5 мин.

5 причин, почему «Феррари» вечно вторая

 

«Лучше рисковать, чем вечно быть вторым» - именно эту фразу произносит Фернандо Алонсо, объясняя болельщикам и журналистам почему он видит больше возможностей для завоевания третьего титула в «Макларене», а не в «Феррари», и почему не верит в яркое начало карьеры Себастьяна Феттеля в составе итальянской конюшни. На первый взгляд кажется, что это проявление зависти, но спустя четыре года даже самый заядлый тиффози допускает, что испанец вполне мог быть прав.

Зачем Формуле 1 нужна победа «Феррари»?

После совершенно провального сезона 2014 года, переход Себастьяна Феттеля в «Феррари» выглядит как приход Мессии, только в Маранелло. Непобедимый до тех пор немец в составе итальянской команды – звучит знакомо даже человеку далекому от автогонок. И в этом плане на Себастьяна возлагались большие надежды.

Победа Феттеля нужна всем начиная от итальянских болельщиков, заканчивая руководством «Формулы». Многолетнее доминирование «Ред Булла» сменяется огромным отрывом «Мерседеса» от всего пелотона, который в последнее время играет в своей собственной лиге. Даже термин появился: «лучший из остальных». Болельщики теряют интерес к спорту. Интриги нет, смотреть нет смысла. Зрителей на трибунах все меньше, затраты на проведение гонок не окупаются, промоутеры Формулы теряют не только рейтинг, но и то, ради чего все начиналось - деньги. Победа «Феррари» – одной из трех топ-команд, которая уже очень давно не становилась чемпионом, способна вернуть интерес зрителям и былую привлекательность «Формуле 1». 

«Вздыбленная лошадка» начинает подниматься

Хорошие показатели на предсезонных тестах, первые подиумы и даже победы Феттеля в 2015м предвещают начало новой эпохи. «Феррари» начинает навязывать борьбу «Мерседесу», но затем что-то идет не так. И с тех пор каждый год можно наблюдать приблизительно одну и ту же итальянскую картину: отрыв в очках сменяется спадом, а борьба к концу сезона идет уже не только с «Мерседесом», но и с «Ред Буллом».  Итог - победные крики звучат в гараже по соседству. Что-то все время мешает команде с многомиллионным бюджетом и практически вековой историей вновь стать первой. Причин на это несколько.

Безалаберность

Боссы «красных» оправдываются, говорят по шаблону, что все ошибаются, что они сделали выводы и движутся дальше. Только вот дальше ошибки повторяются. Итальянцы, конечно, не особо отличаются педантичностью и организованностью, но внимание внутри команды, кажется, абсолютно рассеяно и руководству конюшни тяжело не допускать нелепых ошибок.

Что происходило в гараже «Феррари» на Гран-при Канады 2016, когда тактики приняли решение поменять шины обоих болидов на Supersoft вместо обязательного Soft? Результат этого действия - упущенное лидирование Феттеля, и потеря очков для Кими Райкконена. Себастьян отказывается комментировать ситуацию и кого-то критиковать, хотя сам наверняка понимает, что его победа была украдена, причем украдена его же командой. 

Эмоциональность

«Феррари» - итальянская команда, а значит неудивительно, ключом у них - не только работают механики, но и бьют эмоции. Казалось бы, появление в команде строгого, уравновешенного и расчетливого немца должно повлиять на рабочий процесс, но похоже и тут «Скудерия» немного прогадала, ведь этого немца благодаря его эмоциональности называют «больше итальянцем, чем сами итальянцы». Себастьяну довольно сложно держать себя в руках и если австрийскому коллективу удавалось справиться со вспыльчивостью своего пилота, то в «Феррари» ее только усиливают.

Непозволительный всплеск агрессии на Гран-при Баку 2017 стоил Феттелю очень важных очков. Имеет ли право претендент на титул реагировать на провокации, рисковать и намеренно врезаться в своего соперника, зная, что за это последует наказание вплоть до дисквалификации?

