7 мин.

Про тренеров и Pro-категории. Илья Казаков – о молодом поколении российских тренеров.

Молодые тренеры… Чугайнов, Гордеев, Василенко. Овчинников… Когда Аленичева называют самым ярким и талантливым представителем молодой тренерской волны, я обычно переспрашиваю: почему именно он самый-самый? Думаю, их у нас немало – тех, кто на подходе, кто может выстрелить.

Когда на экранчике телефона высвечивается «Чугайнов», я всегда радуюсь. С ним весело, с ним интересно, с ним хорошо. Только главное – сесть чуть подальше, чтобы не вдыхать дым его вечной сигареты. Но когда разговор телефонный, это вообще не проблема.

Чугайнов в Саратове, как вы наверняка знаете. Вторая лига. Пока еще вторая, потому что «Сокол» в лидерах дивизиона, на днях победа в меньшинстве над «Факелом» укрепила волжан в этом статусе. Впереди заманчивые перспективы и домашний матч на кубок с «Крыльями», что и оказывается поводом для звонка.

– Не будете нас показывать? – интересуется он.

Будь он рядом, я бы пожал плечами. Пока еще непонятно: одну шестнадцатую народ увидит точно, но какие именно игры и сколько всего – загадка. Но обещаю приехать, если волжское дерби попадет в эфирную сетку.

– Тебе привет от меня передали?

Недавно еженедельник «Футбол» писал о «Соколе», о Саратове, о втором дивизионе. Получился сильный материал. Коллега из командировки вернулся в добром настроении: город понравился, футбол был хорошим, интересных наблюдений море. Однако привет не передавал.

– Я тебе подарок отправил.

– Ценный?

– Очень. Ты бестактные вопросы задаешь, между прочим. Как я могу другу передать что-то не ценное. А это даже не ценный подарок…

– Бесценный?

 – Именно. Письмо местного экстрасенса-изобретателя на десяти листах. Как «Соколу» всех побеждать. Особо важные советы при пробитии пенальти и не только: «главное – бить только в правый от вратаря угол». Я ему потом говорю: мы в этот угол «Арсеналу» как раз все и не забили.

***

Мы говорим еще минут пять. О коллекции подобных писем, о последних футбольных новостях, о старых знакомых по Саратову. Потом речь доходит до «Торпедо». Там не только общий друг – главный тренер, но и Савичев, с кем Чугайнов давно дружит.

– Если бы Николай имел лицензию Pro, Генрихович, возможно, так бы и оставался спортивным директором. Но выбора не было.

 – Лицензия! – говорит Чугайнов. – Знаешь, сколько она стоит? Четыреста двадцать тысяч.

– Значит, надо договариваться с клубом. Когда тренер умеет достучаться до владельца, это всегда сулит интересные перспективы. Вон на Карпина посмотри – хрестоматийный пример.

– Валера умеет, - признает собеседник. – А мне Тукманов сказал: сегодня ты в клубе, а завтра нет, есть ли резон за твое обучение платить?

– Можно было какие-то варианты ему предложить. Например, возврат денег, если ты раньше какого-то срока из команды уходишь.

– Я сам заплатил. Мне так проще было.

***

После этих слов я вдруг вспоминаю Олега Василенко. И наш утренний разговор в кафе рядом с РФС. Когда мы собрались поговорить за кофе с Красножаном, а столик каждые десять минут становился все более тесным. За него подсели сначала Непомнящий, а потом Олег. Валерий Кузмич был тогда одним из преподавателей академии тренерского мастерства. Василенко по каким-то малопонятным обстоятельствам в нее не поступил в том наборе студентов. Казалось, что у него была легкая обида на Муслина – главного тренера клуба, в котором Олег возглавлял дубль. Я потом уточнил у Галицкого: правда ли, что серб был против поступления молодого коллеги в академию, видя в нем ближайшего конкурента? Президент ответил категорическим «нет».

