9 мин.

Дэвид Култхард

27 марта 1971 года в шотландском городе Твинхольм родился Дэвид Култхард. Отец Дэвида, Данкан Култхард, был фанатом картинга и владельцем транспортной компании. Он стремился воплотить в сыне свои личные несбывшиеся автоспортивные желания и амбиции. В Дэвиде с детства ярко проявился дух соперничества, и то, что близкие направили его подростковую энергию в спортивное русло, во многом способствовало тому, что он не попал в дурную компанию. В картинге мальчик делал ощутимые успехи.

В 1983-1985 годах Дэвид стал чемпионом Шотландии по картингу среди юниоров. В 1986-1987 - победителем Открытого Чемпионата Шотландии по картингу и Чемпионата Великобритании Super 1.

В 1988 году - победителем Открытого Чемпионата Шотландии по картингу.

После картинга Култхард идет в британскую Формулу Форд. В 1989 году он победил в обоих Чемпионатах Формулы Форд среди юниоров и занял третье место в Фестивале Формулы Форд. По окончании сезона Дэвид становится лауреатом премии "Лучший молодой гонщик года", которая вручается командой Макларен, журналом Autosport и клубом британских автогонщиков. Эта премия дала ему возможность попробовать себя за рулём Макларена Формулы 1.

В это время он всерьез занялся своей автоспортивной карьерой, отодвинув на второй план возможность, остаться в семейном бизнесе и вести тихую размеренную жизнь. В 1990 году Дэвид провел тесты в Формуле 1 в команде Макларен-Хонда.

В 1991 году он переходит в британскую Формулу 3, одерживает пять побед и становится вице-чемпионом. И в этом же году победил в европейской гонке Формулы 3 Marlboro Masters.

1992 год в составе команды Paul Stewart Racing Дэвид дебютировал в международном чемпионате Формулы-3000. Был 9-й в общем зачёте, финишировав третьим в двух заключительных этапах. Тогда же Култхард тестировал Benetton.

В 1993 году Дэвид становится официальным тест-пилотом чемпионской Williams Renault. В том же году Дэвид выиграл 24-х часовую гонку Ле-Мане, выступая на Ягуаре. A затем наступает 1 мая 1994 года. Лидер команды Уильямс, легендарный Айртон Сенна, погибает во время гонки. Из-за суеверных отказов других гонщиков в ответ на предложение Фрэнка Уильямса, занять в команде место погибшего пилота, Уильямс был вынужден посадить в машину под номером два своего тест-пилота Дэвида Култхарда.

Дэвид дебютировал в Испании, а уже на следующем этапе в Канаде заработал первые очки. Был вторым в Португалии, после чего уступил место Найджелу Мэнселлу, заняв в общем зачёте восьмое место. Однако в то время Дэвид не имел достаточного опыта в Формуле 1, и остаток 1994 года стал для него тренировочным.

1995 год для него был первым полноценным формульным сезоном.

В сезоне 1995 года Култхард показывал высокую скорость, завоевав пять поулов и, одержав свою первую победу в Формуле 1 на ГП Португалии. Однако эта победа стала в сезоне единственной. Култхард был близок к тому, чтобы победить ещё в трёх гонках, но ему мешал недостаток опыта и неудачные стечения обстоятельств. За сезон с ним произошли несколько инцидентов, виновником которых был только он сам: например, в Италии он вылетел с трассы на прогревочном круге, а в Австралии врезался в стену, когда заезжал в боксы. Эти моменты, конечно, не улучшали имидж пилота в глазах руководства команды. Поэтому, хотя Култхард был быстр и занял по итогам чемпионата третье место, руководство команды Уильямс решило не продлевать с ним контракт, и пригласило на 1996 год Жака Вильнёва, выигравшего в 1995 году чемпионат Индикара. Култхарда же пригласили в команду Макларен, и он принял это предложение.

В 1996 году Дэвид Култхард присоединился к Мике Хаккинену в Макларене. Надо сказать, команда Макларен в 1996 году была достаточно слабой. Она только выходила из затяжного кризиса. А пилоты выступали достаточно ровно, и в упорной борьбе не было явного фаворита до тех пор, пока Култхард не вырвался вперед. Дэвиду удалось трижды подняться на подиум и блеснуть в Монте-Карло, заняв второе место в гонке под проливным дождём, а так же выиграв ГП Австралии и Италии и опередив тем самым Хаккинена на 9 очков. Дэвид Култхард завершил год седьмым. Лучший его результат в том сезоне - второе место в Монако. В Макларене Дэннис открыто благоволил Мике Хаккинену. Дэвид был немало удивлён тем фактом, что его победа и поулы не ставятся ни в грош. К счастью, в тот момент у шотландца нашёлся союзник, в котором Дэвид нашел поддержку. В 1996 г. специальным консультантом команды был Ален Прост, Дэвид очень много работал с четырёхкратным чемпионом мира и многому учился у титулованного наставника, перенимая у Алена методы технического диалога с инженерами и настроек машины. Уровень Дэвида от этого сотрудничества очень серьёзно вырос.

1997 год, Дэвид Култхард открывает сезон сенсационной победой на ГП Австралии - первой для Mакларен с 1993 года после Айртона Сенны. В сезоне 1997 Дэвид четыре раза поднимался на подиум, завоевал 36 очков. Он занял третье место по итогам сезона, после того, как из чемпионата был исключен Михаэль Шумахер.

В 1998 - 1999 годах Дэвид Култхард оказался в тени славы своего партнера по команде Мики Хаккинена, который уверенно побеждал в личном зачёте. В карьере пилота развивался не впервые повторяющийся в Формуле 1 сценарий, когда отличная машина, хороший гонщик, большие надежды на сезон - и всё это разбивается о командную тактику. Рон Деннис в то время сделал ставку на Хаккинена. На первой гонке сезона 1998 года повторилась аналогичная картина: за несколько метров до финиша лидировавший Култхард сбросил газ и пропустил Хаккинена на высшую ступеньку пьедестала. Об этом инциденте было много разговоров и скандалов, хотя сами пилоты озвучили такую версию, что между ними было заключено пари, по итогам которого выиграл финн.

В 2000 году после неудачного начала сезона в Макларене отказались от командной тактики и стали планировать гонки так, чтобы каждый из пилотов мог показать всё, на что он способен. В этих условиях Култхард показывал примерно такие же результаты, как и Хаккинен. Он выиграл три гонки, включая ГП Монако, и ещё восемь раз поднимался на подиум. Однако Михаэль Шумахер опередил их обоих и стал чемпионом, Хаккинен занял второе место, а Култхард третье, с небольшим отставанием от Хаккинена.

В 2000 году в судьбе Култхарда произошел трагический инцидент, едва не оборвавший его жизнь. Дэвиду и его подруге Хайди и охраннику удалось выжить в страшной авиакатастрофе, в которой трагически погибли оба пилота самолета. Слова Джеки Стюарта, сказанные после авиакатастрофы Култхарда: "Пилоты Формулы 1 привыкли ходить по грани между жизнью и смертью. Поэтому, я думаю, что падение самолета, из-за которого Дэвид мог погибнуть, не только не сломает его, а наоборот - добавит ему в кровь адреналина и встряхнёт". Чемпион был прав: шотландец после второго рождения словно проснулся от трехлетней спячки.

Лучшим результатом в карьере Дэвида Култхарда в Формуле 1 стало второе, после Михаэля Шумахера, место в сезоне 2001 года. Именно Култхард, а не Хаккинен, был единственным представителем команды Макларен, способным составить конкуренцию Михаэлю Шумахеру. 2001 год показал, что Култхард способен на многое. Несмотря на силу Ferrari и поднявшейся из пепла Williams, шотландец первые 7 гонок шел без сходов и практически без потерь очков, хотя дальше были и досадные неудачные стечения обстоятельств. В результате только две победы - в Бразилии и Австрии. Впервые он сумел по всем статьям превзойти своего титулованного партнера, став лидером команды и соперником Михаэля Шумахера в борьбе за титул. Борьба Дэвида с Баррикелло за второе место кипела до самого конца, в результате с разницей в 9 очков Дэвид стал вице-чемпионом 2001 года.

