развлекательных мероприятий с каждым годом работает все хуже. Например, в Рио-де-Жанейро на пляже стояли огромные дутики. Под ними были разбросаны бутылки пива, кока-колы и прочий мусор. Толпы народа танцевали на раскаленном песке. А к морю выйти нельзя. И это в сорокоградусную жару! Делать закрытую зону на пляже – это нонсенс. Подобные истории мне не нравятся в исполнении FIFA. А в целом, странам третьего мира надо давать такие крупные турниры с большой осторожностью. Истории про бразильский чемпионат, я думаю все читали…

— Расскажите поподробнее.

— Например, журналисты утром возвращались в гостиницу. Навстречу им вышли два подростка четырнадцатилетних, сделали розочку из бутылки и начали угрожать. Что-либо объяснять им было бесполезно – зарежут, и дело с концом. Моя любимая история про город Порту-Аллегри. По статистике он считается самым спокойным населенным пунктом Бразилии. Знаменитого нападающего Роналдиньо, когда он ехал подписывать контракт, тогда едва не убили. Причем трижды! Сначала злоумышленники попытались прострелить шины и ограбить. Когда машина умчалась, через пять километров из кустов выехал другой автомобиль без опознавательных знаков. Началась настоящая погоня с перестрелкой. Выяснилось, что это были полицейские. У водителя Роналдиньо проверили документы, а затем отпустили. Однако еще через десять километров их ждала новая засада. Бандиты остановили машину с футболистом, и только тот факт, что один из налетчиков узнал форварда, спас жизнь футболисту. И этот инцидент произошел в самом спокойном городе Бразилии!

— С учетом подобного рода историй, считаете ли вы обоснованным решение Олимпийского комитета провести главные мировые соревнования 2016 года в Рио-де-Жанейро?

— Да. Организация крупных соревнований по-прежнему остается выгодным делом. Такие масштабные турниры останутся прибыльными и в обозримом будущем. Прежде всего для Олимпийского комитета, да и для самих стран тоже. Бразилия в этом плане – не исключение. Возьмем в качестве примера Японию. Азиатские государства всегда хотели быть на передовых позициях технического прогресса, быть его олицетворением. В послевоенные годы японцам было необходимо восстановить национальное самосознание. Организация масштабных спортивных мероприятий стала наилучшим выходом из катастрофического положения, в котором оказалось островное государство после поражения во Второй Мировой войне. В 2020 году в Японии пройдет уже четвертая олимпиада, и это правильно! Как и любые крупные фестивали, такие соревнования принесут в долгосрочной перспективе свои прибыли, причем не только денежные. Вы показываете всему миру страну, привлекаете новых туристов со всех континентов. Это прежде всего ощутимый имиджевый успех. С другой стороны, доверять организацию олимпиад странам, которым заранее будет трудно справиться с подобной задачей, считаю отрицательной практикой.

«РПЛ МНЕ ИНТЕРЕСНА ТАКЖЕ, КАК ЧЕМПИОНАТ АЛБАНИИ»

— Давайте теперь перенесемся в Россию. Недавно стартовала весенняя часть Премьер-лиги. Что ожидаете от концовки чемпионата?

— Ничего, если честно. Мне интересно следить за прогрессом команд. В этом смысле любопытно будет понаблюдать за «Краснодаром» в борьбе за лигочемпионские места. Еще есть амбициозный молодой состав ЦСКА, «Спартак» с новым главным тренером… Но этого явно маловато. Интрига этого чемпионата уже давно себя исчерпала. Поэтому мне более конкурентоспособным турниром представляется даже Кубок России.

— Но ведь помимо золотых медалей есть же еще и еврокубковые места…

— В этом контексте меня всегда поражала следующая форма сознания у наших команд. «Слушайте, мы сейчас играем такой важный матч чемпионата, что плевать на эту Лигу Европы». Спрашивается, а для чего вы проводите туры РПЛ? «Ну мы же боремся за попадание в еврокубки!». Это нормально? Вам плевать, во что вы играете! Всегда приводите какие-то отмазки.

— Парадокс.

— Или другой случай. В 1976 году сборная СССР Валерия Лобановского в четвертьфинале Чемпионата Европы впервые в истории проиграла Чехословакии. На пресс-конференции главный тренер нашей команды сказал следующее: «Нам плевать на ЧЕ, мы Олимпиаду в Монреале хотим выиграть». А олимпийскую сборную тренировал в то время Бесков. В итоге его убрали с поста и пригласили Лобановского. С ним главная команда поехала в Канаду и благополучно вылетала из турнира. Где здесь логика?

— Риторический вопрос.