Чугайнов и Василенко из ныне работающих молодых тренеров – в числе самых перспективных, на мой взгляд. Но о них говорят мало. Точнее, практически вообще не говорят. И если в случае Игоря это еще как-то объяснимо – до второго дивизиона не каждый любопытный взгляд долетает, то малое информационное поле вокруг Олега удивляет. Все-таки Премьер-лига. А до этого – «Анжи», «Краснодар», «Жемчужина», минское «Динамо», дубль «Сатурна», школа ЦСКА. Для человека, кому нет еще сорока, – неплохой путь.

Хотя, считай, что уже есть. Будет в это воскресенье. На следующий день после матча с «Краснодаром», где он провел не самое плохое время в жизни.

Нас с Олегом познакомил Гордеев. Они вместе работали в дубле «Сатурна», там крепко сдружились и с тех пор всегда стараются поддержать один другого. Благо, что потом их пути вновь сошлись – в «Анжи», и повседневное общение укреплению дружбы только способствовало.

Попытаться угадать, кто в их паре лидер, было бы ошибкой, хотя на первых порах я пару раз задавался этим вопросом. Слишком уж они разные на первый взгляд. Гордеев – открытый, улыбающийся, общительный. Василенко – удивительно немногословный, наблюдающий за собеседником цепким глубоким взглядом. Один – коренной москвич, другой из Ставрополья, где большого футбола не было.

Позже, познакомившись поближе и начав общаться регулярно, разобрался, что общение у них идет на равных. Оба поработали главными, у обоих имелись в наличии сильные амбиции, но спортивная составляющая выходила в каждом из них на первый план. Не случайно в интервью обоих ни разу не проскочила горделивая нотка: «я», «у меня», «при мне».

Объединяло их и то, что оба не доиграли: Андрей из-за травм и операций закончил раньше, чем хотел, но и тренировать начал раньше многих своих сверстников. Олег и вовсе закончил с карьерой игрока в двадцать лет, после чего целенаправленно стал готовить себя к тренерской работе.

После прошлого сезона оба ушли из «Анжи». Обычная история – в клубе они оказались до Хиддинка, но Гус с его широким отношениям к людям оставил их в своем и без того раздутом штабе, хотя он спокойно мог убрать обоих вслед за Красножаном и по этому расставанию уж точно никто ничего бы не сказал. Голландец подождал, пока у Гордеева с Василенко закончатся контракты, и новых не предложил. Они поняли и все равно остались ему благодарны за опыт.

«Анжи» был для каждого из них сильной школой. Даже не столько в приобретении новых тренерских навыков, сколько в понимании многих процессов, наблюдать которые ранее им не доводилось.

Гордеев сейчас на паузе. Его стабильно зовут в клубы ФНЛ. «Балтика», если бы Перевертайло уходил в «Крылья», намеревалась заключить с ним контракт. Да и «Крылья», советуясь с одним из своих бывших тренеров, кого бы позвать вместо Гаджиева, услышали фамилию Андрея. Потом было приглашение из «Енисея», но там тоже что-то не срослось в последний момент.

Наблюдая за всеми этими несовпадениями, казалось – обстоятельства толкают Гордеева в «Урал» снова на совместный труд с Василенко. Олег зовет друга давно, но тот пока не готов или не хочет.

Хотя, полагаю, рано или поздно это случится. Им комфортно вместе, они оба входят в тот возраст, когда накопленные ошибки уже поддаются осмыслению. Им есть что показать.

Текст: Илья Казаков

 

Что значит «Зенит» для российского футбола? Почему Игорь Акинфеев не уходит из ЦСКА? Как прошло детство Романа Березовского в Армении? На кого из молодых российских тренеров следует обратить внимание? Какие тенденции в европейских чемпионатах можно выделить? Как играть в наш карточный футбол? Что светит «Манчестер Юнайтед» с Дэвидом Мойесом у руля? Об этом и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол».

Присоединяйтесь к еженедельнику «Футбол» в соцсетях: