12 мин.

«Большинство ошибается, думая, что это игрушка». Создатель кубика Рубика – о великом изобретении, спорте, роботах и людях

Собрать кубик Рубика за 3 с половиной секунды реально, но это в нем совсем не главное.

Кубик Рубика – это не только головоломка и математическая модель, но и, по сути, спортивный инвентарь. Вы точно видели молодых ребят, вращающих кубик с такой скоростью, что в глазах рябит. Это спидкуберы – спортсмены, соревнующиеся в сборке куба по разным параметрам (время, способ сборки, количество движений и так далее). В их кубическом мире счет идет на тысячные секунды, а результат достигается годами беспрерывных тренировок. 

Антон Ванденко съездил в гости к венгерскому профессору Эрнё Рубику – тому самому создателю кубика, – чтобы поговорить о его жизни и главном изобретении.

75-летний Рубик живет в будайской части Будапешта в престижном районе, лишенном типовой многоэтажной застройки. Спроектированный им самим многоуровневый дом из стекла и бетона в минималистичном стиле органично врос в довольно крутой холм, хотя издалека кажется совсем скромным. На верхнем этаже устроен зимний сад, растут сотни различных кактусов и опунций, сам участок утопает в зелени кустов и деревьев. 

Рубик встречает нас у ворот дома и приглашает в панорамную гостиную, куда мы спускаемся на лифте.

- Прежде чем мы начнем интервью, я хочу поблагодарить вас от имени четырех поколений моей семьи: кубик собрали мой дедушка, отец и дядя, мы с братом, а теперь над ним колдуют мои дети. Вашему изобретению почти под пятьдесят, и оно совсем не утратило своей актуальности.

– Приятно это слышать, спасибо. Я убежден, что все ключевые изобретения отчасти случайны, и с кубиком все произошло само собой. Моей первоначальной задачей было создание наглядной модели со сложной, динамичной и вариативной структурой. Но кубик довольно быстро начал самостоятельную жизнь, а я лишь помог ему появиться на свет. 

- Сегодня ваш кубик Рубика – самая продаваемая в мире головоломка, разошедшаяся по миру 500-миллионным тиражом. Вы могли предположить, что он будет настолько востребован?

– Я не думал о большом потенциале изобретения. Я работал над удобным решением поставленной задачи, но в определенный момент, когда интерес к кубику стал очевидным, я принял происходящее и не стал противиться естественному ходу событий. Кстати, запомните: очень важно уметь принимать данность. А популярность…. Любая слава опасна. И я счастлив, что спокойно принял свою популярность, не меняясь внутри. Я по-прежнему учитель, архитектор, дизайнер, создатель кубика и еще десятков других головоломок и задач.

В 1974 году кубик принес Рубику всемирную известность, признание в научной среде и, конечно, деньги. Кубик стал неотъемлемой частью мировой культуры и одним из самых узнаваемых символов в истории человечества. Сегодня лицензией на выпуск продукции под брендом Rubik’s владеет английская компания Rubiks Brand Ltd. Эрнё Рубик много путешествует, но большую часть времени проводит в Будапеште, здесь же расположены его архитектурное бюро, студии IT и дизайна, в которых работают его коллеги и бывшие ученики, занимающиеся компьютерным моделированием и созданием софта. Рубик подчеркивает, что тесно связан сразу с несколькими профессиональными областями и считает своим призванием находиться на стыке науки, инженерии, технологии и искусства. 

- Знаю, что вы плотно занимаетесь IT-технологиями и моделированием. Что, по-вашему, ждет нас в обозримом будущем?

– Ни один человек не может дать точный ответ на этот вопрос, хотя раньше делали точные прогнозы на 50 и даже на 100 лет вперед. Сегодня, в свете последних глобальных событий, горизонт прогнозирования сузился – никто наверняка не скажет, что произойдет в следующие пару лет. С постоянным развитием вычислительных мощностей я вижу две важные перспективы: мы сможем разобраться в окружающем нас мире и, что еще важнее, лучше поймем себя и свои возможности. На мой взгляд, это наша проблема – слишком скудные знания о нас самих и о нашем обществе в целом.

- А как смотрите на развитие искусственного интеллекта (ИИ)?

– Все, что мы делаем, мы делаем исходя из внутренней природы. Создаваемый руками человека искусственный интеллект не может быть стерильным изначально и, как мне кажется, вряд ли будет обладать ангельским нравом. Более того, меня немало волнует, чему и в какой степени будет способен обучиться ИИ: представьте себе превосходящий ваши мыслительные способности ум, настроенный исключительно разрушительно. Он может быть как хорошим, так и плохим – все зависит от ряда факторов, проконтролировать которые крайне сложно. 

