4 мин.

Джек Брэбэм

2 апреля в 1926 году в Херствилле, южном пригороде Сиднея, родился Джек Брэбэм, будущий прославленный австралийский автогонщик, трехкратный чемпион Формулы 1 и владелец собственной команды.

Полное его имя - Джон Артур "Джек" Брэбэм. Его отец был зеленщиком, а вот молодому Джеку больше овощей и фруктов в лавке отца был интересен грузовик, на котором они развозили товар. Мальчик научился управлять им задолго до того, как получил права. В возрасте 15 лет он бросил школу и пошел работать в гараж. Любовь к технике привела его и в технический колледж, где по вечерам он стал учиться на курсах по автомеханике. Во время Второй мировой войны, как только ему исполнилось 18 лет он пошел служить добровольцем в Королевские австралийские Военно-воздушные силы в Аделаиде. Он хотел стать летчиком, но вместо этого, из-за нехватки технического персонала обслуживающего самолеты, попал в программу по подготовке авиамехаников. После окончания войны, в 1946 году он уволился из армии и открыл свое дело, небольшую мастерскую по ремонту автомобилей.

Вскоре Джек стал сотрудничать в подготовке машин для его выступлений со своим другом спидвэй-гонщиком Шонбергом. В 1948 году, после того, как Шонберг решил уйти из спорта, Джек стал выступать сам. Брэбэм в том же году выиграл чемпионат Австралии по спидвею, а год спустя победил на чемпионате Австралии и чемпионате Южной Австралии под спидкару. В спидвее он выиграл подряд четыре Австралийских чемпионата.

В 1951 году Джек женился на Бетти, которая стала матерью их трех сыновей, Джеффри, Гари и Дэвида, все они тоже попробуют себя в автоспорте, но их карьеры не будут столь успешными, как у их отца.

Спортивные амбиции Брэбэма расширились, Джек начал интересоваться дорожными гонками. Встреча с Джоном и Чарльзом Куперами привела к дружбе и плодотворному сотрудничеству, которое впоследствии выдвинуло небольшую компанию Куперов и Джека Брэбэма на передовые позиции в тогдашней Формуле 1.

Джек купил несколько машин у Cooper Car Company и в 1953 году стал принимать участие в соревнованиях. После ГП Новой Зеландии 1955 года его пригласили в Королевский Автомобильный Клуб.

В Англии Джек начал выступать на разных местных гонках на своей машине, он показывал отличные результаты. В 1955 году на ГП Великобритании Джек дебютирует за команду Cooper Car Company в чемпионате Формулы 1. Но в тот момент надежность машины Джека была очень низкой, и из-за технических ошибок в 1955 году Брэбэм не смог закончить, ни одной гонки. В 1956 году Джек переходит в команду Мазерати, где его ждет такой же неудачный сезон. Год спустя в 1957 Брэбэм вернулся в Купер и после двух средних сезонов он дважды подряд выиграл чемпионаты Формулы 1 – в 1959 и в 1960 годах. Он подтвердил своими успехами правильность решения с переносом мотора назад. В 1961 году был только одиннадцатым по итогам сезона. А в 1962 году Джек вместе со своим другом Роном Тауранканом основал собственную команду – Брэбэм. После четырех лет упорной работы его команду ждал успех. В 1966 году в средствах массовой информации Джека сравнивали с его более молодыми соперниками по чемпионату не в пользу Джека, называя его “престарелым человеком”, на что он ответил с чувством юмора. Джек, которому недавно исполнилось сорок лет, пришел на стартовую решетку ГП Нидерландов с большой накладной бородой, ковыляя, как старик и опираясь на трость. Другие пилоты, смеясь, помогли ему сесть в болид. После чего он отбросил фальшивую бороду и трость и стартуя с поула триумфально выиграл гонку. В том 1966 году Брэбэм выиграл чемпионский титул на болиде собственной команды. В следующем году Джек стал вице-чемпионом. А два года подряд, в 1966 и 1967 годах команда выигрывала Кубок конструкторов. Больше тот успех Джеку повторить не удалось, лучшим в последующие сезоны в карьере Брэбэма было пятое место в чемпионате. В 1970 году Джек Брэбэм окончил карьеру гонщика. Команда Брэбэм была продан Берни Экклстоуну, и Джек вернулся домой в Австралию, где он занялся работой на ферме, управлением своими автомобильной и авиационной компаниями, и помощью своим сыновьям в развитии их автоспортивных карьер. Его вклад в британский автоспорт был официально признан, когда он первым из пилотов Формулы 1 получил звание рыцаря и стал Сэром Джеком Брэбэмом. Джек Брэбэм получил на трассе прозвище “Черный Джек” по аналогии с пиратским флагом не только из-за черного цвета волос, но и из-за своей немногословности, сдержанности и нелюбви к светской стороне Формулы 1. Он не любил шумихи вокруг своей персоны и старался избегать излишнего внимания к себе.

Сейчас Сэр Джек регулярно посещает автомобильные гонки, как в Австралии, так и за рубежом. В 1990 году Сэр Джек Брэбэм был введен в Международный зал Славы Автоспорта.

Фильм про команду Бребем

Фото из коллекции Cahier

---------------------------------------------

---------------------------------------------

Микеле Альборето Элио де Анджелис Лоренцо Бандини Жиль Вильнев Алессандро Занарди Карл Клинг Жак Лаффит Ники Лауда Брюс Макларен Том Прайс Ален Прост Айртон Сенна Эмерсон Фиттипальди