13 мин.

Сергей Скорович: «Хорошо было бы спеть в конце турнира «We are the champions»

Интервью главного тренера мужской сборной России по мини-футболу Сергея Скоровича о впечатлениях от Олимпиады-2020 в Токио и о предстоящем чемпионате мира-2021.

- Сергей Леонидович, Вам удалось посмотреть Олимпийские игры? - Олимпиаду смотрел, когда время было, следил за нашими спортсменами. И в июле, когда всё только началось, и на сборе, с утра, до тренировки и днём в перерыве между тренировками смотрел трансляции. Почти всё смотрел, волейбол, и мужской, и женский, плавание, гандбол, художественную и спортивную гимнастику, борцов, боксеров, легкую атлетику, да почти всё можно перечислять.

- В Токио впервые в программе появился баскетбол 3х3, и вызвал много споров – нужен он или не нужен.

- Я знаю, что наши сборные стали серебряными в этом виде, но матчи не смотрел. Я баскетбол 3х3 видел вживую на Юношеской Олимпиаде в 2018 году, когда там впервые выступала наша команда по мини-футболу. Баскетбол 3х3 прошел путь просмотров и дебютировал на большой Олимпиаде, стал олимпийским видом спорта. Поэтому у нас есть большая надежда, что футбол 5х5, футзал, тоже когда-нибудь будет в программе летних Олимпийских игр. Да, есть большой баскетбол и баскетбол 3х3, есть большой футбол и мини-футбол. Но при внешней схожей атрибутике – это совершенно разные виды спорта, самостоятельные виды спорта, со своей спецификой и правилами. Сравнивать их совершенно некорректно. Не случайно ведь в мужскую сборную 3х3 не смогли пробиться баскетболисты, выступающие за сборную страны по баскетболу – к игрокам другие требования, они должны быть многофункциональны, нужны другие навыки, другие опции.

- Олимпиада-2020 во многом стала уникальной и принесла участникам подчас неожиданные трудности. В зальных игровых видах спорта, в частности, команды выступали в огромных пустых залах, системы кондиционирования работали, а без зрителей конденсат оседал на площадках и обувь у спортсменов постоянно проскальзывала. На чемпионате мира по мини-футболу тоже могут ведь возникнуть такие проблемы, требования ФИФА к площадкам известны, то есть арены будут огромные?

 - Вообще ещё не известно, будут на нашем чемпионате мира болельщики в залах или нет. ФИФА обещает определиться с этим позже, пока же нет ни запрета на присутствие болельщиков, ни разрешения. Так что мы не знаем, будут ли болельщики на трибунах, и если будут, то в каком количестве. В Японии, прежде всего, на изменение характеристик терафлекса повлияла погода, в Токио стояла жара и кондиционеры привели к такому эффекту. Мы будем играть в сентябре, температур выше +30 в Литве на улице быть не должно, и, думаю, таких проблем с конденсатом не возникнет. В современных залах мы с такими проблемами не сталкивались, ни с конденсатом, ни с низкой температурой воздуха на площадке из-за отсутствия зрителей. Мы ездили, играли в 2020 и в 2021 году, уже с ограничениями, всё было нормально. Сейчас мы находимся на подготовке на базе в Нижегородской области, здесь стоит жаркая погода. Мы тренируемся в небольшом зале без трибун и покрытие всегда влажное, конденсат оседает. Вентиляция работает, но она не справляется, и чувствуется, что паркет напитался влагой. И тут возникает проблема, мы сами не скользим, но мяч тормозится, мы не можем его разогнать так, как нам нужно, потому что есть большая разница, когда дерево сухое, или оно мокрое.

 - То есть не угадаешь, какие и откуда могут появиться технические трудности?

 - Приедем в Литву, и там уже на месте будем ориентироваться по состоянию покрытия.

 - Особенностью Олимпиады в Токио стало также то, что спорт явил миру свой звук. На трибунах была тишина, и стало слышно, что говорят спортсмены, что говорят тренеры, как звучат спортивные снаряды, как звучат матчи и взаимодействия атлетов с инвентарём. Футбольный Евро-2020 тоже звучал по-новому, если раньше была общая картинка и общий звук, то сейчас микрофоны выставляются на поле так, что стало слышно все удары мяча. Но Олимпиада своим звуковым рядом открыла болельщикам многие виды спорта с новой стороны.

