12 мин.

Сергей Скорович: «Мы в любой форме будем сборной России»

Главный тренер мужской  национальной сборной России по мини-футболу Сергей Скорович – о лучших российских игроках прошлого сезона, санкциях, отборе на Евро-2022 в ковидных реалиях и о спортивной терминологии.

- На чемпионате мира по гандболу наша сборная из-за санкций WADA выступает как команда Федерация гандбола России и обозначается аббревиатурой RHF, сокращением от Russian Handball Federation Team. Флага нет, гимна нет, а вместе герба – эмблема федерации. Сергей Леонидович, уже известно, будут ли применены санкции к сборной России по мини-футболу, в какой форме будет играть команда? 

- На отборочные игры чемпионата Европы-2022 запретов от УЕФА не поступало, мы готовимся играть в своей форме с российской символикой, с гимном, с флагом и будем выступать как сборная России. По чемпионату мира пока информации нет. 

- Уже несколько дней спортивной общественностью обсуждается, какой музыкальной композицией можно на турнирах заменять гимн России при запрете на его исполнение. Кто-то предлагает классику, есть и другие варианты - песня «Катюша» или «День победы». У Вас есть какие-то свои предпочтения музыкальные? 

- Если окажемся без нашего гимна, то я за, и за «Катюшу», и за «День победы», это замечательные произведения, наши, родные, всем известные. Не разрешат – будем и в тишине выступать, главное, чтобы наша игра лилась, как песня, а ударная мощь была, как у легендарных «Катюш», сметающая соперников. Всё равно все будут знать, какую великую спортивную державу мы представляем, за какую страну бьёмся, в любой форме и с любой символикой будут знать, что мы – сборная России. 

- По организации отборочных матчей УЕФА выдало какие-то дополнительные предписания или регламент? Понятно, что игры пройдут без зрителей, журналисты должны для получения аккредитации предоставлять результаты отрицательного теста, а вот что касается именно команд – относительно проживания, питания, перемещений и любых контактов?

 - Регламент не изменился. На турнирах европейского и мирового уровня сборной команде обычно отводится один этаж или отдельное крыло в гостинице. У каждой команды отдельный конференц-зал, где проводятся установки и теоретические занятия. Чаще всего у команды своя зона для питания в общем зале, отделяемая от других ленточками, а если условия отеля позволяют, то отдельное помещение – например, изолированные банкетные залы. Тренировки проходят в разное время, если нужен транспорт – автобусы у всех разные, раздевалки тоже.

 - То есть, принципиально нового в организации отборочных матчей нет?

 - Ковидная история, конечно, внесла коррективы. Теперь УЕФА заранее собирает списки, чтобы знать, кто уже переболел коронавирусом, а кто не болел, всех в команде, игроки, тренеры и весь персонал, а также результаты анализов во время болезни и после нее. Перед матчами УЕФА не позднее, чем за 72 часа до начала игры, будет брать ПЦР-тесты, и уже по их результатам будут приниматься решение о допусках в чистую зону.

Сложности есть, даже чисто технические, я сам с этим столкнулся в Екатеринбурге, и в других городах такая же ситуация, когда клинико-диагностические лаборатории у нас не могут выдавать документы на английском языке.  Какие-то компании только вот сейчас вводят эти услуги или еще только будут вводить, а кто-то у нас болел в августе, в сентябре, в октябре, или тогда сдавали анализы на антитела – и с оформлением документов для УЕФА сейчас возникают проблемы. Но вот так мы учимся работать в новых условиях, все, и медики, и спортивные функционеры.

 - Вот еще «ковидный» вопрос: Вы в маске уже пробовали работать с командой на прошлом сборе или сейчас на УТС будете тренироваться?

 - Ещё не пробовал. Мы в масках перемещались только по отелю, а в тренировочном процессе, где все только свои, их не используем. А с прошлого февраля у сборной игр не было, практически год, в новых условиях мы ещё не выступали.

