7 мин.

Главная теннисистка современности: Шарапова или Серена?

Закончим год мирно.

На стартовой неделе нового теннисного сезона впервые с US Open сыграют обе главные теннисистки мира: Серена Уильямс выступит на неформальном Кубке Хопмана в Австралии, а Мария Шарапова – на турнире WTA в китайском Шэньчжэне.

Уильямс и Шарапова – экс-первые ракетки мира и единственные из действующих теннисисток обладательницы карьерного Шлема – начнут год синхронно впервые с 2016-го. Тогда они стояли в рейтинге первой и пятой и встретились в четвертьфинале Australian Open, а вскоре на обеих обрушилась жизнь: Шарапова отправилась в 15-месячную допинговую ссылку спасать доброе имя, а Уильямс двумя выигранными «Шлемами» позднее ушла в декрет, чтобы после него стать послом всех женщин.

Три года спустя 37-летняя Уильямс не входит в топ-10 и повторила свой антирекорд из двух подряд проигранных шлемовых финалов, а 31-летняя Шарапова стоит в хвосте топ-30 и в 2018-м впервые за 15 лет потерпела четыре поражения подряд. Первая не выигрывала титулов с начала 2017-го, вторая – с конца, а свои последние матчи обе проиграли, хотя были фаворитами. В мировом рейтинге выше Шараповой только две теннисистки старше нее (одна из них – Серена), выше Серены – ни одной. Все вроде бы говорит о том, время обеих прошло, но в массовом сознании обе остаются главными теннисистками мира и, возможно, главными спортсменками: самыми медийными, влиятельными и богатыми.

***

Сравнивать их спортивные достижения, понятно, бессмысленно: по ним Серена превосходит игроков обоих полов и более-менее всех профессионалов планеты, а Шарапова даже из действующих теннисисток уступает не только ей, но и ее сестре Винус (пять «Шлемов» против семи, 36 титулов всего против 49). Но понятно и то, что их противостояние (или, по выражению раздела культуры Vox, «вражда») далеко не только про спорт – точнее, даже не так. Их конкуренция в принципе существует только за пределами корта, потому что, когда в спортивном соперничестве есть серия из 18 побед подряд, это называется другим словом.

«Говорят, Серена ненавидит Машу. Просто ненавидит». Шарапова против Уильямс

Но в эпоху бесконечного кроссовера индустрий и профессий звездная мощь обеих уже много лет так велика, что не зависит от спортивных результатов и баланса личных встреч (19-2 в пользу Уильямс) и не страдает от скандалов, тем более, что каждая мастерски моделирует свои промахи под борьбу за справедливость.

В результате остается один вопрос: кто главная теннисистка современности?

А, ну и еще один: так ли важен для этого статуса теннис?

Шарапова

Главный козырь Шараповой – это, конечно, ее marketability, успех у рекламодателей. Выигранный в 17 «Уимблдон» мгновенно сделал из нее икону, и, эффективно распоряжаясь своей востребованностью, Шарапова 11 лет следующих лет провела в звании самой высокооплачиваемой спортсменки мира. Она заработала под 300 миллионов долларов (с призовыми) и репутацию бренд-амбассадора, полностью оправдывающего нули в своих контрактах.

Рекламное портфолио Шараповой росло, пока она валидировала его победами на корте. Это открывало ей двери не только в дизайн-студии Nike и Porsche, но и на «Оскар», обложки Harper’s Bazaar, показы Стеллы и выставки Мэри Маккартни. В результате ее знают даже те, кто никогда не смотрел Australian Open, но любит моду и ироничные подписи в инстаграме – то есть примерно все, на кого рассчитаны продукты, которые она продвигает.