— Занимайтесь каждый своим делом! Бьетесь за высокие места – так играйте в футбол, не придумывайте оправдания. Мне стыдно за наш чемпионат после того, как все российские клубы не попали в плей-офф еврокубков. РПЛ мне интересна также, как чемпионат Албании. Вот когда наши будут обыгрывать «Реал», как в 1998 году – тогда посмотрим. А пока что «Краснодар» после уверенной победы над «Порту» в следующем раунде проигрывает скромному «Олимпиакосу» со счетом 0:4. Футбол для меня – это своего рода театральное представление. Если актеры играют плохо, то мне нечего там смотреть.

— Поможет ли расширение Премьер-лиги до 18 команд повысить общий уровень чемпионата?

— Считаю это не только опрометчивым, но и преступным решением. Основной задачей руководителей РПЛ должно быть существенное увеличение конкурентоспособности команд, выступающих в еврокубках. Если сделать 120 клубов, то средние показатели окажутся на уровне условного «Луча-Энергии». При таком раскладе сил российские команды никогда не пройдут дальше групповой стадии ЛЧ или ЛЕ. Напротив, если в РПЛ сыграют 12 представителей, средним уровнем будет «Ростов». Тогда мы будем соревноваться на равных с тем же «Базелем», который недавно разгромил одного из лидеров чемпионата «Краснодар» со счетом 5:1.

— Тогда почему руководство РПЛ придерживается противоположной логики?                                                  

— Те, кто видит в расширении общего количества команд выход из ситуации, руководствуются очевидным принципом. Руководство хочет охватить все регионы, в которых построили новые арены к ЧМ-2018. Определенная логика в этом шаге просматривается. С выходом в Премьер-лигу саранской «Мордовии» или калининградской «Балтики» посещаемость их домашних стадионов возрастет. Однако для этого нужно как минимум пять лет. Да и выглядеть все будет довольно неестественно. В СССР уже проводили несколько чемпионатов по принципу «одна республика – один клуб». Но по сравнению с российскими или украинскими командами условный «Алга Фрунзе» из Киргизии выглядел плачевно. Такие решения неизбежно сказываются на общем уровне соревнований. Та же история и с лимитом на легионеров. Искусственность проводимых процессов не порождает качество. К этой аксиоме руководство РПЛ пока еще не пришло.

«В РОССИИ ЛЮДИ ЗАНЯТЫ ВСЕМ ЧЕМ УГОДНО, НО ТОЛЬКО НЕ СПОРТОМ»

— Вы уже длительное время работаете на телевидении. Как относитесь к конкуренции со стороны других медиа-ресурсов по освещению спортивных соревнований?

— Не вижу никаких поводов для ревности. Считаю, что турниров должно быть много. Неважно, футбольные это чемпионаты или смешанные единоборства. В Советском Союзе спорта было в тысячу раз меньше. Поэтому хорошая конкуренция всегда важна. Она способствует наращиванию качества контента. Да и для популяризации спорта в целом это дополнительный двигатель. В отдаленных районах страны зачастую у жителей деревень есть возможность смотреть лишь федеральные каналы. Поэтому пусть тот же «Первый канал» показывает «Эль-Класико» в прямом эфире – больше народа узнают, что это такое. Ведь у нас далеко не самая спортивная страна. По уровню освещения соревнований мы находимся в самом низу мировых рейтингов. Поэтому для нас крайне важно, чтобы как можно больше людей в стране приобщились к спорту.

— А как обстоят дела с развитием интернет площадок?

— Телеканал «Матч-ТВ» на три года терял права на трансляции итальянской Серии А, испанской ЛА Лиги – и ничего. У нас есть долгосрочная концепция, и мы ее стараемся придерживаться. А то, что различные интернет платформы сейчас наращивают свои доли рынка на примере тех же Okko с английской Премьер-лигой или Yandex с НХЛ (прим. Национальной Хоккейной Лигой) – это абсолютно нормально. В России появляются новые площадки, которые охватывают дополнительные соревнования. Что же в этом плохого? Будут опробованы новые возможности, посмотрим, как это будет работать. Заодно мы сможет ответить на вопрос – возможно ли в интернете выпустить, правильно упаковать, а затем продать отдельно взятый чемпионат? Мне даже интересно, получится ли у них удержаться на плаву спустя два-три года? Сомневаюсь, однако буду рад, если проекты такого рода будут в дальнейшем развиваться в нашей стране.

— Такие проекты, как Okko или Yandex, cпособствуют популяризации спорта в России?