 - Да, раньше спорт с этой стороны знали только профессионалы, слышали эти звуки в тренировочном процессе или в каких-то закрытых соревнованиях. Мне кажется, это большой плюс. В игровых видах спорта зрители услышали контактную борьбу, стыки, как трещит рвущаяся форма, как идёт борьба кость в кость, как сбиваются тела, когда слышен хруст суставов, когда масса встречается с массой, а скорость накладывается на скорость, как спортсмены падают на площадку. На мой взгляд, это добавляет антуража, добавляет понимания, больше вовлекает, даёт больше почувствовать игру.

 - Вы знаете, как звучат в игре все футболисты в сборной. С закрытыми глазами сможете определить, кто пробил и как пробил?

 - Насчет того кто – не уверен, а как – это слышно по мячу, получился удар у игрока или не получился, хорошо игрок попал или, как говорят бильярдисты, киксанул. Помню, у нас был тренер, который при неправильном звуке удара говорил, мол, ты чего как ладошкой по пятой точке хлопнул, по мячу надо бить, так бить. Звук – важная часть спорта. Для болельщиков футбола такие новшества в трансляциях – это здорово, потому что даёт эффект присутствия. Почему футбол интересно смотреть вживую? Потому что ухо слышит все звуки с поля, как летит мяч, как пасуют, как принимают, как бегут футболисты, как отзывается поле. А когда в телевизионной трансляции сто тысяч голосов на трибунах ревёт, то этот гул всё заглушает, и эффект другой. И это касается всех видов спорта. Поэтому Олимпиада-2020 дала всем нам такие возможности практически побыть в Японии. Плюс было много онлайн-трансляций без комментаторов и казалось, что ты находишься прямо около спортивных площадок, даже слышишь, как атлеты дышат. 

- На Олимпиаде стали слышны имена-обращения-прозвища спортсменов и тренеров. Сергей Леонидович, а к Вам как в сборной футболисты обращаются?

 - Меня в сборной все называют Леонидыч, и в глаза, и за глаза. А те игроки, у кого русский язык второй, называют тренер.

 - В тишине в Токио выяснилось, что спортсмены в разных видах спорта, не только в игровых, много между собой и с тренерами разговаривают на площадках. И часто тренеры прямо требовали, чтобы игроки на площадке помогали команде голосом. На этом фоне наша сборная по мини-футболу выглядит довольно молчаливо, если вспоминать матчи, которые проходили без зрителей.

 - Мы – да, больше на площадке работаем, чем разговариваем. Но подсказ существует обязательно, без этого никуда. Большая часть разговоров приходится на реализацию стандартов, когда идут подсказки и уточняются договоренности. И второй повод – игра в обороне, когда мы делаем определенные перестроения.  Тут я всегда прошу наших футболистов дублировать голосом определенные действия – левее, правее, спина, левая нога и так далее. Особенность мини-футбола в том, что футболисты при смене, прибегая на лавку, сразу высказывают друг другу пожелания и обсуждают недочеты, сразу проговаривают, что получилось, что не получилось, как надо дальше действовать, что можно изменить или поправить. Лавка у нас всегда живёт и реагирует на происходящее на площадке. Иногда мне приходится футболистов успокаивать, останавливать проявление чувств и просить не влиять на игру так активно. Потому что эмоции не всегда хорошие, и не стоит их дополнительно передавать с лавки тем футболистам, которые находятся на поле. У игроков на площадке должна быть холодная голова, они должны делать то, что необходимо, поэтому пыл лавки и эмоциональный поток порой приходится останавливать.

 - То есть спортсмены на площадке всё слышат, какие бы страсти там не кипели?

 - Иногда делают вид, что не слышат, но слышат всё.

- Одна из наших экс-ганболисток, которая под руководством Евгения Трефилова в Рио-2016 выиграла с командой «золото», сказала, что своего бывшего тренера из Токио слышала даже в Москве, через телевизор, как он подсказывал команде с трибун.

 - Кого надо, того точно слышат, на главного тренера команды, на его голос, свист, крик все уши игроков настроены в любой игре.

- Если вернуться к подсказам, вот какой вопрос. Понятно, что футболисты на турнире находятся в разной форме. Например, на раскатке Вы видите, что кто-то сегодня просел, а кто-то наоборот, лучше двигается. Идут корректировки для партнеров, для вратарей, например, по скорости ввода мяча, по прокидыванию на ход? Или игроки уже сами на опыте подстраиваются друг под друга?