Феттель бывает безрассуден. Он довольно часто идет на неоправданный риск вместо того, чтобы сохранить хладнокровие и распознать подходящий момент. Рискованность – не самый ужасный порок для гонщика, только кто-то у капитанского мостика должен вовремя напоминать своему пилоту, что даже одно очко может сыграть свою роль в чемпионате. 

Разрозненность команды

Коллектив «Феррари» порой похож на заблудившуюся толпу, в которой нет лидера, способного вывести всех за собой на победную тропу. 2018 год начался блестяще, все ждали изменений и казалось, что на этот раз итальянцы не упустят своего. В начале сезона команда выглядит наконец-то собрано и показывает стабильные результаты, но затем снова наступает спад. Опять те же ошибки. Конкурентоспособный болид превращается в недостаточно быстрый и надежный. Первый пилот команды, Себастьян Феттель, под действием чрезмерного давления и своей излишней эмоциональности, порой выглядит как неопытный новичок. И на это не могла не повлиять смерть президента «Феррари» Серджио Марккионе – человека, который был опорой команды. Потеря лидера становится слишком тяжелым ударом для «Скудерии». И без того сложные отношения в менеджменте ухудшаются. Разрозненность на уровне руководителей влияет на весь коллектив, и эта неблагоприятная для командного вида спорта атмосфера сказывается на результатах в турнирной таблице. 

Отсутствие поддержки

Неэффективное руководство «Феррари» ведет к тому, что все шишки со стороны болельщиков летят на тех, кто на виду, то есть на гонщиков, создавая для них дополнительное давление.

Тиффози чем-то похожи на болельщиков сборной России по футболу: когда «Феррари» побеждает, они готовы вознести родную команду до божественных существ, сошедших к нам с небес, но стоит допустить ошибку, проиграть – пощады не ждите, разнесут и не оставят живого места. От одной гонки к другой можно услышать одну и ту же фразу - «мы так и знали», только смысловое значение ее будет зависеть от результата. Не ждите поддержки от итальянских болельщиков, если вы хотя бы не на подиуме. 

Психологические войны

Итальянские СМИ, реагируя на настроения тиффози, умело подливают масло на и так пылающий мотор «Феррари». Автоспортивные издания пестрят заголовками о неудачных гонках и предсмертном состоянии «лошадки». Постоянное сравнение с непобедимым «Мерседесом» и критика в адрес первого пилота команды, особенно на фоне неопытного новичка, показывающего неплохие результаты, не прибавляет уверенности в себе. Да и постоянные вбросы информации на тему кадровых перестановок и увольнений ключевых сотрудников еще больше усугубляют и без того сложную ситуацию внутри команды. Тяжело за утреннем кофе прочитать, что тебя скоро уволят, а потом исправно работать. 

Шанс есть? 

Какова бы ни была причина постоянного отставания «Феррари» от 5-летнего лидера чемпионата последних лет, «Мерседеса», - результат в турнирной таблице. В то время как итальянский табун скачет из стороны в сторону, немецкая «серебряная стрела» быстро и верно движется к цели.

Конечно, победа в чемпионате не зависит только от гонщика или от скорости болида. Чемпионство в "Формуле 1" – это многотысячный пазл, состоящий из миллионов евро, направленных на создание непобедимой машины, из тысячи сотрудников, работающих на износ ради одной цели, из сотни часов инженеров, настраивающих болид на каждую гонку. Наконец, из тысячных секунды, которые отделяют лидера чемпионата от остальных. На то, чтобы собрать такой пазл, нужно время. Даже Шумахеру понадобилось целых 5 лет, прежде чем он выиграл чемпионат с «Феррари». 2019й, кстати, пятый по счету сезон Феттеля в итальянской конюшне…

Получится ли «Скудерии» действительно сделать выводы, исправить ошибки и собраться воедино ради поддержки своих боевых пилотов? Этого не знают, наверное, даже в «Феррари». Известно одно: «миссия побеждать сейчас» должна располагаться не только на ливрее, но и глубоко в сознании каждого сотрудника команды.