7 мин.

«Конский» футбол? Газзаев исходил из набора игроков». Воспоминания Ролана Гусева о ЧР-2003

Сезон-2003 ознаменовался убедительной победой ЦСКА и двумя резонансными отставками. Валерий Газзаев, несмотря на завоевание чемпионского титула, покинул армейский клуб по окончании сезона – перевесило поражение от скромного македонского «Вардара» во 2-м отборочном раунде Лиги чемпионов (1:2, 1:1). В свою очередь, Олег Романцев, окончательно рассорившись с Андреем Червиченко, был уволен из «Спартака» сразу после завоевания Кубка России

ЦСКА захватил лидерство в первом же туре, крупно обыграв дебютанта премьер-лиги казанский «Рубин» (4:0), и обеспечил себе золотые награды за тур до окончания чемпионата.

Трехкратный чемпион страны в составе армейской команды Ролан Гусев, который в 2003 году выиграл российское золото в первый раз, в самом начале беседы напомнил как раз об этом: «Как забрались после 1-го тура на верхнюю строчку турнирной таблицы, так ни разу ее и не покидали».

СИЛЬНЕЙШИЙ ЦСКА БЫЛ В 2005-м

— Слухи об отставке с поста главного тренера Валерия Газзаева ходили в середине сезона после того, как в начале августа произошло фиаско с «Вардаром». К тому же до 25 августа он совмещал работу в клубе и национальной сборной. Но, в конце концов, ЦСКА выиграл золотые медали, а тренера уволили. Вы, игроки, были удивлены?

— Да, для нас это была полная неожиданность. Я узнал новость на базе в Бору, где сборная готовилась к первому стыковому матчу с Уэльсом за право участвовать в Евро-2004. Подумалось, что аукнулось поражение от «Вардара».

— Это была единственная причина? Или сказалась критика за недостаточно зрелищный футбол в исполнении ЦСКА?

— Трудно сказать, чем именно руководствовались.

— Между тем произошел уникальный случай. На ум приходит только одна аналогия – увольнение Фабио Капелло из «Реала» после чемпионского сезона 1996/97: болельщикам и прессе не нравился стиль игры.

— Мне кажется, что главной причиной был все-таки «Вардар».

— Может быть, президенту клуба Евгению Гинеру захотелось попробовать иностранного тренера? В чемпионате-2003 «Зенит» с малоизвестным за пределами Чехии Властимилом Петржелой сходу занял в чемпионате России второе место. ЦСКА, между тем, выбирал, насколько известно, между Эктором Купером и Артуром Жорже, который в 1987 году выиграл с «Порту» Кубок европейских чемпионов.

— Наверное, этот фактор тоже сказывался. Но, так или иначе, через полгода Газзаев вернулся, и команда с ним выиграла еще два чемпионата страны, еще три Кубка (первый был взят в 2002 году – Прим. Team Russia) и даже завоевала в 2005 году Кубок УЕФА.

— Какой ЦСКА лично вам особенно нравился?

— Если по игровой модели, то, безусловно, особняком стоит команда 2005 года. Получился сплав достаточно опытных россиян и бразильцев. Карвалью с Вагнером Лав творили чудеса.

Вместе с тем подчеркну: Газзаев был мудрым тренером. В 2002 и 2003 годах игру ЦСКА критиковали, наш футбол называли «конским». Однако Валерий Георгиевич подбирал тактику под тех игроков, которые были у него в распоряжении. И добивался результата!

— Подстраивался под мощного нападающего Дениса Попова?

— Не только. У нас вообще была высокорослая команда. Все были хорошо готовы физически, играли постоянно в высоком прессинге и практически любую команду могли продавить.

В 2005 году был уже несколько иной футбол. В атаке присутствовало очень много импровизации. Бразильцы могли сотворить то, чего никто не ожидал.

— Собственно, ЦСКА существенно изменился еще в 2004-м. Зимой среди прочих пришел Карвалью, летом появился Вагнер Лав. Чемпионство же вы, если честно, тогда просто глупо упустили.

— Да. Сделали подарок «Локомотиву». За три тура до конца имели преимущество в 3 очка и сыграли в Москве вничью с «Крыльями Советов» и «Динамо». Это было уму непостижимо.

Вместе с тем пересматриваешь матчи 2003 года – и нет впечатления, что играли примитивно. Газзаев осознанно использовал стиль, который подходил игрокам, которые тогда были в команде. Мы просто переигрывали соперников. И, между, прочим, забивали больше всех. Прессинговали на чужой половине поля, при отборе мяча проводили быструю атаку через фланги с последующими прострелами. Часто использовали «стандарты». Оттого и создавалось определенное впечатление. А в 2005-м были и быстрые атаки, и контроль мяча – больше креатива.

— В 2002 году вы с 15 голами стали лучшим бомбардиром наряду с одноклубником Дмитрием Кириченко. При этом забили прямыми ударами со штрафных 6 голов, и в СМИ получил распространение, как теперь сказали бы, мем – «Штрафной Гусева – почти пенальти». Но потом ваш показатель пошел на спад. В чемпионате 2003 года забили 9 мячей, а со штрафных — три, включая навес, завершившийся голом, в матче с «Ротором» из 29-го тура, который стал для ЦСКА золотым. Почему несколько сбился прицел? 

