14 мин.

Новый «Дакар» оглушающе красив: десяток видов песков, гонщики-кроты, лунные скалы и цвета как на Марсе

Каждый кадр – хоть сейчас на заставку рабочего стола.

Закончился 44-й «Дакар»: у «КАМАЗа» опять весь подиум, катарский шейх Нассер Аль-Аттия выиграл четвертого «бедуина» под штрафы за не пристегнутые ремни и отключенный контроль мощности, Сэм Сандерленд победил в байках и прославил испанский бренд GasGas (вообще-то купленный недавним доминатором «КТМ»), а в мотовездеходах проспект «Ред Булл» Сет Кинтеро побил рекорд рейда по победам на спецучастках (11 из 12), но из-за жесткой поломки на втором этапе оказался лишь 16-м в тотале. Победители – легендарный Франсиско Лопес Контардо в классе Т3 (прототипы) и привычный визитер «Шелковых Путей» из США Остин Джонс в классе Т4 (серийные SSV).

Главным супергероем – победителем класса Original by Motul в рейде по пустыне в одиночку и без механиков – второй год подряд стал литовец Арунас Гелажнинкас. Ему – самое большое браво!

«Дакар» неспроста приобрел славу самого жесткого, сурового и престижного гоночного приключения планеты: организаторы каждый раз обеспечивают 12 веселейших дней в пустынях, скалах, песках, степях и редких оазисах. Потому пейзажи на рейде соответствующие: словно с Марса (или съемок голливудского блокбастера о нем).

Сейчас гонка третий раз подряд проходит по территории одной лишь Саудовской Аравии – казалось, у промоутеров просто закончатся новые умопомрачительные локации для удивления пилотов и зрителей. Но нет: эстетическая составляющая легендарного рейда по-прежнему на высоте.

К примеру, благодаря ранним стартам мотогонщиков фотографы имели возможность снять ребят в лучах восходящего солнца:

В прошлые годы организаторы экспериментировали с одновременными стартами нескольких участников ради эффектной дрэг-зарубы на первых сотнях метров. Но от искусственных попыток свести гонщиков в битву колесо в колесо отказались – естественные все равно красивее: смотрите, с каким восторгом местные наблюдают за схваткой Кубы Пшигонского и Хэнка Латегана.

Насчет степей и скал никаких шуток – были на «Дакаре» и вот такие триальные скоростные участки (неподалеку от столицы страны Эр-Рияда). Гонщики их любят за возможность вдавить педаль в пол и ненавидят за частые проколы.

Но, конечно, пески – прежде всего: их в Саудовской Аравии много. Чуть ли не десяток видов – вот более-менее классические барханы.

А были и вот такие – более плотные, низкие и глинистые.

Они быстрее, но если их разрыть колесами – можно намертво увязнуть.

Именно про такие моменты русский штурман Константин Жильцов высказался примерно так: «Видели, как багги подпрыгнула, перевернулась на крышу, и из феш-фешевой (как раз тип пустынных почв – Sports.ru) пыли вылезают два крота – штурман и пилот».

Наверное, мотогонщиков это тоже касается.

Дюны там масштабные и бескрайние.

И очень опасные, особенно когда высокие – вот так с них можно навернуться, даже когда ты – девятикратный чемпион мира по ралли и претендент на победу Себастьян Леб.

А местным – норм.

Гонка вообще именно для них – пофоткаться с самыми отважными людьми планеты в стиле «ха-ха, а я тут живу».

Иногда их собирается даже слишком много – едва уворачиваешься.

Трибуны «Дакара» – вершины дюн. И гонщикам остаются лишь маленькие щелочки для проезда между зрителями

Но бывают и такие пустыни – с плотным покрытием, что даже пыльный след остается не слишком большим.

Сбоку они же впечатляют еще сильнее.

И вот такие грандиозные дюны – в маршрутных книгах их помечают как «три знака», или «максимальная опасность».

Штурм таких на машинах выглядит примерно так.

Некоторые моменты – словно из «Безумного Макса». Если решат снять новую часть – в «Голливуде» теперь точно знают, где взять каскадеров и массовку.

Даже места для внезапных засад уже обнаружены и исследованы. 