В 2002 у Култхарда сменился напарник, в команду пришёл молодой Кими Райкконен. В этом году в чемпионате безраздельно господствовала Ferrari, не давая никаких шансов конкурентам, выигравшая 15 из 17 гонок. Дэвид смог вырвать победу в Монако, хотя он и возглавлял команду Макларен, но, к сожалению, в этом году Дэвида слишком часто подводила ненадежная техника, и к тому же, его новый напарник серьёзно пошатнул лидирующие позиции Дэвида.

2003 год стал разочарованием для поклонников Дэвида. Год Култхард начал с победы на ГП Австралии. Но в дальнейшем сезон 2003 года оказался для Култхарда ещё хуже предыдущего, причем он стал регулярно проигрывать своему гораздо менее опытному напарнику Кими Райкконену. В чемпионате Култхард откатился на седьмое место, притом, что Райкконен стал вице-чемпионом. Ходили слухи, что уже со следующего года команда Макларен не станет продлевать с ним контракт. Но тогда этого не случилось, и Култхард остался в Макларене ещё на один сезон.

В начале 2004 года команда получила слабую машину MP 4-19. В целом для команды этот год оказался вообще провальным. У Райкконена всё начало сезона горели моторы, в первых гонках он даже ни разу не финишировал. У Култхарда очков было гораздо больше, чем у Кими. Но во второй части сезона были закончены работы над MP 4-19B, на котором Райкконен начал пробиваться на подиум, и пробиваться вполне успешно. А Дэвид вновь проигрывает своему напарнику и по итогам сезона занимает 10-е место.

Сезон 2005 года Дэвиду предстояло провести в новой команде Red Bull, построенной на базе Jaguar.

Многолетний опыт Култхарда позволил Быкам провести свой первый сезон на вполне достойном уровне. В этом году у него было 12-е место в личном зачёте. В 2006 году Дэвид продолжает выступать за Red Bull. В августе 2006 года Култхард и Ред Булл подписали контракт на 2007 год. В 2006 году результаты Култхарда были ниже, чем в 2005 - он чаще сходил или финишировал вне очковой зоны, и набрал в чемпионате лишь 14 очков. По итогам сезона занимает 13-е место в личном зачёте.

2007 год Култхард также продолжает сотрудничество с Red Bull, он продлил контракт на 2008 год, объявив об этом перед ГП Великобритании. По итогам сезона занял 10-е место с 14-ю очками. 3 июля 2008 года Култхард через пресс-службу Red Bull объявил, что в конце сезона 2008 года покинет Формулу 1. ГП Бразилии стал последним в карьере шотландца в качестве боевого пилота. Сезон 2008 года Дэвид завершил 16-м, набрав 8 очков.

Перестав быть пилотом Формулы 1, Дэвид не повесил окончательно шлем на гвоздь. Он является консультантом Ред Булл и принимает активное участие в рекламных мероприятиях команды по всему миру и делает это с присущим ему юмором и энергией. Дэвид очень яркая и харизматичная личность, он завсегдатай светской хроники. Расставшись с имиджем плейбоя, Дэвид сейчас счастливо женат на Карен Минье, которая была корреспондентом французской TF1. Пара воспитывает сына. Фотогалерея от известного фотографа Формулы 1, Поля-Генри Кахиера

---------------------------------------------

---------------------------------------------

Микеле Альборето Элио де Анджелис Лоренцо Бандини Жиль Вильнев Алессандро Занарди Карл Клинг Жак Лаффит Ники Лауда Брюс Макларен Том Прайс Ален Прост Айртон Сенна Эмерсон Фиттипальди