8 мин.

Абаскаль отказался доминировать? Стиль «Спартака» – попытка смешать «Барселону» и «Ливерпуль»

Корреспондент «Спорта День за Днем» и автор канала «Аналитика простым языком» Тимур Валеев специально для «Футбологики» провел анализ работы Гильермо Абаскаля в «Спартаке».

Мы уже говорили с вами о «Спартаке» буквально три месяца назад. Но в клубе традиционно все так быстро меняется, что пора вновь провести анализ, чтобы понять, что это теперь за соперник.

В новый сезон «Спартак» повел Гильермо Абаскаль, который сменил итальянца Паоло Ваноли, выигравшего Кубок России, обыграв в финале «Динамо» (2:1). Испанец провел трехнедельную предсезонную подготовку, поэтому можно говорить, что это уже совсем другая команда. И даже в короткий период из четырех матчей – от Суперкубка против «Зенита» (0:4) до разгрома «Оренбурга» (4:1) в 3-м туре чемпионата произошел целый ряд изменений, о которых мы тоже сейчас поговорим.

В какой футбол играет «Спартак» Абаскаля?

Несмотря на определенные изменения по ходу четырех матчей, на летних сборах Гильермо Абаскаль заложил базу с игровыми принципами, на основании которой строит дальнейшие детали игры.

Начнем с того, что теперь «Спартак» играет в две схемы: 4-4-2 ромб (основная) и 4-3-3 (вторая). Он сразу отказался от наработок Паоло Ваноли и его упорного использования тройки защитников.

Ромб «Спартака»

При начале атак «Спартак» использует короткий и средний пас. Безадресные длинные в борьбу исключены. Но подготовленный выход через заброс на Александра Соболева все еще используется.

Непосредственный переход на чужую половину поля обычно производится на высоких скоростях. Много передач между линий и за спину, соответственно много и открываний за спину. От фланговых атак никто не отказывается. Более того, по сравнению с прошлым сезоном они стали более подготовленными. Важная цель в атаке – довести ее до удара. Поэтому «Спартак» — самая бьющая команда в лиге после трех туров.

В обороне красно-белые не рискуют. Высокий прессинг допускается только после потери, но в целом «Спартак» спокойно встречает соперника в средней зоне. Сразу после отбора идет проверка на возможность быстрой вертикальной атаки, желательно тоже через короткий и средний пас через нескольких игроков по одному коридору. Но это все конкретика без деталей. Давайте говорить подробнее.

Что изменил Абаскаль после «Зенита» и «Ахмата»?

Под «Зенит» и в целом на сезон Абаскаль однозначно готовил «ромб». После провального первого тайма в Суперкубке он перешел на 4-3-3. И даже на «Ахмат» вышел в той же схеме. Но в Грозном тоже игра пошла только после выхода Виктора Мозеса (не будем делать скидку на игру в меньшинстве, потому что уровень игроков позволяет играть с преимуществом даже с минус одним). И хотя «Спартак» создал в целом много моментов, «Ахмат» был готов к такой игре. В результате этого на следующие матчи против «Краснодара» и «Оренбурга» команда вновь вышла играть с «ромбом» и больше от схемы не отходила.

Я предполагаю, что идея сделать Мозеса «десяткой» родилась в Грозном, когда он заколотил тот шикарный гол, исполнив невыполнимые для большинства российских игроков прием и удар с лету в два касания.

Идея шикарная, потому что нивелирует проблему с игрой нигерийца в обороне. В новой позиции он играет в прежнем стиле и через раз включается в отбор. Зато каждый такой момент оказывается неожиданным для опорника соперника, чаще всего заканчивается успешно и дает возможность начать быструю атаку. В матче с «Краснодаром» он настолько закошмарил Черникова, что после очередного личного единоборства тот схлопотал удаление.

Взрыв Черникова не удивителен, потому что у Мозеса огромный футбольный интеллект и контролировать его передвижения в позиционных атаках сложно. Не говоря уже о том, чтобы не проиграть ему один в один. Мозес легко создает преимущество в зоне, обыграв оппонента. Сразу после этого он может опасно обострять и мастерства для качественной передачи ему тоже хватает. Позволив ему оказываться на любом участке поля, Абаскаль сделал себе большое игровое преимущество.

Еще одно такое преимущество дает непосредственно «ромб». Об этом мне рассказывал старший тренер «Сочи» Вадим Гаранин, добившийся определенных успехов со своими предыдущими командами («Тверь» и «Енисей») именно в «ромбе». Он говорил, что преимущество схемы заключается в численном превосходстве в центре поля.

Но как я сам уже догадался, такая схема требует высокого уровня футболистов на минимум трех позициях – две «восьмерки» и «десятка». Если помните, то против «Зенита» откровенно провалились Даниил Денисов (8) и Михаил Игнатов (10). Последний так и вовсе больше не выходил на поле после замены в перерыве Суперубка. Денисов тоже присел, когда набрал форму Мартинс Перейра, вышел только правым защитником против «Краснодара», когда дисквалификацию отбывал Мацей Рыбус. Слабую игру в первых двух матчах сезона я бы списал на неудачные кандидатуры в эти три позиции.