- При этом человечество уверенно уходит в онлайн. В последние годы киберспорт собирает огромное количество зрителей, отвоевывает многомиллионные спонсорские бюджеты и подкупает своей массовостью и демократичностью, даже гендиректор «Ливерпуля» признает, что для футбола это может стать проблемой. Как думаете, когда наступит переломный момент, когда за настоящим футболом будут следить меньше, чем, скажем, за турниром по FIFA?

– Хороший вопрос. Думаю, эти два мира могут существовать параллельно – дополнять друг друга, а не заменять, перетягивая участников из одного в другой. В качестве примера давайте вернемся к моему кубику. Вот смотрите, у него есть две сущности – физическая и, если так можно выразиться, вычислительно-цифровая. Но между этими двумя измерениями есть мостик, поэтому кубик так популярен у представителей сразу двух мало соприкасающихся миров: его любят художники, часто используя геометричность и вариативность форм, также кубик по-прежнему занимает умы инженеров, программистов, ученых-математиков, которые пользуются моделью куба для построения гипотез, вычислений и так далее. Мой куб – наглядная модель многогранности и вариативности нашего мира, огромное количество потенциальных конфигураций.

- Я читал, что достаточно всего 20 движений, чтобы собрать кубик из любой начальной позиции – так называемое число Бога.

– Да, так и есть. Математика – интересная наука, ее можно любить и ненавидеть, но все в мире базируется на ней или, по крайней мере, с ее помощью может быть объяснено. Тем не менее потребовалось 30 лет, чтобы найти число Бога – оптимальное решение кубика в 20 шагов. Но это решение не очень элегантно, как по мне. Знаете, что такое Brute Force («Грубая сила» – Sports.ru)? Это когда предложенный вариант эффективен, но в сути своей не имеет теоретического обоснования. А элегантное решение, подразумевающее наличие формулы или логической цепочки объяснений, все еще не найдено. Этот вопрос открыт, и я не уверен, что будет решен при моей жизни. 

- А что думает искусственный интеллект о вашем кубике?

– Прежде чем получить от ИИ ответ, его надо обучить. Был проведен эксперимент: компьютеру дали кубик, объясняли его структуру и на выходе забирали собранный куб – потребовалось 42 часа, чтобы его собрать. Зато в следующий раз подобная процедура заняла сотые доли секунды. Кстати, это прекрасный пример того, как обучается и в дальнейшем пользуется знаниями ИИ. Ровно этот же принцип работает с шахматными компьютерами – лучшая на данный момент программа овладевала тонкостями игры самостоятельно. И теперь эксперты признают, что предложенные ей ходы бывают очень нестандартными.

- Потому что у нас в голове уже есть схемы, а у них – нет?

– Именно так. Вот еще пример: ученые создали роботизированную руку, способную самостоятельно собирать кубик, но эта рука, к примеру, не может выполнять другие функции, свойственные человеческой руке. Просто потому, что в нее заложены строго соответствующие функции.

Со временем сборка кубика переросла из хобби в спидкубинг – профессиональный спорт с широким медийным освещением, официальными рекордами, мировыми чемпионатами, ощутимой спонсорской поддержкой (топовые спортсмены получают десятки тысяч долларов в год – Sports.ru) и собственной федерацией – WCA (World Cube Association). Каждый год проходят соревнования в нескольких дисциплинах. Наиболее популярные – скоростная и зачетная (среднее время из 5 попыток) сборки кубиков со сторонами 3х3х3 (классическая модель), 2х2, 4х4х4, 5х5х5, 6х6х6 и 7х7х7.

Рекорды выглядят инопланетно: например, кубик 3х3х3 быстрее всех в мире собрал китаец Юшенг Ду за 3.475 секунды в ноябре 2018 года. Также соревнуются в количестве минимальных шагов, затраченных на сборку классического кубика (16), сборке кубика 3х3х3 одной рукой (6.82 секунды) и вслепую (15.50 секунды).

- Как обывателю объяснить, что такое спидкубинг? Это многократный опыт механической сборки по изученному алгоритму или же мыслительная работа?

– Сплав того и другого. Со стороны это действительно выглядит как чудо. Но если заниматься спидкубингом всерьез, то никакого чуда нет – есть задача, есть условия, есть еще ряд важных переменных (время, скорость и так далее). Чтобы качественно перемешать кубик перед соревнованиями, требуется 25 движений. И вот тут начинается самое интересное, потому что кубик – это про вариативность и возможности. Каждый куб перемешан с учетом одинакового количества движений, но при этом ни один не повторяет друг друга – спидкуберам достаются уникальные конфигурации. А дальше в дело вступают их руки и головы.

- В начале интервью я упомянул, что пробовал собирать ваш кубик. Я был не до конца откровенен – меня хватило лишь на две собранные стороны, поэтому представить себе, как кубик собирается за три с половиной секунды, я никак не могу. Что мне нужно, чтобы хотя бы приблизиться к этим монстрам, собирающим кубики за считанные секунды?