 - Многое, действительно, считывается на опыте. Потому что постоянным партнерам видно, кто сегодня в каком состоянии, что, например, кто-то сегодня не бежит так быстро в отрыв как нужно или как он бегал до этого. И вратарь, и полевые это видят, поэтому с мячом работают с учетом этого. И от тренеров идёт подсказ, и на поле, и на лавке говорим, как будем играть, в какой отрезок времени, на какой смене нужно ускорить игру, нужно играть более агрессивно, когда играть в прессинг, проводить быстрые атаки или, наоборот, берем в игре определенную паузу. Это зависит и от отдельных игроков, и от общего состояния команды. Условно, можем ли мы играть в прессинг, или у меня из одной четверки два футболиста могут сегодня и сейчас так играть, а два не могут? Играем ли мы на средней мощности всё время или через временные паузы периодически включаемся на всю мощь? Всё корректируется по ситуации, по ходу игры, по ходу смен.

 - Участники прошедшей Олимпиады, спортсмены и тренеры отмечали, что если раньше на больших турнирах волновались за своё выступление, за результат, за то, кто будет в соперниках, то сейчас наибольшее волнение вызывало ожидание результатов ПЦР-тестов.

 - Мы играли отборочные матчи чемпионат Европы-2022 в уже новых, пандемийных реалиях, и могу сказать, что действительно, чувство ожидания результатов тестирования не очень хорошее. Так что соглашусь, это не комфортно. И футболисты были в ожидании, в напряжении, и, конечно, тренер. Потому что берут тесты и ты до последнего не знаешь, кто из команды будет в твоем распоряжении, если что-то не дай Бог. Мы привычны к тестированиям, допинг-пробы берут постоянно. И тут у нас никогда не было сомнений в результатах, у нас спортсмены всегда были чистыми. А коронавирус – штука коварная, смотрите, сколько на Олимпиаде было и недопусков к соревнованиям по прилету, и потом заражений и отстранений уже по ходу Игр. Поэтому вся подготовка к матчам и у нас будет проходить в ожидании, что вдруг кого-то из состава не окажется, потому что нельзя будет задействовать из-за результатов анализа. Неприятное ощущение, когда нет уверенности, когда нет твердой почвы под ногами.

 - Олимпийский цикл для летних видов спорта в этот раз продлился не четыре года, а пять. И тоже многие отмечали, что каких-то молодых спортсменов в 2020 году на Олимпиаде бы просто не было – из-за возрастного ценза, из-за отсутствия опыта или по каким-то другим причинам, а отложенные Игры изменили расклад сил. Шансы Антона Соколова поехать на чемпионат мира в 2020-м были бы такими же, как в 2021-м?

 - Соколов и до этого привлекался в сборную. Мы планомерно двигались в этом направлении, чтобы подготовить этого спортсмена к сборной. Но, возможно, его появление в сборной было бы нами отложено на будущее, если бы не было этого дополнительного года. С другой стороны, сейчас есть травмы у наших игроков, которые не позволят им выступить на чемпионате мира, а в прошлом году они бы точно участвовали. В частности, Дима Лысков, который получил тяжелую травму и сейчас проходит реабилитацию. Так что кому-то эти отложенные старты дали шанс, а кого-то наоборот, забрали.

- 19-29 августа в Москве, во время второго сбора у мини-футбольной команды будет проходить чемпионат мира по пляжному футболу. Будете поддерживать коллег?

- Поддерживать обязательно будем, дистанционно, будем по возможности смотреть трансляции на Матч ТВ. Выездов на турнир у нас не запланировано, УТС подразумевает занятия в двухразовом режиме, это серьезная нагрузка. К тому же в Москве расстояния большие, всегда плотный трафик, добираться куда-либо тяжело и долго, а мы не можем себе позволить выбиваться из графика подготовки к нашему чемпионату мира.

 - По поводу использования VAR на чемпионате мира по мини-футболу появились какие-то разъяснения от ФИФА?

 - Пришло официальное письмо, через несколько дней будет видеоконференция с командами-участницами. Там будут разъясняться все правила применения VAR, все нюансы и как эта система будет действовать. Обычно, когда команды прилетают на чемпионат Европы или чемпионат мира, собирается большое техническое совещание. Там бригада арбитров, инспектор и судья, рассказывают, какие будут новшества, какие будут поправки, на что судьи будут особенно обращать внимание. Там нам показываю даже видео какие-то игровых моментов, чтобы мы могли футболистам заранее донести, как будут трактоваться те или иные действия на площадке. Поэтому, думаю, что в Литве нам ещё раз всё проговорят, но видеоконференция по VAR пройдёт заранее, так что у всех будет время обдумать и переварить информацию.

