6 мин.

Брать мячеством. История про производство футбольных мячей

Когда англичане правили Индией, они всегда имели привычку устанавливать гарнизоны в городах по всем субконтиненте. Один из таких гарнизонов расположен в древнем городе Сиялкот, который разлегся в пакистанской провинции Пенджаб. Чтобы развлечь себя, британские солдаты находясь там играли в крикет. Но, также и не забывали про футбол, это можно заметить по ухоженной траве, которые находятся в районе Сиолкот.

Согласно местной легенде, на рубеже двадцатого века, в один из теплых деньков, британские офицеры решили поиграть футбол, и когда играли, случайно проколоил мяч. И, чтобы быстро исправить это, они обратились с помощю до сиолкотского сапожника, который с радастью согласился на новое испытание. Попытка была успешной, и с тех пор этот сапожник ремонтировал мячи, а потом уже задумался, и начал делать свои собственные мячи. Так появилась самая известная фирма по изготовлению футбольных мячей, которая называется "Сиялкоти".

Наверно, все вы догадались, эта история будет про то, как делают футбольные мячи, надеюсь вам понравится.

Сегодня, "Сиялкот" выпускает до 70 миллионов мячей в год. И компания не ограничилась одними только мячами, они начали выпускать спортивную одежду, разные столовые приборы, и очень много другого интересного. Я бы тоже так сделал.

Город Сиялкот занимает особое место для пакистанцев. Это была родина одного из основателей страны, поэта-философа Мухаммада Икбала. Также родным домом, он является и для другого знаменитого поэта Ахмеда Фаиза, и других ведвущих писателей, которые сейчас живут в Индии, и Пакистане.

Существуют различные теории происхождения города Сиялкот, но подлинность теорий не подтверждена. Благодаря раскопкам в этом районе, были найдены древнегреческие монеты, древние Зороастрийские храмы и буддистские ступы. Сэр Александр Каннингем писал о Древностях Сиялкота в своих Археологических докладах.

Многие из самых богатых жителей являются фабрикантами и экспортерами, ценным источником иностранной валюты для пакистанской экономики. Воспользовавшись их мирными обстоятельствами, обитатели этого пограничного города каждый год заманюют миллиарды долларов. Они также являются надежным источником налоговых поступлений в стране, где скандально мало платят в государственную казну. Чтобы держать их счастливыми, правительство только держится за долю их дохода. В свою очередь, они использовали свое богатство для развития инфраструктуры города, в том числе нового международного аэропорта. Они больше не видят близлежащий границу в качестве точки трения со старым врагом, но в качестве открытия для внешнего мира.

Наиболее заметным среди общего числа местных бизнесменов является Хаваджа Ахтар Масуд, владелец компании Forward Sports Factory, которая занимается производством мячей для компании Adidas. Его завод находится на самой окраине города в непосредственной близости от Grand Trunk RoaD, многовековой торговой жиле, тянущейся по всему северу Южной Азии (от Кабула до Бангладеша). Каждое утро яркораскрашенные автобусы прибывают именно сюда дабы обеспечить местное предприятие рабочими. 

Если начать описывать Масуда, то это очень тихий человек среднего роста, и на лице которого, не очень часто заметишь улыбку. У него акуратная борода, и очень толстые очки. На интервью, он вообще не соглашается. Еще он, очень тихо говорит.

Его спортфабрика производит более 18000 мячей в день, в том числе и те, которые используются в МЛС, Бундеслиге, а также в Лиге Чемпионов.

Существует лишь одна награда, которая до сих пор не досталась ему. Последний Чемпионат Мира был сыгран мячами китайского производства, союзника Пакистана в глобальном масштабе, и врагом всей бизнес среды Сиалкоте. Китайцы готовы предложить рынку низкие затраты на производство (это и дешевая рабочая сила, и стабильный курс валют, сырье). О силе Китая на рынке говорит и тот факт, что 2\3 сырья на фабрике Forward Sports Factory из Китая.

 Масуд все еще верит в то, что на Чемпионате Мира Пакистан будет представлять мяч. Компания надеется конкурировать и брать качеством, а не масштабами или объемами. В стороне от производства Масуд ведет активную исследовательскую деятельность, для этого была построена научно-исследовательская лаборатория на территории завода. Именно там работают над мячем, который может стать частью ЧМ, именно там пишется история компании, поэтому туда не впускают зрителей.

В стенах лаборатории футбольные мячи проходят серию сложных тестов – без этого они не могут считаться пригодными для массового производства. Сотрудниками лаборатории являются сертифицированные специалисты. Все это напоминает больницу, сотрудники в белых халатах, в перчатках, в масках для лица. Несколько людей работают с микроскопом. За соседним столом моделируют лужу в которой мяч должен пройти тест на выносливость (мяч не должен потерять цвет, не должен изменить форму или набрать вес).

Следом, мячи проходят тест ультрафиолетом. Чуть позади специальный механизм раз-за-разом «бьет» по мячу и тот летит с неистовой скоростью. Мяч должен выдержать 3.5 тысяч ударов. Следом, мячи проходят тест ультрафиолетом. Чуть позади специальный механизм раз-за-разом «бьет» по мячу и тот летит с неистовой скоростью. Мяч должен выдержать 3.5 тысяч ударов.

В соседнем здании все намного проще. Тысячи сотрудников в возрасте от 20 до 30 лет снова и снова выполняют работу по склеиванию некоторых частей мяча, прежде чем, мяч перейдет на следующий этап производства. Также есть табло, которое отслеживает, сколько мяче было выпущено в день.

Сотрудники имеют лишь 30 минут отдыха в течение дня и постоянно находятся в работе. При этом в процессе изготовления мяча участвует довольно большое количество человек. Сначала «первый» забирает корзину со всеми нужными материалами и начинает работу, потом заканчивая со своим фронтом работ он передает «эстафету» соседу. В конце цепочки мяч тестируется на тестах и если выявлен дефект, то мяч отправляется в начало очереди. Масуд отмечает, что его сотрудники хорошо работают и заботятся о результате, но в свою очередь, Масуд заботится о них.

Низкооплачиваемые работники получают минимальную заработную плату в 8000 рупий (80 долларов) в месяц. Мало кто в стране зарабатывает больше. Зато все сотрудники фабрики имеют страховку и «бонусы» за рождение в семье ребенка.В конце 1990-х международные органы исследовали рынок труда в Пакистане и выяснили, что многие фабрики в регионе используют нелегальный труд детей в процессе производства. Некоторым из них было 5 лет и работал в день они более 10 часов.

Вот так это выглядит со стороны.

Все сидят, и шьют мячи. Я пробовал тоже, у меня так не получается. Лучше буду писать про все это в блог. Вот еще несколько фотографий с футбольного завода. Думаю вам будет интересно их посмотреть.

Работают даже старики.