— Скорее да. Люди привыкают к соревнованиям экстра-класса, и это – положительный момент. Однако, на 1400 матчей НХЛ приходится всего лишь 2-3 достойных комментатора, которые способны освещать хоккейные игры. Этого явно недостаточно. На Okko похожая ситуация. 10-15 процентов качественных комментаторов на такую огромную страну – это очень мало. Остальные 90 – руда и шлак, которых невозможно слушать. Для того, чтобы создать качественный продукт, вы должны продумать абсолютно все: от бизнес модели до творческой составляющей. Недопустимо, чтобы люди, не знающие элементарных правил игр, допускались до комментирования матчей. В Yandex сейчас катастрофическая ситуация. У Okko более перспективный проект. Однако им еще далеко до того момента, чтобы их контент стал по-настоящему выгодным на российском рынке.

— Есть ли потенциал у интернет платформ для более широкой раскрутки?

— Нет. На данный момент нынешние показатели посещаемости – это потолок. Это очевидно. Как заставить публику смотреть то, что ей неинтересно? В России люди заняты всем чем угодно, но только не спортом. Возьмите телевизионные рейтинги и увидите удручающие цифры. Перед разработчиками того или иного ресурса стоит задача дать публике спорт. Но зачем? Бабушки все-равно предпочтут условный «Дом-2» испанскому класико. А тем, кто уже смотрят соревнования по «Матч ТВ», невыгодно платить за трансляции, ведь у них есть бесплатный пакет федеральных каналов. Заработать здесь крайне сложно. Для этого нет ни предпосылок, ни ресурсов. Нужно постепенно подогревать интерес зрительской аудитории и параллельно строить грамотные бизнес-модели. Ведь показ даже тысячи матчей без комментариев – это еще не та картинка, которой я могу кого-то привлечь. Красивая упаковка тоже играет весомую роль. Об этом не стоит забывать. Поэтому сегодня спортивное интернет-телевидение в России находится в лучшем случае на уровне Уганды. И я не вижу достаточных предпосылок для того, чтобы оно бурно прогрессировало в ближайшие пять лет.

  «СПОРТИВНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ – УНИКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ!»

— Вы – один из основателей Школы спортивной журналистики. Как и кому пришла идея создания?

— Изначально этот проект задумали судьи. Андрей Будогосский в то время занимал какую-то полуветеранскую должность. Он решил сделать курсы для журналистов, чтобы они лучше разбирались в судействе. Было это лет десять назад. Коммерции у них не получилось. В итоге Алика Бегларяна пригласили в качестве организатора. Он подошел ко мне и предложил создать собственную школу. Я согласился. Каждый год мы придумывали новые истории и продолжаем работать над новыми идеями, пытаемся развиваться. Например, для следующего потока ввели новый курс – логопедию. Это одна из основных составляющих работы в кадре. Важно не только грамотно излагать собственные мысли, но и доносить их до зрителей с помощью артикуляции, хорошей дикции и других выразительных средств. На сегодняшний день в спортивном сегменте мы - единственные на российском рынке. Никто не может сделать ничего подобного по глубине и объему знаний.

— Какими качествами должен обладать журналист на телевидении?

— Смотря какой контент подает тот или иной канал. Я считаю, что спортивное телевидение – это уникальная история! Работать журналистом, описывающим кошек или собак, может любой человек. Даже тот, кто в принципе не любит животных. Со спортом такой номер не пройдет. Если вы не горите азартом, это мгновенно считывается. Когда аудитория смотрит театральное представление, зрители заранее знают, что в конце Отелло задушит Дездемону. В спорте вы должны наслаждаться тем, что не можете предугадать результаты игр или поединков. Задача комментаторов или ведущих состоит в том, чтобы передать заряд напряжения зрителям, захватить их в эмоциональном плане. Это тоже своего рода драма, только перенесенная на футбольное поле. Умение создать атмосферу уединенности с аудиторией – это один из важнейших показателей качественной работы комментатора на телевидении.

— За что вы любите спорт?

— Больше всего ценю такие качества, как справедливость и непредсказуемость. В спорте должна быть борьба, основанная на конкурентоспособности. Только тогда зрителям будет интересно наблюдать за происходящим на трибунах или по телевизору. Я обожаю сенсации, восхищаюсь гениями! Неважно, футбол это или теннис. Любое нестандартное решение спортсменов вызовет искреннюю радость у зрительской аудитории. Поэтому я хочу, чтобы каждое событие показывало выдающиеся способности профессионалов своего дела. Из-за этого в теннисе болею больше за признанных мастеров, нежели за выскочек. В футболе мне нравится, когда выигрывают супер-команды. Когда «Брайтон» выстраивает автобус у собственной штрафной и побеждает «Барселону» - в этом нет ничего красивого. Поэтому искренне переживаю за Бельгию, которая явно не реализовала весь свой потенциал на последних чемпионатах мира. Талант игроков должен всегда оказываться выше того или иного тактического рисунка. В этом и заключается вся прелесть футбола и спорта в целом.