5 мин.

А я похвалю Черчесова: он умеет признавать ошибки, перестроил команду после Бельгии, разнообразил игру

Выжал что мог.

Черчесова пинают после любых косяков сборной. Часто – заслуженно, еще чаще – сваливая в кучу все претензии: раздутое эго, зарплату в 2,5 млн евро, связи с Агузаровым, специфический юмор, принципиальность там, где она не нужна. 

Скажу честно: перечисленное мне тоже далеко не близко. Но я за справедливость: пока Черчесов дает результат лучше, чем тренер европейского формата, Слуцкий или Ярцев, который зарабатывал 60 тысяч евро в год и был доволен. Поэтому прямо сейчас Черчесов меня устраивает. А если я вижу адекватные поступки, то готов ему респектовать. Например, как после матча с Финляндией. 

Черчесова считают безмерно упертым, будто для него есть всего две идеи: своя и неправильная. После второго тура гипотеза рассыпалась: Станислав показал себя гибким тренером, перетасовав состав, к которому пришел по итогам сборов. Шунин, ради чьего спокойствия на Евро вроде бы не взяли Гильерме, заслуженно сел на лавку. Накосячивший Семенов – а в него тренер долго верил не меньше, чем в Дзюбу – тоже. В старте одновременно вышли Головин и Миранчук – те, кого, как считается, Черчесов так и не научился совмещать, поэтому выпускал только одного. 

На наших глазах подобные догмы ломаются не в первый раз. ЧМ-2018 сборная тоже начинала со Смоловым и Дзагоевым в старте, а герои турнира – Дзюба и Черышев – смотрели начало матча с Саудовской Аравией из запаса. 

Черчесов умеет меняться и признавать неправоту. Возможно, он никогда не сознается на словах, но дела – гораздо важнее. 

Поменять состав было половиной работы. Главная претензия по итогу матча с Бельгией – сборная не предложила ничего лучше, чем глупые забросы на Дзюбу. На Финляндию вышла другая Россия. Да, я в курсе, что Дзюба выиграл 11 верховых единоборств, а значит, на него по-прежнему грузили много. Но это случилось уже во втором тайме, когда команда упростила игру. 

В первом тайме с трибуны я видел сборную, за которую хотелось болеть (про косяки обороны поговорим ниже): агрессивную, резкую, понимающую, чего именно от нее хотят и куда двигать мяч, если он у тебя 70% времени. Несколько раз (например, после трех подряд стенок у штрафной финнов; или после того как Марио постоянно оказывался у чужой штрафной и обострял) я кайфовал от стиля. Он все еще далек от идеала (четыре удара в створ за 100 минут – плохо), но такой России я все равно не видел давно и тем более – с Бельгией. 

В этой трансформации, которая произошла всего за четыре дня, тоже большая заслуга Черчесова. Можно все еще считать его усатым физруком, а можно увидеть, что он снова меняется и ищет новое. И у него получается. 

Да, побеждать самую слабую команду группы хотелось бы без нервов и с крупным счетом. Сложность в том, что для этого Черчесову нужны другие игроки. В комментах после Бельгии вы уничтожали Семенова. Вышедший вместо него Дивеев во втором тайме много раз спас, но перед этим – в первом тайме – вместе с Бариновым устраивал пожар почти при каждой контратаке финнов. Хорошо, что после очередного косяка Дивеев исправлялся. Например, упустил соперника, упал, но потом все же спас, после чего на него наорал Сафонов – и даже пихнул корпусом. 

Да что контратаки – в моменте с отмененным голом финнов именно защитник ЦСКА на ровном месте отдал неудобную передачу Кузяеву, и у того перехватили мяч. Будь на месте финнов более мощная команда – России запихнули бы два до перерыва, и никаких спасений во втором тайме у Игоря не было бы. 

Дело не только в защитниках – во всей команде, кроме Головина, Миранчука и Дзюбы, который просто сильно хочет. Остальные игроки из этого ростера не радикально оторвались от Семенова по уровню, поэтому Россия старается, играет достойно, но обыгрывает финнов всего 1:0. Черчесов отлично видит этот уровень. Весь первый тайм он эмоционировал так, что наверняка сделал больше ТТД, чем Оздоев. Видели кадр с как бы падением Станислава в технической зоне около скамейки? На самом деле он не поскользнулся, а почти сделал планку от недоумения – после того как Россия снова дошла до чужой штрафной и без борьбы отдала мяч финнам. 

Черчесов понимает, что его Россия вряд ли когда-то сыграет значительно качественнее. Потому что научить ее думать быстрее уже невозможно – подтверждает и Роман Зобнин. Но из этого состава он реально выжимает максимум. Дальше уже вопросы об эволюции. Например, почему одни игроки не боятся ехать в Европу и в итоге делают разницу, а другие уютно варятся в РПЛ и только ценой нарушений могут остановить футболиста «Рейнджерс» (Баринов и Оздоев получили желтые с разницей в семь минут, пытаясь сдержать Камара). Или почему в РПЛ по-прежнему так мало высококонкурентных матчей, где надо думать и действовать предельно быстро.  

Чтобы без нервов выносить Финляндию, нам нужен не новый тренер, а другая ментальность футбола. Начать можно хотя бы с признания, что Бельгия – все-таки космос, а мы всего на гол сильнее Финляндии. 

В отличие от некоторых игроков, Черчесов это, кажется, понимает. Четыре дня назад он не понтовался, а признал: после первого гола игра сломалась. После Финляндии – вспомнил, как важно выходить из зоны комфорта (комментируя переезд Миранчука в Италию на пресс-конференции, тренер сказал: «Я изначально сказал, что приветствую переход. В его карьере это большой шаг. Как для футболиста, так и для личности. Важнее даже как для личности, потому что футболист он всегда был хорошим, но нужно было выходить из зоны комфорта»). И вообще, заметьте, как меняется его риторика на больших турнирах: минимум дерзости, только осторожность и скромность в оценках будущего.

Черчесов не такой поверхностный, как его представляют. Он понимает футбол, видит косяки и исправляется. 

Сегодня мне хочется его похвалить.

«Я же не с улицы вратаря взял». Черчесов – о победе над финнами и новом составе

Радует, как игроки отреагировали на резкую смену состава после первого матча. Чем-то напомнило ЧМ-2018

Давайте пожмем руку Сафонову 🤝 Ему не пришлось летать по девяткам, но он был смел и заряжал других

Пора считать расклады! Скорее всего, для плей-офф хватит ничьей с Данией

Фото: REUTERS/Kirill Kudryavtsev; РИА Новости/Александр Вильф