7 мин.

Осколки «Рубина». 6 причин, почему казанцы провалили первый круг чемпионата

«Рубин» выдал худший старт сезона в премьер-лиге за последние девять лет. Sports.ru разбирается в причинах.

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Ранний старт сезона

В нынешнем сезоне «Рубин» провел уже 23 матча – больше, чем любая другая российская команда. От середины июля по конец августа казанцы играли в режиме «через два дня на третий» и провели за полтора месяца 12 матчей во всех турнирах «полуторным» составом. При этом команда уверенно смотрелась на фоне фаворитов сезона – ЦСКА, «Зенита», «Спартака» – и превосходила в физике только вкатывавшихся в сезон соперников. 

Но ближе к осени все чаще бросалось в глаза то, как казанцы от матча к матчу теряли свежесть. То начинали матч, с трудом волоча ноги после игры еврокубка, то пропуская нетипичные для себя быстрые мячи после грубейших ошибок (вспомнить хотя бы «вынос» от Кверквелии во вратарскую в Краснодаре). Нехарактерная для «Рубина» слабая игра в обороне – следствие перестроения команды на атаку и отсутствия баланса между обороной и нападением. Команду без длинной скамейки подвел самый ранний для «Рубина» старт сезона за последние годы.

Потеря Саломона Рондона

До травмы в матче против «Томи» венесуэлец был автором 60% забитых мячей «Рубина» во всех турнирах. Купленный в срочном порядке свой воспитанник Мухаметшин, несмотря на красивую историю о возвращении блудного бомбардира, пока ничего толком так и не показал. Символичной выглядела игра в Краснодаре, где имея процент владения почти под 70 и больше 20 ударов по воротам, играя больше тайма в большинстве, «Рубин» не нашел футболиста, который смог бы сделать гол.

И дело не только в голах. Рондон проделывал существенный объем работы и помимо голевых подвигов – любой заброс, любой пас вперед в борьбу сопровождался рывком и, как правило, выигранным единоборством. Он продавливал и сминал оборону соперника так, как в «Рубине» раньше до него ни делал никто. Атака «Рубина» была заточена под такого таранного форварда – партнеры понимали его маневры, подстраивались под ответный пас или скидку, находили его освободившимся от опеки.

Показательно, что против «Локо» Бердыев предпочел вариант с Караденизом в качестве «ложной девятки». Однако это не помогло «Рубину» хотя бы на время забыть об отсутствии двух девяток венесуэльца.

Судейство

«Рубин» не единственный клуб сезона, где сетовали на предвзятое судейство, но претензии казанцев, пожалуй, обоснованнее, чем у других. Александр Рязанцев в первом туре против «Кубани» получил красную карточку вместо желтой. Пенальти в игре против «Крыльев» был назначен за игру Наваса рукой за пределами штрафной. Судья Александр Егоров отменил гол Еременко в Перми, а Артем Даниленко из «Волги» забил гол в ворота Рыжикова из положения «вне игры». После шоу Харламова в матче с «Томью» с сомнительным пенальти и прямым удалением Рязанцева Бердыев впервые в карьере вышел из себя – и остался за пределами скамейки на три игры чемпионата.

На самой длинной в нынешнем сезоне послематчевой пресс-конференции обычно спокойный и немногословный тренер произнес любимое словечко Анатолия Байдачного больше десяти раз: 

«Девять пеналей «Рубин» в том году не пробил в ворота соперника. Девять, *ля! А с этого года начинается опять та же самая картина, то же самое все! Пусть тогда объявят заранее, кто какие места должен занимать и не мучаться, *ля!», – сказал тренер, уступив место Виталию Кафанову на три игры.

Короткая скамейка

Анонсированное вице-президентом клуба Камилем Исхаковым стремление сделать в «Рубине» два равноценных состава в итоге закончилось подписаниями Кулика вместо покинувшего клуба Орбаиса, Гетигежева и Мавинга вместо ушедшего Ансальди, свободного агента Прудникова вместо Дядюна, Торбинского вместо Касаева и Вакасо вместо Торе, а получившего перелом Рондона должен был, по мнению тренеров, подменить хорошо им знакомый Мухаметшин. То есть в межсезонье клуб занимался по сути покупкой сменщиков, а не созданием команды на несколько фронтов с широкой обоймой. Ждавших от казанцев хоть какой-то попытки ввязаться в распродажу «Анжи» постигло разочарование, хотя почти все игроки из дагестанской команды оказались полезны новым клубам – «Зенит», «Спартак» и «Локомотив» соврать не дадут.