 - А что говорит УЕФА? Я спрашиваю, потому что на международных соревнованиях в баскетболе и в гандболе главным тренерам разрешено быть без масок, как и игрокам, а все остальные на лавке должны быть в масках. 

- Думаю, УЕФА разъяснит еще. В матчах квалификации Евро-2022 под эгидой УЕФА были главные тренеры как в масках, так и без масок. Действительно, в маске управлять командой тяжелее, мимику не разобрать, что-то не понятно, или плохо слышно, поэтому мы видим, что даже если тренеры в масках, в какие-то пиковые моменты многие ее опускают с лица, чтобы было их видно, что-то кричат, а потом надевают снова.  Поэтому как всё должно быть, пока я не знаю, как скажут, так и будет. Зрителей на трибунах не будет, поэтому уверен, игроки  меня и в маске услышат.

 - Давайте немного вернемся к теме иностранного языка. Матч ТВ на своих каналах периодически борется с использованием комментаторами и экспертами в эфире англицизмов, недавно был выдан очередной список запрещенных и нежелательных слов. В этих списках есть, например, французское слово «амплуа» и «терафлекс».

 - Амплуа – это позиция игрока на площадке, можно заменить.

 - Слово «позиция» происходит от латинского «positio», тоже не подходит, но давайте примем как вариант. А на что заменить «терафлекс»? Линолеум тоже не подходит, там два латинских корня  «linum» и «oleum» - лён и масло.

 - Терафлекс никак не заменишь, это имя собственное, название определенного покрытия площадки. 

 - На мой взгляд, в спорте очень много иноязычных терминов, потому что это международный вид деятельности. Зачем что-то изобретать? Во-первых, эти англицизмы давно устоялись и всем известны, во-вторых, заменить их на русском часто невозможно, а в-третьих, они позволяют экономить время, комментировать ситуацию в игре быстрее и ярче. Как перевести с сохранением динамики на русский баскетбольные «ростер», «аллей-уп», «пик-н-ролл», «ассист», «трипл-дабл», «данк»? Волейбольные «пайп» или «эйс»?

 - В футзале очень много терминологии испано-португальской, потому что там начинался наш вид спорта. Есть английский термин «дефендер», есть испанский «дефенсер» - так обозначается последний защитник. Два крайних игрока называются «ала», в переводе с испанского это «край», «пивоте» - это столб. Команда – «экипо», а все мы играем в экипировке. Если идти дальше, да, можно говорить не «голкипер», а использовать слово «вратарь».

 - Тогда и «футбол» нельзя говорить, а «ногомяч».

 - (Смеется). В Хорватии федерация так и называется – Хорватский Ногомётный Союз.

Я согласен с какими-то вещами по ограничению англицизмов. Действительно, иногда люди в жизни начинают чрезмерно использовать много английских слов, втыкают их везде, где не надо и куда ни попадя, коверкают русскую речь.

 - Но спорт – тот случай, когда терминология и попадя, и надо. А если кому-то непонятно, то стоит учить матчасть, чтобы разговаривать со специалистами на одном языке, раз интересуешься каким-то видом спорта. Разве нет?

 - Согласен, спортивная терминология – это подходящий случай для применения заимствованных слов. Попробуйте поговорить, к примеру,  о фигурном катании или экстремальных видах спорта без терминов. На русском заменить одним словом «риттбергер», «чоктау», «грэб», «мактвист» или «баннихоп» – нереально, это тогда будут не телерепортажи о соревнованиях, а одна и та же вводная лекция для начинающих болельщиков.

 - Тогда давайте вернемся к теме для тех, кто в курсе, к подведению итогов прошлого сезона и к выбору лучших игроков. Есть две версии - выбор АМФР и выбор СМИ. Вы, как главный тренер сборной согласны с выбранными победителями или у Вас есть свои версии?

 - В этом сезоне я согласен с позициями лучших.

 - Давайте тогда пройдёмся по номинациям, начнем с вратарей.

