5 мин.

Один из сильнейших клубов мира, лидер чемпионата и один из фаворитов ЛЧ не вернулся домой после гостевого матча

🔙Сегодня ровно 65 лет со дня Мюнхенской трагедии. День, который изменил историю «Манчестер Юнайтед» и чуть не закрыл этот величайший английский клуб... Уверен, все Вы слышали об этом событии, но, тем не менее, оно 100% заслуживает Вашего внимания

1957 год... МЮ - действующий чемпион Англии, главный претендент на новую победу в первенстве и один из главных фаворитов Кубка Европейских Чемпионов - новом престижном международном турнире, который был организован несколько лет назад. Тогда у «Юнайтед» собралась молодая, быстрая, дерзкая и не по годам зрелая команда под руководством самородка Мэтта Басби. Команду так и называли - «малыши Басби». Дункан Эдварс, Марк Джонс, Уильям Фоулкс и, конечно, Бобби Чарльтон - имена этих футболистов не сходят с первых страниц газет. Для местной детворы они кумиры, для местных работяг - герои.

Января-февраль 1958 наступает пора для четвертьфинала КЕЧ. Матчи этого турнира проходят посередине рабочей недели, и Английская футбольная лига не была рада участию МЮ в этом турнире: постоянные перелеты и просьбы о переносе матчей, в следствие чего падает качество игры, а так как «Юнайтед» - флагман местного футбола, то и интерес к нему у местной публики падает. Перед ответным четвертьфинальным матчем против югославской «Црвены Звезды» Мэтт Басби против перенести матч против «Вулверхэмптона», который тогда был конкурентом в борьбе за титул, ибо лететь было очень далеко, за «железный занавес», а игра не обещала быть легкой(даже после победы в первом матче). Однако навстречу тренеру не пошли. Более того, было поставлено условие: вернуться в Англию не позже чем за сутки до игры. Крайним сроком было 15:00 в пятницу, а матч в Белграде начинался в среду, 20:00. В связи с этим Басби просит руководство клуба заказать для команды туда и обратно чартер авиакомпании «British European airways»

В Белграде МЮ сыграл вничью 3:3, и благодаря победе в первом матче проходит дальше. Переночевав в отеле, в четверг «Юнайтед» отправляется домой. В то время самолеты были не такими большими, и их топливные баки не были вместительными. Без дозаправки не обойтись. Местом для этого был выбран Мюнхен. И вот самолет сел в Германии. Пассажиры покидают салон с целью отдохнуть, выпить кофе и т.д. В 14:19 все пассажиры вновь на борту и готовятся ко взлету. Авиалайнер выезжает на взлетно-посадочную полосу, разгоняется и... командир воздушного судна бьет по тормозам: «Уважаемые пассажиры, небольшая техническая неполадка. Сейчас мы вернемся в начало полосы и повторим попытку», - раздалось в салоне. Три минуты спустя самолет вновь неудачно разогнался... Тут капитан просит пассажиров покинуть салон для исправления проблемы. Причиной называют переобогащение топливной смеси. Эта проблема решалась чуть более плавным разгоном, для чего нужна была длинная взлетная полоса. В Мюнхене она была 2км, чего более чем достаточно, однако в тот день началась сильная метель. Большинство людей уверены, что сегодня никуда не полетят. Эдвардс даже телеграмму написал своей арендодательнице, что будет дома завтра. Однако капитан судна не хотел терять день, и в 3 часа дня позвал всех пассажиров занять места. Все были напуганы.. Большинство из них уже никуда не полетело бы... Кто-то искал место сзади, думая, что там безопаснее, кто-то начал молиться

15:03. Самолет готовится ко взлету. Для этого надо набрать скорость 220 км/ч. 30; 60; 120; 170; 217; 217; 217... Хлопок, замедление до 194км/ч и потеря управления....Самолет слетел с полосы и врезался в дом неподалеку.

От удара у самолета отвалилось крыло и часть хвоста. Правым бортом воздушное судно ударяется в ангар с горючим... Взрыв.... Тела пассажиров разлетелись на сотни метров. Из 44 человек на месте погибли 20, ещё 3 - в первые дни после трагедии. Среди погибших 8 игроков МЮ, 3 члена тренерского штаба и 8 журналистов, 2 члена экипажа, 1 турагент и 1 болельщик. В числе выживших оказался вратарь Гарри Грегг. Он первым пришел в себя и, ещё не до конца осознав, что происходит, бросился помогать другим. Греггу своей жизнью обязан и Басби: да, он сильно пострадал, но через 2 месяца его все же выписали из больницы. Выжила и главная звезда команды - Бобби Чарльтон. Он пришел в себя, сидя в кресле самолета, которое выбросило на взлетно-посадочную полосу. Оказалось, что все выжившие пристегнулись, а большинство погибших - нет. Однако настоящей причиной катастрофы стала не до конца убранная полоса.... Сотрудники не убрали снег в конце полосы, аргументировав это тем, что полностью ее никто не использует до конца. Именно этих сотен метров не хватило самолету... Въехав в кашу из тающего снега, самолет не смог добрать этих 3 км/ч...

Новость о этом за пару часов облетела весь мир. Перед руководством клуба стал вопрос: что делать? Играть практически некому, тренер прикован к койке, а выжившие футболисты либо больше не смогут играть, либо не захотят. Были предложения и закрыть клуб.... Тут слово взял Джесси Мерфи - ассистент Басби, который параллельно тренировал сборную Уэльса(поэтому и не полетел). Мерфи пообещал, что соберет новую команду во что бы то ни стало. Навстречу ему пошли футбольные чиновники, которые сняли запрет на трансферы вне трансферного окна. Новая команда была собрана за несколько дней. В основном это были игроки, отвергнутые своими клубами, а также молодежка. Конечно, такая команда и в подметки не годилась предыдущей версии клуба, поэтому она довольно быстро выбыла из чемпионской гонки и вылетела в полуфинале КЕЧ. Но новый МЮ выиграл первый матч всего через 14 дней после катастрофы у «Шеффилд Уэнсдей» 3:0. На трибунах в тот день было больше 60 тысяч человек. При этом фанаты не знали, что за люди натянули на себя футболки великого «Манчестера». Именно тогда Бобби Чарльтон передумал завершать карьеру, и через 10 лет, в 1968 году, с вернувшимся после долгого лечения Мэттом Басби сделают то, что должны были делать 10 лет назад. «Юнайтед», словно феникс, восстал из пепла...

Да, поздновато, уже не 6 число, но я слишком поздно сел писать, поэтому не успел. Извините(

У автора имеется свой телеграм-канал «Футбольная кашеварка»