В обороне не нашлось достойной замены испанскому дуэту, из-за чего пришлось смотреть на сырого Кверквелию и уже не везде успевающего Шаронова. По ходу трансферного окна Бердыева регулярно спрашивали о том, кто будет куплен в случае травмы Рондона, на что тренер отвечал «ищем» – но больше это походило на «не каркайте». Оставшись без ведущего форварда, «Рубин» все равно отправляет на скамейку Прудникова и Мухаметшина в матче с «Локо». А Чори Домингес, которого болельщики все лето просили вернуть в Казань, тем временем забивает в Лиге чемпионов.

Маленькая посещаемость

Средняя посещаемость матчей «Рубина» после 14-го тура составляет около 10 тысяч в среднем за матч. Самые заполненные трибуны были в играх с ЦСКА (20 087) и «Зенитом» (15 142) в последние теплые дни лета, а так на домашних матчах «Рубина» обычно присутствует 5-7 тысяч зрителей. В Казани даже всерьез заговорили о борьбе за зрителя с хоккейным «Ак Барсом», который примерно на столько же заполняет «Татнефть-Арену», а в дни параллельных матчей КХЛ кто-то даже делал ставки на то, какой клуб соберет больше зрителей.

В недавнем интервью перед выездом к «Уигану» Сергей Рыжиков с ноткой грусти сказал о том, что полные английские трибуны не должны стать для «Рубина» негативным фактором, – наоборот, это подстегнет команду, играющую в такой обстановке по большим праздникам. Последний раз подобный праздник пришелся как раз на игру с нынешним лидером чемпионата, который героически был обыгран под рев полных трибун. Стоит ли удивляться, что в матче с «Локо» весь голевой задор хозяев иссяк сразу после ответного мяча Рязанцева, если фоном служат пустые трибуны «Центрального», которые без труда перекрикиваются гостевой трибуной московских болельщиков.

Резервист Еременко

Потенциально лучший игрок «Рубина» в нынешнем сезоне обрел статус баночника, а не безоговорочного игрока старта, как это было в прошлом сезоне. Лишь 3 матча из 13-ти в этом сезоне Роман провел от звонка до звонка, что существенно ударило по атакующим возможностям «Рубина». Часто оживляющий игру партнеров после выходов со скамейке финн к середине сезона подошел в состоянии, когда набранная им форма соответствует месту команды в таблице. Само собой не один Еременко этому виновник. Особенно когда тренерский штаб ставит тебя на не самые важные матчи в Лиги Европы, когда в чемпионате России, где сейчас любой матч как финал, отдает место зрителя.

Возможно, сказались перипетии летней саги с переходом полузащитника то в «Локомотив», то в «Динамо», а затем и слухи об интересе Рафы Бенитеса. Пару матчей старта сезона Еременко пропустил якобы из-за микротравмы, а позже в контекcте вопросов о финском баночнике Бердыев не раз сетовал на ненужность лимита на легионеров. Хотя в проигранном матче с «Волгой» в старте оказалось 5 россиян и снова не нашлось места для Романа. Матч с «Динамо» полузащитник как обычно не доиграет до конца, после чего эмоционально покинет поле и откажется от рукопожатий с и.о. главного тренера Виталием Кафановым, яростно размахивая одеялом от недовольства. «Вообще футболисты не любят, когда их меняют», – сказал Кафанов после матча. Но Еременко переживает эмоции скорее от потери статуса лидера клуба, который приносил «Рубину» победу в финале Кубка России, а так же не единожды делая игру и результат в важных матчах чемпионата и Лиги Европы.

После проигранного матча с «Локомотивом» Роман неохотно, но все-таки подошел к журналистам. Неохотно не потому, что не любит общение с прессой, а потому что не мог подобрать слов после очередного поражения, с разбитым видом тяжело хватаясь за голову и угрюмо потирая лицо. «Мы в яме и не можем выбраться…», – выдавил он. Наверное, Роман один из немногих, кто как раз способен вытащить «Рубин» из нее.