 - У меня было две кандидатуры, это Дмитрий Путилов и Альберт Цайдер, лучшим был назван Путилов. Но тут, видимо, приняли во внимание то, что КПРФ в целом, всей командой своей игрой заработали чемпионский титул, а Путилов внёс весомый личный вклад в «бронзу» «Синары».  Для своего клуба Путилов имел большую ценность, для завоевания медалей после длительного перерыва. Вся эта история, когда он восстановился после травмы и тащил команду весь плей-офф на себе – она и была вознаграждена. Оба вратаря были достойны награды, я приветствовал бы и одного, и другого, и их вместе, если бы можно было выбрать двух победителей.

 - Лучшим нападающим признали Янара Асадова, который, к слову, свои голы отмечает испанским ликующим: «Vamos!» 

- Это традиция, все болельщики «коммунистов» и сборной уже привыкли, и ждут этого крика  (смеется).  Янар реально провел очень хороший сезон, он хорошо выглядел и мощно сыграл и в чемпионате России, и в Лиге чемпионов, на всех этапах турниров.

Как и вратарей, у нападающих есть пара, которая сыграла ярко – это Асадов и Ниязов. Янара признали лучшим нападающим, а Артема – лучшим игроком, тут всё по делу. Ниязов был очень полезен, выполнял большой объем работы, вел за собой команду, проявил много таких качеств, которые не всегда в нём проявлялись. Я увидел в прошедшем сезоне игрока уже другого уровня, более высокого, и надеюсь, что и в сборной Ниязов тоже проявит себя в этом качестве.

Мог ли кто-то конкурировать с этой парой? Если оглянуться на год и пройтись по всем командам, то в числе нападающих можно вспомнить только Абрамова. Сергей выдавал яркие матчи, но часто был травмирован, постоянно пропускал игры и в целом провёл неровный сезон именно из-за здоровья. И есть большая разница, провел футболист 40 игр или 10.

Что касается остальных – болельщицкие мнения могут быть разными, пристрастий у всех хватает – клубных, региональных, персональных.  На мой личный взгляд, номинанты на подобные премии должны добиваться успеха со своими клубами. Асадов и Ниязов со своим клубом завоевали чемпионский титул в Росси и с первой попытки стали третьими в Лиге чемпионов. Вот это – показатели ценности игроков.

Если ты лучший бомбардир, и ты суммарно забил больше всех мячей, это вопрос статистики. Ты можешь играть в команде, которая занимает последнее место в турнирной таблице, но, условно,  для своего личного показателя можешь забивать много таким же аутсайдерам или середнякам с проблемами в обороне. Назабивал – молодец, показал себя, победил в рейтинге. Сейчас  наибольшая сумма была у Валеры Демина – красавец, он и лучший.

Для победы в остальных номинациях ты должен отработать на клуб, чтобы твоя команда добилась успеха. А если твоя команда, к примеру, вылетает в первом раунде плей-офф, то какой ты лучший нападающий? Или, да, может быть один ярчайший гол за год, даже невероятный, и этот ролик будут крутить на футбольных сайтах, но что от этого команде, если её нет в числе первых? Согласен, можно посмотреть, восхититься мастерством и стечением обстоятельств,  но  «Гол тура» или даже MVP отдельной встречи - это одно, а лучший нападающий сезона – это совершенно другое.

Поэтому – какие и где другие нападающие? Кто с травмами был, кто просто не дотягивает. Заслуженно выбраны Ниязов и Асадов – у них был именно сезон, который они провели, повторюсь, качественно, ярко и полезно. 

- Лучшим защитником стал Ромуло.

 - С этим выбором я тоже согласен.

Надо изначально сказать, кто такой защитник. Мы говорим о футболисте, который играет против нападающего, против столба, его задача – нейтрализовать форварда.

Если посмотреть, то можно назвать Ромуло, Нандо – в КПРФ, Бурков – с натяжкой. Тюменский вариант -  Абрамович, Упалев, у «Синары» есть Сорокин. На этой позиции могут играть Кутузов и Давыдов, если нет других людей. А больше – где защитники?