 - На Олимпиаде российские спортсмены выступали без гимна страны, его заменил первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. И на футзальном чемпионате мира будет звучать эта музыка. Вы полностью слушали это произведение? Концерт длится почти 40 минут, как мини-футбольный матч, и при желании в нём можно услышать все футбольные ноты.

- Я слышал ту часть, что использовалась в Токио, когда включали на награждении чемпионов или перед матчами.

- А футболисты слушали?

- Думаю, навряд ли.

- Не снесет потом мощью великого русского композитора с непривычки?

- Надо разбираться в музыке, чтобы понимать все тонкости. Есть виды спорта, которые непосредственно связаны с музыкой – фигурное катание, художественная гимнастика, но в футболе-то этого нет. Поэтому, думаю, у футболистов всё проще – им включили музыку, они постояли, послушали перед игрой, а кто это - Чайковский, Бетховен, Рахманинов, думаю, не отличат. Гимн – это другое. Это главное музыкальное произведение страны, его все знают, за ним страна и история, у него есть слова, их можно петь. А Чайковский как классический композитор мало кому известен из футболистов и футбольных болельщиков. Попросите большинство напеть начало Первого концерта – мало кто сможет воспроизвести мелодию.

- Раз уж мы заговорили про музыку, в Токио с командой ОКР стала ассоциироваться известная песня группа Queen «We will rock you», которая стала теперь звучать как «We will ROC you».

- Мы в английской аббревиатуре будем называть не командой ОКР – ROC, а командой РФС – RFU. Но выступать будем под флагом ОКР, так что в отличие от Чайковского, «We will ROC you» спеть сможем. Но, положа руку на сердце, хорошо было бы спеть в конце турнира другую песню Queen.

- Вы о «We are the champions»?

 - Да, о ней (смеется). 

Справка

Чемпионат мира по мини-футболу среди мужских команд должен был состояться в сентябре-октябре 2020 года, но из-за пандемии решением ФИФА чемпионат был перенесён ровно на год и должен пройти с 12 сентября по 3 октября 2021 года.

ФИФА

Жеребьёвка распределила участников следующим образом: Группа A: Литва (хозяин турнира), Венесуэла, Казахстан, Коста Рика Группа B: Узбекистан, Гватемала, Россия, Египет Группа С: Таиланд, Португалия, Марокко, Соломоновы острова Группа D: Панама, Чехия, Вьетнам, Бразилия Группа Е: Ангола, Япония, Парагвай, Испания Группа F: Аргентина, США, Сербия, Иран В плей-офф чемпионата мира выходят по две команды из каждой группы, а также четыре лучшие команды из числа занявших третьи места.  Календарь матчей группы В: 12 сентября: Россия – Египет, Узбекистан - Гватемала 15 сентября: Узбекистан - Россия, Египет - Гватемала 18 сентября: Гватемала – Россия, Египет – Узбекистан На мундиаль сборная России отправится в статусе действующего вице-чемпиона мира. На турнире наша команда будет выступать под названием RFU (Russian Football Union - РФС, Российский Футбольный Союз) и под флагом Олимпийского комитета России (ОКР).

На учебно-тренировочный сбор команды вызваны следующие футболисты: вратари: Николай Балашов («Норильский никель», Норильск); Дмитрий Путилов («Синара», Екатеринбург); Альберт Цайдер (КПРФ, Москва); полевые игроки: Сергей Абрамов, Антон Соколов, Никита Фахрутдинов (все - «Синара», Екатеринбург); Сергей Абрамович, Артём Антошкин, Иван Милованов (все - «Тюмень», Тюмень); Андрей Афанасьев, Данил Давыдов, Николай Шистеров (все - «Газпром-Югра», Югорск); Иван Чишкала, Ромуло, Робиньо (все - «Бенфика», Португалия); Янар Асадов, Артём Ниязов (оба - КПРФ, Москва); Ришат Котляров («Динамо Самара», Самара); Руслан Кудзиев («Норильский никель», Норильск); Эдер Лима («Коринтианс», Бразилия).

 Валерия Зык, СА «PRa-техника»