2 мин.

Дмитрий Васильев: ЦСКА был частным только по происхождению

 

 

Бывший коммерческий директор «Динамо», «Москвы», «Урала» и «Ростова», последние годы работавший в Казахстане, рассказал о неумении российского футбола зарабатывать.

 

- Возьмем Евгения Гинера. Он же заинтересован в том, чтобы ЦСКА стал самоокупаемым?

- Гинер – злой гений российского футбола. Он как никто другой умеет зарабатывать на трансферах. Купить дешево, продать дорого, потом того же футболиста с выгодой взять в аренду – красавчик… При этом Гинер виртуозно манипулирует общественным мнением, создает через СМИ иллюзию того, что ЦСКА - частный эффективный клуб.

На самом деле его клуб (выношу за скобки недавнюю сделку с ВЭБом) был частным только по форме владения. По методам управления – и близко нет. Мы же понимаем, что «Россети» и «Аэрофлот» отваливали армейцам огромные деньги за пределами того, что мог предложить рынку ЦСКА. Это были чисто административные решения, мало чем отличающиеся от финансирования «Зенита» или «Локомотива».

А помните, как ЦСКА заключил спонсорский контракт с «Сибнефтью» Романа Абрамовича? По-моему, на три сезона по 18 миллионов долларов в год. Тогда Гинер в одной экономической газете красиво расписал, какие эффективные у него молодые менеджеры, которые писали письма в кучу компаний и, вот удача, нашли спонсора. Но дураку понятно, что менеджеры были ни при чем, и деньги «Сибнефти» перекочевали в бюджет ЦСКА, потому что так решили Гинер и Абрамович.

Только неэффективность «Газпрома», РЖД и Федуна позволяла ЦСКА, имея четвертый-пятый бюджет, выигрывать чемпионаты России. В какой-нибудь Франции в реальной конкурентной среде Гинер с условным «Осером» при своих подходах к футбольному бизнесу осел бы в середине таблицы Лиги 1, раз в 5-6 лет попадая в Лигу Европы. Не более.

- Все равно непонятно, какие претензии к Гинеру. Что именно он делает не так?

- У нас в каждом клубе перекос в компетенциях. ЦСКА, как я уже сказал, научился блестяще продавать игроков, но работать с болельщиками там как не умели, так и не научились. Вы были на их новом стадионе? Дело даже не в том, что он маленький и дешевенький. Арена просто некомфортная, потому что никто и не ставил задачу сделать ее другой…

«Зенит» в этом направлении работает в разы лучше. Но я как-то поинтересовался, какова доходность зенитовских фан-шопов. Мне сказали: меньше 5 процентов от оборота. И это в клубе, который продает лучше всех в России. А, скажем, «Фенербахче» имеет по всей Турции более 70 фан-шопов! Объем продаж там – более миллиарда рублей в пересчете на наши деньги, доходность с оборота – под 40 процентов. Вот и получается, что эффективность работы «Зенита» с болельщиками – тоже иллюзия. Бизнес-модель не работает.

К сожалению, развиваться сразу во всех направлениях наши клубы не могут, где-нибудь обязательно проседают. Помнится, Илья Геркус хвастался тем, что повысил выручку «Локомотива» от матч-дэя. А потом пришел Василий Кикнадзе и выяснилось: дополнительные затраты на привлечение болельщиков не приводят к увеличению прибыли. Концерты и граффити обходились клубу дороже, чем дополнительно проданные билеты.

 

 

источник