Это умение продавать (себя, свою легенду, своих спонсоров, свои конфеты) – ключевое для бренда Шараповой, хоть она и не любит, когда ее так называют. Она часто говорит про аутентичность и верность себе, но понятно же, что убедительные программные речи – именно то, на чем она зарабатывает и строит свою известность. «Она задает вопросы, встречается с боссами и креативщиками, чтобы как следует понять, что от нее требуется. На съемках она сразу отсматривает материал и говорит: нет, можно лучше. В бизнесе она будет еще сильнее, чем в теннисе – в ней очень силен соревновательный дух», – объяснял в этом году кропотливый процесс работы Шараповой со спонсорами ее агент Макс Айзенбад журналу Entrepreneur. Стоит ли говорить, что к собственному бизнесу она подошла еще более обстоятельно.

Из мельдониевого скандала Шарапова вышла с минимальными имиджевыми потерями, но ее теннисная карьера после него застопорилась. И здесь она тоже продемонстрировала роскошное стратегическое мышление – направила свое влияние туда, где ее перспективы роста лучше, – в бизнес. Она немного дистанцировалась от пустого образа улыбающейся блондинки с телефоном/духами/бутылкой воды в руке в пользу образа куда более содержательного и актуального. Шарапова стала усиленно позиционировать себя как независимую женщину с видением, хозяйку бизнеса и проводницу идей женского эмпауэрмента в духе героинь цайтгайста Эмили Вейс из Glossier и Уитни Уолф Херд из Bumble.

На старте теннисного сезона-2019 Шарапова не выглядит фаворитом даже скромного турнира в Шэньчжэне, но за межсезонье она поучаствовала в «Саммите влиятельных женщин» Fortune и подкасте «Секреты богатых женщин» The Wall Street Journal, а также провела встречу со своими протеже в рамках именной программы поддержки женщин-предпринимателей и занималась дизайном гостиничных спортзалов в рамках коллаборации с архитектором Staples Center. Снова представить ее чемпионкой «Шлема» трудно, но еще труднее – что у кого-то из нынешних чемпионок «Шлемов» за пределами спорта будет такое же громкое имя и внушительное бизнес-резюме, как у Марии Шараповой.

Уильямс

В расизме дело или нет (да, прямо с этого и начнем), Уильямс всегда по популярности уступала Шараповой, и даже гугл еще недавно исполнял такое. Но как раз эта маргинальность и дала Серене самую мощную платформу, которую только можно желать, – она сделала ее рупором социальной справедливости (подробнее об этом здесь).

Долгое время роль сильной женщины в мире мужчин и черной спортсменки в белом спорте не была для Уильямс основной. Но по мере того, как она становилась все более великой теннисисткой, ее голос становился громче, а влияние росло, и она постепенно его осознавала. Потом эффект Вайнштейна привел к тектоническому сдвигу в вопросах гендерного (и всего остального) равенства, и Серена Уильямс: женщина, чемпионка, черная, мать – оказалась сверхрелевантной фигурой.

Уильямс начала проповедовать: в GuardianFortune, на reddit, корте, пресс-конференциях и в Кремниевой долине. Параллельно – после допингового конфуза Шараповой – она стала самой высокооплачиваемой спортсменкой планеты и в результате трансформировалась в очень мощную фигуру: самую титулованную и богатую женщину мирового спорта с высочайшей социальной ответственностью. Там, где Шарапова стремится реализоваться за счет утверждения своего превосходства, Уильямс как бы говорит: мне неинтересно самоутверждаться, я выше этого, я переживаю за тех, кто придет после меня. Даже обсуждение книги Шараповой, где она представлена страшной и злопамятной, Уильямс смогла свести к собственной сознательности: «Я считаю, что женщины должны помогать друг другу. Мы всегда должны продвигать друг друга, и успех одной должен вдохновлять остальных, и я это тысячу раз говорила».

«Я больше никогда не проиграю этой сучке». За что Серена громит книгу Шараповой

Скандал в финале US Open если и ударил по имиджу Уильямс, то несильно. Associated Press на этой неделе назвал ее спортсменкой года и подтвердил: в 2019-м, чтобы быть важным спортсменом, нужно выходить за пределы спорта.

Фото: globallookpress.com/Han Yan, Panoramic/ZUMA Wire, Michael Weber IMAGEPOWER, Wang Ying; Instagram/mariasharapova