– Две стороны? Ну, ничего страшного, кубик непросто собрать без подсмотренных алгоритмов. Прежде всего вам понадобятся знания, затем уже навыки. Важно обладать гибким умом и умением быстро ориентироваться по ситуации, принимать решение не только в голове, но и руками успевать – знать, как надо делать и как делать это быстро. Очень похоже на другие виды спорта, не так ли? Разве что тренерская позиция пока не предусмотрена. Но кто знает, может, это вопрос ближайшего будущего. 

- Хорошо, тогда скажите: может ли человек собирать кубик еще быстрее? И каков лимит? 

– Лимит – это только первая часть вопроса, но есть и вторая часть – время. Сейчас речь идет о сотых, тысячных секунды. Сколько раз за эти десятилетия я слышал, что поставлен вечный рекорд, но с каждым разом время сокращается, кубик собирают еще быстрее. Что касается физических возможностей, то и здесь нет обозримых лимитов. Посмотрите на бег, на плавание – каждый раз, когда кажется, что достигнута грань, приходит новый рекордсмен, который сокращает время и задает новые рамки.

Я читал интервью с одним из самых известных спидкуберов – Феликсом Земдегсом из Австралии, ему принадлежат более 100 рекордов. И вот он говорит, что собирать кубик еще быстрее вполне возможно. По его мнению, можно уложиться за 3 секунды. Или даже преодолеть этот барьер.

Феликс Земдегс в центре

- Но искусственный интеллект и роботов уже никогда не обогнать?

– Роботы могут решать определенные задачи гораздо быстрее человека, это известный факт. Если он был создан только для того, чтобы собирать кубик, то речь может идти о сотых секунды, это уже вопрос механики. Самый быстрый результат, который показывал робот, – 0.3 секунды. Это быстрее, чем вы моргнете. Чтобы рассмотреть, как робот справился с задачей, пришлось замедлить съемку в 25 раз. Но я повторюсь, что ИИ способен к самообучению, самая интересная задача – дать ему самому понять, что за предмет перед ним, как он устроен и что с ним можно сделать. По сути, возможности ИИ тоже ничем не лимитированы.

- Тогда давайте поговорим о ваших рекордах в скоростной сборке кубика. Сколько времени требуется вам?

– Честно говоря, я вряд ли когда-либо собирал его на скорость. Время для меня относительно, да и предназначение у кубика изначально было совсем иным. Я создавал структуру, которая была бы способна менять свои формы и оставаться подвижной в рамках самой себя.

На первый взгляд, подобное невозможно – элементы должны быть сами по себе и вместе с тем связаны друг с другом. Когда я создал кубик и показал студентам, начались разговоры, затем о нем вышла статья. Люди, читавшие ее, были уверены, что это розыгрыш – по их мнению, существование подобной структуры было бы парадоксом, чушью. Требовалось подтверждение. Но поскольку я сам создал кубик, мне и пришлось его собирать – перед вами первый человек, который его собрал. 

- А затем математическая модель стала игрушкой…. 

– У большинства людей есть ошибочное представление, что это игрушка. В соответствии с этим представлением они и покупают кубик. Но в качестве игрушки куб может вызвать фрустрацию – он показывает лимит ваших способностей.

- Вот-вот…

– Не переживайте так, подавляющему большинству решить кубик самостоятельно не под силу, если не посвящать этому занятию все время. Однако дети и подростки в целом намного быстрее схватывают принцип устройства кубика и, как следствие, быстрее его собирают. Их ум более гибок, он только формируется, у них больше памяти, в том числе и визуальной. Но главное – у молодых больше времени, чтобы открывать для себя новое и учиться. Люди постарше заняты решением других задач, а дети лишены этих забот.

- В какой бы точке Земли вы бы ни были, вы везде встречали людей, которые увлеченно собирают кубик Рубика. Что чувствуете в этот момент? 

– Кубик стал популярен во времена, когда Венгрия находилась по ту сторону железного занавеса. Я тогда не имел возможности много путешествовать, и кубик намного быстрее меня пересек все возможные границы. Часто так получалось, что кубик уже был там, куда я приезжал. И даже если я отправлялся на отдых, то все равно пересекался с ним – это происходило вопреки моему желанию. Но я хочу уточнить: популярен и знаменит не я, а мое детище.

Представьте, что вы отец ребенка-вундеркинда. Вы им страшно гордитесь, он большой молодец, но вы – это не он. Так и я с кубиком: стал известен как его изобретатель, приставная часть кубика, если удобно.

Но мне это даже нравится, потому что я никогда не стремился к славе и деньгам. Я не ограничиваюсь кубиком – гораздо важнее то, чему я учусь и чем наполняю свою жизнь каждый данный мне день.

Фото: Вадим Кузубов; Антон Ванденко; globallookpress.com/Daniel Karmann/dpa, Casey Christie/ZUMAPRESS.com; instagram.com/fzemdegs