Ромуло провёл хороший сезон, был и лидером команды, и забивал, и отдавал. Понятно, что были игры, которые хорошо ему удавались, а какие-то – не очень, но его команда наверху, он – наверху. Можно было бы сравнить Ромуло с Нандо или с Абрамовичем, но у меня победитель этой номинации вопросов или сомнений не вызывает.

 - Лучших молодых игроков в разных рейтингах два – Антон Соколов и Максим Окулов.

 - Я согласен с выбором Соколова.  Если сравнивать Соколова и Окулова, то Антон лучше, стабильнее и позитивнее играет. Конечно, он выделяется среди нашей молодежи, и в моем личном рейтинге он, безусловно, находится выше. Но я к Антону не отношусь как к молодому, он давно уже играет, давно находится в системе сборных, он опытнее и мастеровитей других молодых, и я к нему предъявляю требования как к игроку национальной, а не молодежной сборной, и оцениваю с этой точки зрения.

Поэтому АМФР с небольшим авансом на будущее присудило номинацию Окулову. Он многие матчи сыграл в чемпионате России достаточно хорошо, если смотреть на него как на молодого футболиста. Если вынести за скобки Антона Соколова и сравнить всех молодых в разных клубах, то Окулов здесь выделялся, если рядом поставить Герейханова, Карпова, Карпюка и так далее. И в молодежной, юношеской сборной в прошлом сезоне Окулов был одним из лидеров, а тот же Герейханов был в тени. Поэтому на общем плане выбор АМФР справедлив. И, опять же, Соколов уже признавался лучшим молодым, надо и других видеть, и давать им стимул.  Мы же не можем Антона хвалить пять-шесть лет подряд только за год рождения. Отметили в прошлом году, надо теперь расти дальше и выше, развиваться, нацеливаться на другие номинации, сравнивать себя не со сверстниками, а с лучшими игроками страны.

 - Если обратиться к сборной, то победители номинаций Ниязов, Асадов, Ромуло, Путилов, Соколов – они себя в сборной проявляют. А вот Демин – нет, шансы у него были, а результативности – не особо.

 - Согласен. Результат надо показывать и с сильнейшими командами, поэтому, например, в НХЛ есть рейтинги регулярно чемпионата и плей-офф, и фамилии самых ценных игроков, и других полезных хоккеистов не всегда совпадают, картина другая. Возможно, АМФР тоже в будущем разделит премии по периодам. 

- Хорошо, теперь мы знаем рейтинг главного тренера сборной.

 - У нас же еще лучший клубный тренер есть, про это не будете спрашивать?

 - А что тут обсуждать? Тут было безальтернативно – Бесо Зоидзе выиграл со своей командой «золото» чемпионата России и «бронзу» Финала четырёх, он поэтому и лучший!

 - Всё правильно, да (смеется). Действительно, обсуждать нечего. Если выбирать по результативной шкале – КПРФ сказали свое слово и на российской, и на международной арене в прошлом сезоне.

Могли бы быть варианты, если бы КПРФ стали чемпионами, а «Тюмень» выиграла, например, Кубок России и стала финалистом Лиги чемпионов. Или если бы, бились бы в финале Лиги чемпионов и российского чемпионата два равных клуба. Вспомните, какие раньше были истории у «Динамо» и «Газпрома», когда исход серий решал один мяч в серии пенальти. Это была бы битва, можно было бы обсудить, проанализировать, оценить и выбрать, потому что два тренера своей работой доказали, что достойны звания лучшего. А у Бесо Гурамовича в прошлом сезоне конкурентов не было.

 - У сборной дальше всё по плану, УТС и затем две отборочные встречи чемпионата Европы, в Подмосковье и на выезде в Тбилиси?

 - Да. Мы соберемся буквально через пару дней, у нас будет неделя на подготовку. 29 января мы сыграем со сборной Армении, 2 февраля – со сборной Грузии, не пропустите трансляции!

 - В напутствие остается только пожелать от всех болельщиков: «Вперёд, Россия!»

Интервью с оценкой соперников сборной России по отборочной группе

Валерия Зык, СА «PRa-техника»

Фото АМФР