3 мин.

Ван дер Сар до «МЮ»: восхищался культурой Италии, но много ошибался в «Ювентусе», а потом мечтал об ЛЧ в «Фулхэме»

Из-за блестящего финиша карьеры в «МЮ» предыдущие клубы Эдвина упоминают заметно реже. Это не очень круто – у голландца был довольно сложный путь к той версии себя, которая стала легендарной в «Манчестер Юнайтед». 

Сейчас мы немного восстановим эту несправедливость. 

Когда ВДС собрался сменить Голландию на другой чемп он отталкивался не от игровых предпочтений или статуса клуба. На Эдвина претендовал «МЮ» (только что выиграл ЛЧ и остался без Шмейхеля), но голкипер выбрал Италию. Аргумент – удивительный: 

«Я решил поехать в Италию, поскольку мне очень нравится изучать другие культуры, а между Голландией и Англией особой разницы нет».

Но вот проблемы, с которыми Эдвин столкнулся в Италии, были чисто игровыми: 

«В Голландии я знал всё – излюбленные манёвры форвардов, их манеру бить по воротам. В Италии я должен изучать это заново».

ВДС регулярно ошибался (ярчайший пример – фэйл в игре с «Ромой», после которого римляне обошли «Юве» в чемпионской гонке) – статус топ-голкипера растворился. В конце сезона 2000/01 на место босса «Ювентуса» пришел Лучано Моджи. Коуч сразу успокил Ван дер Сара и фанатов – место первого номера останется за Эдвином:

«Эдвин останется, потому, как заменить его сможет только вратарь очень высокого класса, а таких в мире раз-два и обчёлся. Мы верим в характер Ван дер Сара», – слова Моджи звучали максимально убедительно. 

Лучано не солгал и через две недели заменил Эдвина вратарем очень высокого класса – «Юве» отправил в «Парму» 32 млн фунтов и подписал Джанлуиджи Буффона. 

Италию ВДС покидал с чувством доброй грусти – он успел полюбить страну: 

«Мы с женой влюбились в Италию сразу, и болельщики ответили взаимностью. Когда уезжал, они пригнали к моему дому целый грузовик, набитый подарками – мне, жене, детям».

А дальше был «Фулхэм».

Дебютный год в «Фулхэме» получился для ВДС довольно неплохим – дебютант АПЛ финишировал 10-м и прорвался в кубок Интертето (а потом и выиграл его). Несмотря на это Эдвин тосковал по матчам Лиги чемпионов – он прекрасно понимал, что играя в «Фулхэме» вряд ли когда-то поборется за легендарную чашку: 

«На меня накатывала смертельная тоска, когда я слышал гимн этого большого турнира».

Однажды вечером Ван дер Сар с женой смотрели телик, где Петер Шмейхель в одной из футбольных программ сказал: 

«Посоветовал бы своему бывшему боссу сэру Алексу Фергюсону обратить внимание на Ван дер Сара». 

«Мне было чертовски приятно, ведь я очень скучал по Лиге чемпионов, – вспоминал Эдвин. – Но звонка от сэра Алекса я дождался только через год после подсказки Шмейхеля». 

В «Фулхэме» ван дер Сар играл крайне эффектно – разумеется, им заинтересовались клубы из большой четверки. Самый нескромный подкат выдал Денис Бергкамп: 

«Он больше чем великий вратарь. Он палочка-выручалочка команды, и я приложу все усилия, чтобы он перешел в «Арсенал».

Но в «Арсенале» Эдвин не оказался – получив за возрастного голкипера 2 млн фунтов, «Фулхэм» продал его в «Юнайтед». 

Решение Фергюсона восприняли неоднозачно. Подписывать на роль первого номера 35-летнего вратаря было крайне странно. Особенно учитывая то, что до этого в воротах «МЮ» поиграл целый сквад провалов (Марк Боснич и Массимо Таиби, Раймонд Ван дер Гоув и Фабьен Бартез, Рой Кэрролл и Тим Ховард, а также испанец Рикардо, древний шотландец Энди Горам, молодые Пол Рачубка и Ник Калкин). 

Как мы знаем, Ферги не прогадал.