7 мин.

История Dome F105, или попытка японцев покорить Большие Призы.

Добрый вечер! С вами «Призраки Формулы-1», и сегодня мы с вами совершим путешествие из Европы в Азию, а точнее в Японию. Страна «Восходящего Солнца» не раз пыталась покорить Большие Призы, будь то первое пришествие Хонды в 1964, или безуспешные попытки Тойоты выиграть хоть одну гонку в начале 21 столетия. Были и весьма самобытные проекты, вроде команды Maki, но история следующего «призрака» находится где-то между гигантами машиностроения и любителями автогонок.

Dome F105

Компания Dome (переводя на русский – сон ребёнка(Kabushiki Kaisha Dōmu)) была основана в 1975 году братьями Минору и Шойчи Хаяши, и изначально это была автостроительная компания. В 1978 году на Женевском автосалоне они представили концепт своего автомобиля: Dome Zero.

Dome Zero

Данный концепт оснащался двигателем Nissan L28 и выглядел весьма футуристично, для своего времени. В следующем году на автосалонах в Чикаго и Лос-Анджелесе был представлен прототип Dome P2, но он не прошёл утверждение во внутрияпонских комиссиях, и проект был свёрнут.

Dome 85C

После этого команда не опустила руки, а наоборот, переключила своё внимание на автоспорт: они стали работать на TOM’S, спортивное подразделение концерна Toyota. За время сотрудничества они спроектировали два прототипа Группы C: Dome 85C и Dome86C, которые принимали участие в All Japan Sports Prototype Championship и World Sportscar Championship.

Hayashi 320

В это же время Минору помогает своему двоюродному брату, Масакадзу Хаяши, с производством болидов для японской серии Formula-Junior 1600, после чего принимаются конструировать болид класса Formula Three. Шасси Hayashi 320 стало первым громким успехом компании, и даже участвовало в Formula-Atlantic, но затем в Hayashi Racing был кризис идей, и в 1986 году команда в последний раз вышла на старт, после чего была расформирована.

Марко Апичелла в 1994

Потеряв несколько лет на разработке очередного дорожного автомобиля, в 1991 году Dome сосредоточилась на разработке шасси для серии Formula-3000, и после успеха 1994 года, в котором Марко Апичелла завоевал титул в Japanese Formula-3000 на шасси Dome F104, команда решилась на создание команды Формулы-1.

Dome F105

Нельзя сказать, что проект был основан на голом энтузиазме. На фабрике команды Dome была полноценная аэродинамическая труба, с возможностью продувки 25-процентных моделей , системы автоматического дизайна и производства оборудования. Всё это позволяло команде спроектировать весьма конкуретноспособный болид. К команде присоединился экс-менеджер команды Минарди, Тадаши Сасаки. Тест-пилотами были объявлены Марко Апичелла , Наоки Хаттори и Синдзи Накано.

Dome F105 в разрезе

Летом 1995 года разработкой болида занялся Акиёши Оку, который так же проектировал чемпионский Dome F104. Под его влиянием болид оснастили старыми коробками передач и системами охлаждения, которые применялись в Minardi M194. Немало слухов породило оснащение шасси мотором Mugen-Honda V10. Журналисты предположили, что таким образом Хонда намерена вернуться в Большие Призы, но данные слухи не нашли подтверждения.

Dome F105

Монокок был из карбона, как и все болиды того времени; подвеска с двойными поперечными рычагами , производства Showa; шины поставляла американская компания Goodyear. Этот шаг породил очередные слухи о том, что Dome будет поставлять информацию Bridgestone, но как и в случае с моторами, это были лишь слухи. Болид был выкрашен в традиционный , для Японии, белый цвет, с флюорисцентной жёлтой полосой вокруг кокпита и кожуха двигателя. Машину показали широкой публике 18 марта 1996 года, буквально через день, после окончания сборки болида.

Презентация болида

Обкатка болида прошла на трассе Mine, после чего программа тестов была перенесена в Сузуку, чтобы иметь возможность сравнить результаты с действующими болидами Формулы-1. К апрелю болид «накрутил» на трассе 550 километров, после чего потребовалась замена мотора. К маю шасси преодолело 900 километров, после чего команда смогла подобрать базовые настройки. Апичелла жаловался на избыточную поворачиваемость во входе в поворот, и недостаток при выходе. Так же возникали проблемы с тормозами и отсутствие аэродинамического баланса. Настоящим «бичом» команды стали утечки масла, одна из которых привела к уничтожению первого прототипа.

У команды были планы создать и использовать базу в Европе, и провести летом тесты на трассах Гран-При, но эти планы не были реализованы из-за отсутствия финансов. После Гран-При Японии 1996 года были проведены  тесты на Сузуке, которые стали для команды холодным душем.

1.46.270, именно таким стало лучшее время, показанное Наоки Хаттори. Учитывая время поул-позишн Жака Вильнёва (1.38.909) и правило 107%, Наоки не попал бы на стартовое поле, проиграв три десятых секунды.

Dome F105 на трассе
Dome F105 на трассе

Отсутствие спонсоров привело к тому, что команда отказалась принимать участие в сезоне 1997 года. Вдобавок, из команды ушёл Накано, который стал пилотом Prost GP. В течении нескольких лет Сасаки безуспешно пытался вывести команду на старт. В 1998 велись переговоры с различными компаниями, даже были переговоры с нигерийским принцем Маликом, который спонсировал Arrows, но переговоры провалились. В 1999 были переговоры с некой голландской компанией, в результате чего были планы создания шасси Dome F106, взамен устаревшему F105, но после провала переговоров с Хондой на поставки двигателей, команда прекратила свои попытки выйти на старт.

Dome до сих пор занимаются автоспортом, в 2012 году прототип Dome S102.5 с моторами Judd 3.4 V8 принял участие в 24 Часах Ле-Мана за команду легендарного Анри Пескароло. К сожалению, экипаж Николя Минассана, Себастьяна Бурде и Сейджи Ара был не классифицирован по результатам гонки из-за проблем с надёжностью.

Dome S102.5

Кто знает, если бы команда нашла должное финансирование, если бы у них были пилоты посильнее Апичеллы и Хаттори, если бы… Но истории было суждено иначе поступить с командой.

С вами был Никита Голосов, до скорых встреч! 

P.S.: На закуску несколько фото Dome F105 из музея компании!  

Dome F105
Dome F105
Dome F105