— Соперники, понимая, чем это грозит, стали меньше нарушать правила вблизи штрафной площади. Да и не каждый год получается так, как хочется. Газзаев, надо сказать, всегда уделял большое внимание «стандартам». Мы оставались по три-четыре человека после тренировок и оттачивали их еще минут сорок, а то и час. Направляли мяч в ворота через искусственные «стенки». Нога «набивается». Если же не отрабатывать этот элемент, а исполнять штрафной с листа, то забить гол проблематично.

ЯРОШИК И ОЛИЧ В 2003-м БЫЛИ ЛУЧШИМИ ЛЕГИОНЕРАМИ В РОССИИ

— В 2003-м часть штрафных на себя взял новичок Иржи Ярошик…

— При этом он с них не забивал, хотя в начале чемпионата даже возглавлял список бомбардиров (чех забил в первых семи турах 5 голов, а всего за турнир – семь – Прим. Team Russia). Вместе с тем и он, и Ивица Олич, который пришел летом, безусловно, очень серьезно усилили команду. На тот момент это были лучшие легионеры в России (Ярошик, на которого претендовал также «Спартак», был приобретен у пражской «Спарты» за 3,8 миллиона евро, за Олича заплатили 5 миллионов. Это были всероссийские рекорды – Прим. Team Russia).

— Создавал ли Газзаев команду в противовес Романцеву? Другими словами, было ли у него некое философское противостояние «Спартаку», тонкому, изящному, но несколько легковесному в прямом смысле этого слова?

— Это были абсолютно разные команды. У Газзаева даже не прослеживалось ничего спартаковского ни в тренировочном процессе, ни в игровой модели. В любые года. При этом Газзаев прекрасно понимал, как играть против «Спартака», и матчи против него в те годы нам удавались.

— Весной 2003-го из «Спартака» уволили Олега Романцева, который не взял вас на чемпионат мира 2002 года. Как его отставку восприняли в ЦСКА?

— Никак. Старались не обсуждать спартаковские вопросы внутри своей команды.

— «Спартак» занял в чемпионате 2003 года 10-е место, худшее в своей российской истории. Оставался ли он, тем не менее, принципиальным соперником?

— Это принципиальный соперник, на каком месте он ни находился бы. И для ЦСКА, и для «Динамо». Так было, есть и будет, наверное, всегда. Отдельная игра с ним может сложиться как угодно.

— Вы перешли в ЦСКА из «Динамо» перед чемпионатом 2002 года. Вас, очевидно, пригласил Газзаев, знакомый по совместной работе в динамовском клубе?

— Полагаю, что это была его идея. Но и Евгений Леннорович (Гинер – Прим. Team Russia) настойчиво звал.

— Вас, между тем, приглашали и в «Спартак». Чем привлек ЦСКА?

— Гинер отличался конкретностью предложений. Кроме того, мы все знали, какие игроки идут в ЦСКА. Евгений Леннорович показывал список, кто будет в команде. Причем, футболисты из этого списка в ней в итоге и оказались. Я прекрасно понимал, что в такой компании можно добиться многого.

— 31 мая 2003 года за ЦСКА в Самаре впервые сыграл Игорь Акинфеев. Как вы отнеслись к дебюту 17-летнего парня? Не опасались, что ворота доверены мальчишке? 

— Ничуть. Он буквально сразу занял место, которое, казалось, ему и предназначалось. Еще на тренировках все удивлялись, насколько уверенно чувствует себя молодой парнишка. И в первой же игре Акинфеев проявил себя, отразив на 90-й минуте пенальти от Андрея Каряки. Позже он эту уверенность показывал и в тренировках, и в официальных матчах.

— Если сравнить состав ЦСКА 2003 года с тем, что был до прихода к рулю в феврале 2001 года Евгения Гинера, остаются Сергей Семак да Денис Евсиков, который невольно прославился тем, что в заключительном туре чемпионата 2003 года на 4-й добавленной минуте матча в Казани отправил мяч в собственные ворота и позволил «Рубину» обойти «Локомотив» в борьбе за бронзовые медали. Внутри команды подтрунивали над «бронзовой» коленкой Евсикова, о которой тогда писала пресса?   

— Немного потравили. Но при этом понимали, что автоголы случаются. Мы на матч уже выходили в звании чемпионов. Поражение все равно было неприятно, но расстроились, конечно, не так, как если бы оно имело турнирное значение.

— Пересмотрел тот гол. Честно, не могу себе представить, что в той ситуации Евсиков подставил колено специально.

— Да это полный бред, что тогда писали! Мяч из-за нескольких выпрыгнувших человек вылетел, и Евсиков просто не успел ногу убрать. Он, кстати, если помните, по окончании сезона в «Локомотив» перешел, которому как бы помешал выиграть бронзовые медали.

источник