Разве Абаскаль отказался доминировать на поле?

На изменении «Спартак» подловил Вадим Лукомский. В июне Гильермо Абаскаль говорил, что хочет больше владеть мячом и доминировать, а после игры с «Оренбургом» заявил, что надо быть «хамелеоном». Справедливо сказать, что испанец просто осознал имеющийся подбор игроков и изменил позицию.

Хотя на деле «Спартак» ни разу и не пытался показаться «Барселоной», владеющей мячом ради владения. Даже на сборах мы видели, что команда с удовольствием использует вертикальные атаки, которые сейчас приносят результат сильнейшим командам мира.

При этом Абаскаль действительно требует выходить из обороны через короткий и средний пас. При начале атак не приветствуется длинная передача на Соболева, хотя такой способ выхода из обороны все еще имеется. «Спартак» обычно старается разыграть от ворот низом, вынудить соперника пойти в высокий прессинг, а дальше существует несколько вариантов развития событий: 1) красно-белые создают большинство на своей половине поля и грамотно выходят из обороны коротким и средним пасом либо переводом на противоположный фланг; 2) все-таки длинная на Соболева, который при поддержке Промеса и Мозеса остается в комфортных 4 в 3 или вообще 3 в 3.

«Спартак» выманивает соперника в высокий прессинг, чтобы провести вертикальную атаку

Текущий стиль «Спартака» действительно может обмануть. При начале атаки это похоже на «Барселону», но как только соперник оказывается в уязвимом положении, подопечные Гильермо Абаскаля вертикализуют свои атаки. В защиту тренера скажу, что это тоже своего рода доминирование, так как в быстрых атаках текущий подбор игроков доминирует и унижает соперника. Тем более, что в большинстве своих игр «Спартак» все-таки лидировал во владении мячом. Однако ничего общего с «Барселоной» в традиционном ее понимании тут нет.

Как забивает и создает моменты «Спартак» Абаскаля?

По моим подсчетам, пока в быстрых атаках «Спартак» забил только один гол. Два – со стандартов (оба – после угловых). Но еще три гола – в позиционных атаках (два – после фланговых). Так мы с вами и нашли точку роста «Спартака» по сравнению с тем, что было в прошлом сезоне.

Ключевым фактором перемены я бы назвал качественное насыщение штрафной площади. Под кросс с фланга на три ударные позиции (ближняя штанга, центр и дальняя штанга) стабильно открывается три футболиста. Но тройка – это минимум. Помимо нее, в штрафную врывается одна или даже две «восьмерки» (Роман Зобнин и Мартинс Перейра), а с тройкой нападающих мы получаем практически пятерку игроков. 

Пример качественного насыщения штрафной соперника в атаке

Благодаря этому практически каждая позиционная атака, которая заканчивается кроссом в штрафную, таит в себе большую опасность. В итоге после трех туров «Спартак» лидирует по количеству созданных xG (7,71), хотя при этом почти трехкратно уступает «Зениту» (7,51 xG) по количеству передач в штрафную (27 против 62, данные Understat). В прошлом сезоне все было наоборот – заходов много, а толку с этого мало. В результате красно-белые прилично недобирали по количеству голов с точки зрения xG.

В обороне «Спартак» тоже не отказывается доминировать, разве что действует стратегически разумно. Команда вступает в высокий прессинг после потери и при начале атак соперника, но при этом спокойно откатывается назад, если быстро отобрать мяч не удается. Все это мы могли видеть даже в матче против «Оренбурга», который вопреки традиционной игре аутсайдеров РПЛ практически не выходил из обороны через длинный пас, и тогда «Спартак» без угрызений совести падал назад. То есть прессинг поставлен, но он вовсе не оголтелый.

«Спартак» показывает, что в обороне можно и присесть

На данный момент действительно создается впечатление, что Гильермо Абаскаль стал лучше понимать свою команду. Он осознал имеющийся на руках уровень игроков. И ставит ровно тот футбол, который приближает команду к победам. На мой взгляд, намного правильнее требовать от футболистов то, что они могут исполнить, чем придерживаться якобы правильного стиля игры, который им будет даваться с трудом, как это пытался делать на первом этапе в «Спартаке» Руй Витория.

Гильермо Абаскаль быстро подстроился под реальность и вышел из ситуации с неплохим результатом, войдя в тройку лучших команд РПЛ после трех туров. Понятно, что все сильнейшие соперники будут еще впереди, но на данном этапе хочется ляпнуть, что «Спартак» будет бороться с «Зенитом» за чемпионство (как будет на самом деле, посмотрим).

Использованы скриншоты InStat

Подписаться на «Футбологику»:

Телеграм

ВКонтакте