То же место – но с другой стороны: да, на «Дакаре» есть свой босс-вертолет.

Он преследует участников и заставляет их ускоряться перед камерами, чтобы выделиться и порадовать спонсоров – ради вот таких кадров. Потом их годами будут показывать во всех коммерческих презентациях.

 

И боссов много: в каком-то смысле «Дакар» – и их гонка. На бивуаках даже есть своя взлетная площадка.

Хорошо, что вертолеты есть: без них мы бы никогда не увидели вот эту сыпучую красоту с десятого спецучастка. Без шуток: один из величайших кадров в истории «Дакара».

Или вот таких скоростных снимков – со статичной точки на скале так быстро не повернешься и не сфокусируешься.

И не поймешь все грандиозность таких вот скал – сравнение с немаленькой гоночной «Тойотой» показывает все.

А еще вертолеты служат для развоза фотографов по самым опасным точкам – чтобы они там прятались и ловили вот такие моменты «за секунду до».

И подвозят камеры к намертво застрявшим – чтобы показать миру тщетные попытки очередного «крота» справиться с коварными песками.

Или даже увезти сдавшегося домой – вертолеты вообще полезные.

Но, конечно, по своей воле обычно воздушный эвакуатор не вызывают – обычно перед процедурой отлета случается трагедия вроде такой.

Правда, обычно пилоты предпочитают сражаться до последнего – даже если теряются. Тогда они собираются в стаи.

Ищут любые способы починить технику...

И едут дальше.

И на рассвете...

И под солнцем в зените...

И уже на закате – если вдруг потерялся или что-то капитально сломалось.

Потому к концу гоночного дня пустыня выглядит примерно вот так – один из спецучастков в 2022-м даже сократили из-за чрезмерно разбитой и опасной колеи.

Открывающим ехать визуально приятнее – зато нет ориентиров по маршруту в виде чужих следов. Только ты, роудбук и пески.

Хотя нет, еще иногда верблюды.

И солнце, бьющее прямо в глаза.

Ровно за этим и едут на «Дакар».

И гонка состоит не только из бесконечной пустыни: когда заканчивается спецучасток и лиазон, на бивуаке начинается работа по техобслуживанию болидов – чтобы добраться до финиша (а то зачем это все?). Часто она идет и по ночам.

Чтобы да – не пришлось грустно снимать ролик для семьи в стиле «не получилось, не фартануло».

Хотя теперь на «Дакаре» можно гоняться и в категории «Классика» – без учета времени, но по точкам. Надо лишь раздобыть по-настоящему легендарную историческую машину, чтобы вас фотографировали даже из-за каждой дюны посреди Руб-Эль-Хали.

И радовались вашему появлению (или выживанию).

А выжить в Саудовской Аравии непросто: кажется, именно это пытались сказать древние арабы наскальными рисунками на валунах.

Неудивительно: с такими лунными скалами.

Нет, правда: просто представьте, что вы – тот самый одинокий рейнджер в пыли в середине кадра.

Так недолго и превратиться в песчаного элементаля – и остаться в Аравии навсегда.

Или по-настоящему постараться – и уехать с «Золотыми бедуинами», как «КАМАЗ» (например).

Бивуак «КАМАЗа» на «Дакаре»: еда, шкафчики гонщиков, душ, кран с квасом – в грузовиках поддержки рядом с запчастями

Зрители «Дакара» руками поставили на колеса перевернутый багги. Это запрещено правилами, но судьи не всегда наказывают

«Дакар» включил хардкорные трамплины: восьмикратный чемпион прикончил подвеску, еще один гонщик перевернулся 4 раза через капот

Фото: twitter.com/dakarDAKAR RALLY/Horacio Cabilla; DAKAR RALLY/Charly Lopez; Marcelo Machado de Melo/FOTOP; Marian Chytka; Florent Gooden/DPPI images; Eric Vargiolu/DPPI images; Aurelien VIALATTE; instagram.com/dakarrally; globallookpress.com/Flavien Duhamel/Keystone Press Agency, Frederic Le Floc H/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency, ERIC VARGIOLU/imago-images.de; East News/FRANCK FIFE / AFP; REUTERS/Hamad I Mohammed